Налог на интернет или честный ремонт подъездов?
Телеком-группа "Воля" объявила войну киевской власти, по итогам которой последняя может потерять десятки миллионов дополнительных сборов. Оператор хочет добиться отмены платы за доступ к многоквартирным жилым домам, которую установил местный совет.
Телеком-группа "Воля" объявила войну киевской власти, по итогам которой последняя может потерять десятки миллионов дополнительных сборов. Оператор хочет добиться отмены платы за доступ к многоквартирным жилым домам, которую установил местный совет.
Провайдер считает, что только жильцы домов должны сами решать, надо ли заводить в их квартиру кабель.
Как это было
Еще в 2011 году Киевсовет наделил коммунальное предприятие "Киевжилспецэксплуатация" правом заключать договора с телеком-провайдерами на доступ к домам, находящимся в коммунальной собственности. Предусматривалось, что это позволит упорядочить хаотичную прокладку новых интернет-сетей, которые буквально окутали спальные районы.
Киевские власти установили специальный единый тариф за доступ провайдеров к квартирам. Сейчас у "Киевжилспецэксплуатации" он составляет 0,6 гривни в расчете за каждую квартиру в месяц, независимо от того, есть ли в квартире абонент провайдера или нет.
До появления на рынке единого КП провайдеры платили за доступ к зданиям ЖЭКам и районным коммунальным предприятиям. Тогда тарифы были разные - и в разы меньше, и больше. Кто как договорится.
Сразу же после получения полномочий в 2011 году КЖСЭ потребовала от провайдеров разорвать договора с ЖЭКами и подписать с ней. Но только часть телеком-компаний пошли на такой шаг, например, "Киевстар".
"Мы работаем с ними на основании договоров уже давно. Было соответствующее решение КГА, которое никто не обжаловал. Оно не юстировалось. Насколько это законно, должны решать Антимонопольный комитет и суд. Местное самоуправление не обязано юстировать свои решения", - рассказывает директор по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстар" Андрей Осадчук.
При этом в "Воле" считают, что УЖХ и ЖЕКи не потеряли право заключать договора на размещение телекомсетей после принятия решения.
"Нет решения, запрещающего им это делать", - заявили ЭП в пресс службе.
Отношения компании с районными КП основывались на договорной цене, как правило, в 0,1-0,15 гривны с квартиры – в пять раз меньше тарифов "Киевжилспецэксплуатации". И "Воле" это было выгоднее.
Тем не менее, КЖСЭ пока удается отсуживать у "Воли" крупные суммы из прошлого. Так, в начале 2013 года у оператора закончились договора с районной управляющей конторой в Шевченковском районе на 1,3 тысячи домов. В то же время в отношения с КЖСЭ она вступила только через год после этого. Апелляционный хозсуд 1 сентября посчитал, что компания работала целый год без договоров, и взыскал с нее около полумиллиона гривен.
А такая компания, как "Укртелеком", которая также обслуживает интернет-абонентов в Киеве, вообще не платит за доступ к квартирам.
"Исторически мы обеспечиваем доступ к общедоступным телекоммуникационным услугам, получение которых гарантируется государством. Поэтому мы считаем, что в многоквартирных домах, где в течение многих лет оператор обеспечивает потребителей услугами местной телефонной связи и доступа к экстренным службам, плата за доступ к домовой инфраструктуры не должна применяться", - считает руководитель пресс-службы "Укртелеком" Михаил Шуранов.
Монополизируемся
Правила игры в Киеве начали резко меняться, когда в мае этого года Киевсовет внес изменение в свое решение от 2011 года и определил КЖСЭ как монопольного сборщика денег с провайдеров не только в объектах коммунальной собственности, но и во всех жилых домах.
Связано это было и с тем, что местные власти в этом году заменили в каждом районе города ЖЭКи на управляющие компании, и жилищный фонд был передан им на баланс. Хотя пока этот процесс не прекратился, у некоторых провайдеров до сих пор есть договора со старыми КП.
У "Воли" действуют договоры с несколькими, например, КП УЖХ "Липкижитлосервис", КП "ДУОЖФ Святошинского района", КП УЖХ Днепровского району и другими.
В связи с тем, что пока не ясно, в каких отношениях будут состоять новые балансодержатели жилого фонда, появившиеся вместо ЖЭКов (управляющие компании) и КЖСЭ, "Воля" решила оспорить решение Киевсовета о наделении этого ПК правом собирать деньги за доступ к жилым домам.
Киеврада. Фото ukranews.com |
Исходила компания из того, что КЖСЭ имеет право распоряжаться только коммунальными объектами. "В доме 70-80 квартир, из которых не менее 95% уже приватизированы. Следовательно дом является уже совместной собственностью, а не коммунальной", - считают в "Воле".
Иными словами, по мнению оператора, есть только один субъект, с которым провайдеры обязаны подписывать соглашения на предоставления услуг. Это непосредственно жильцы дома.
В данном случае "Воля" ссылается на позицию Минрегионстроя по этому вопросу. Отраслевая ассоциация "Телекоммуникационная палата" получила от министерства развернутый ответ, в котором говорится, что трактование некоторыми органами местного самоуправления многоквартирных домов как домов коммунальной собственности, несмотря на фактическую приватизацию в них от 95% до 100% квартир, противоречит действующему законодательству. Даже если в доме нет объединений собственников.
Журналист "ЭП" побывал на одном из судебных заседаний Киевского административного суда, в котором рассматривается дело "Воли" против КЖСЭ. Оно уже не первое, и, по-видимому, далеко не последнее.
Процесс идет очень вяло. В частности, представитель КЖСЭ в очередной раз, в четвертый, принес не те документы, которые запрашивал судья. Для того чтобы понять, действительно ли "Воля" в иске говорит только о жилых многоквартирных домах, судье нужно видеть весь список объектов и сравнить его с тем, который есть в распоряжении у "Воли".
Последний раз представитель коммунального предприятия намекнул, что этот список очень большой - около 8 тыс домов. Не нести же его целиком в суд.
Очень прибыльный гешефт
Другие провайдеры интернет-доступа и кабельного ТВ столицы пока только пристально следят за тем, что делает "Воля". Как рассказал "ЭП" совладелец киевского оператора "Триолан" Вадим Сидоренко, его компания тоже не определилась с тем, заключать ли договора с КЖСЭ и вынужденно сотрудничает с этим предприятием только при сдаче в эксплуатацию нового жилого фонда.
"Мы, можно сказать, находимся на стадии выяснения, кто они такие...", - говорит Сидоренко.
Он считает, что если КП таки удастся заключить договора со всеми провайдерами, то появится большой риск поднятия расценок на доступ к квартирам. Ведь это фактически будет монопольная структура, контролирующая доступ к объектам.
Более того, она самостоятельно будет принимать решение, кого пускать на рынок, а кого - нет. Иными словами, аппетиты могут начать расти во время еды.
Сейчас, по информации Сидоренко, в Киеве около 1 млн квартир. А в каждом доме присутствует в среднем по несколько провайдеров.
firstsocial.info |
Таким образом, уже при существующих расценках КЖСЭ может собирать с киевского рынка десятки миллионов гривен. Причем без особых усилий.
В 2013 году, как стало известно из аудита предприятия, его доход от размещения на объектах коммунальной собственности базовых станций мобильных операторов и кабелей провайдеров составил 29 млн грн. А себестоимость оказанных услуг - всего 2 млн грн.
При этом только 25% от собранных денег идет на нужды балансодержателей домов. 50% от общей суммы сборов зачисляются в спецфонд КЖСЭ, предназначенный для содержания жилищного фонда. Еще 25% - на операционные нужды коммунального предприятия.
Для операторов остается загадкой, каким образом тратятся собранные деньги. Вадим Сидоренко из "Триолана" не замечал, чтобы в подъездах домов что-то кардинально изменилось. Он говорит, что пока сбор КЖСЭ больше похож на налог.
"В таком случае, если власти и хотят такой налог, то это сфера ответственности налоговой, а не коммунального предприятия",- отмечает он.
В зависимости от того, какие установятся отношения между киевскими компаниями и властями в сфере доступа к домам могут и, скорее всего, будут развиваться события и в других регионах. Где у операторов тоже нет желания платить мзду коммунальным предприятиям.
Сидоренко говорит, что в принципе, такой сбор может оказаться полезным для городов. Но только лишь при том условии, что коммунальные предприятия начнут открыто отчитываться, куда идут собранные деньги.