Администрация морпортов Украины: убить своих, чтобы чужие согрелись
"Украинская правда" узнала о непубличных планах Минэнерго – заложить собранные в портах деньги, необходимые для жизнедеятельности акваторий и развития инвестиционных проектов, под кредит НАК "Нафтогаз України", чтобы купить газ для отопительного сезона.
В отраслевых профсоюзах говорят, что такое решение убьет инфраструктуру государственных морских портов, позволив впоследствии приватизировать их за копейки.
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский состоит в одной политической команде с руководителем Минэнерго Владимиром Демчишиным, что объясняет отсутствие сопротивления со стороны его ведомства.
Изъятие денег стало возможным из-за того, что государственный орган, распоряжающийся валютной выручкой морских портов, третий год не утверждает финансовый план вовремя. Как следствие, не инвестирует в развитие собственных доноров.
Раньше миллиарды просто скапливались на счетах в банках, в том числе – на депозитных, о чем не знали в самих портах.
Теперь, как раз накануне местных выборов, их решено использовать на актуальные нужды большей части электората.
Администрация морских портов Украины (АМПУ) была создана в июне 2013 года, как единый госорган, управляющий 18-ю морскими портами – 5 находятся во временно оккупированном Крыму.
Сама идея создания АМПУ была заимствована из опыта европейских государств: единый орган управления, единый бюджет, позволяющий инвестировать в крупные стратегически важные проекты.
Основная задача АМПУ – развивать акватории портов и объектов портовой инфраструктуры – дно углублять, строить причалы, проводить ремонтные черпания и обеспечивать безопасность гаваней.
В Украине создание АМПУ имело свою специфику.
Орган управления остатками активов, не понадобившихся олигархам
10 декабря 2011 года президент Виктор Янукович неожиданно наложил вето на закон "О морских портах Украины", принятый полтора неделями ранее.
Он назвал "невзвешенной" предложенную в документе концепцию приватизации. Законопроект должен был фактически открыть дорогу к приобретению портов бизнесом.
Тогда же Кабинет министров Азарова предложил новую версию закона.
На базе стратегических объектов портовой инфраструктуры, которые не подлежат приватизации, концессии или аренде, предусматривалось создание АМПУ.
Все остальное было решено продать, либо передать в концессию или в аренду сроком на 49 лет.
Причалы, которые не могли быть приватизированы, авторы законопроекта решили передать инвесторам во временное пользование.
Фото cont.ws |
Так, де-юре бизнес получил долгожданную возможность легально инвестировать в портовые проекты, покупать или брать в аренду земли, географически привязанную к портам.
Де-факто у украинских олигархов появилась возможность значительно усилить свое положение в портах.
В октябре 2013 года Николаевский горсовет принял решение о продаже частному морпорту "Ника-Тера", входящему в состав Group DF Дмитрия Фирташа, двух земельных участков общей площадью 104 га земли в Корабельном районе города за 4,426 млн. грн.
В группе ВЕТЭК Сергея Курченко в ноябре того же года сообщили о приобретении ООО "Всеукраинский промышленный союз" – владельца Херсонского нефтеперевалочного комплекса – объект включает нефтегавань с двумя причалами, позволяющими принимать суда с грузоподъемностью до 10 тыс. тонн.
Защитники нового закона ссылались на то, что он соответствует международному опыту. Вице-премьер Борис Колесников тогда заявлял, что порты уже давно контролируются финансово-промышленными группами, а закон лишь "формализует процессы, которые давно состоялись".
Деньги любят тишину
АМПУ в свою очередь начала копить деньги, которые должна была тратить на развитие портов.
В основном, это портовые сборы – валюта, собираемая за пользование портовой инфраструктурой.
В 2013 году было собрано 3,9 миллиарда гривен, в 2014 уже 4,5 миллиарда, но оба года финансовый план АМПУ не утверждался до октября-ноября, когда времени проводить необходимые работы в портах уже не оставалось.
Одной из двух масштабных инвестиций АМПУ за это время стало участие в реализации амбициозного проекта – строительства контейнерного терминала в Одесском порту, закончившееся погружением под воду едва построенного волнолома.
В результате весь проект заморожен на неопределенный срок.
Одесский порт. Фото odessaguide.net |
Вторая инвестиция – дноуглубление порта "Южный" до 18,5 м, которое позволило заводить в порт крупные суда-кейпсайзы и грузить их у причала.
Куда все это время девались остальные деньги? Ведь некоторые морские порты, отдавая прибыль АМПУ за два года не получили ни копейки инвестиций, и их инфраструктура начала приходить в негодность.
Известный пример – Мариупольский порт (находится в сфере интересов Рината Ахметова), за дноуглубление которого взялись в прошлом месяце только после того, как суда начали черпать винтами песок, и директор порта выступил с заявлением о том, что ситуация стала "критической".
По информации "Украинской правды", деньги все это время складывались на счетах в банках, частично – счетах депозитных.
Помимо государственных банков "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк", АМПУ пользуется услугами частных финучреждений, причем далеко не из первой десятки.
Более 230-ти миллионов лежат в банке "Восток", который контролируется Владимиром Костельманом через Fozzy Group; 100 миллионов в банке "Пивденный", одесского бизнесмена Юрия Родина; долларовый счет в "Сбербанке России" и банке "ВБР", который принадлежал Александру Януковичу; гривневый счет в "Дельта Банк" бизнесмена Николая Лагуна, находящемся в процессе ликвидации.
В ноябре прошлого года, собрав в портах 4,5 миллиарда гривен, АМПУ по непонятным причинам взяла в российском "Сбербанке" долларовый кредит в размере 62 тысяч под 12% годовых. В связи с изменениями курса он успел вырасти вырасти до 1,3 млн гривен.
В "Банк Форум", который находится в процессе ликвидации, в прошлом году АМПУ положила на депозит 7,5 миллионов гривен, выручив 106 тысяч.
Поскольку в нескольких портах, в которые корреспондент "Украинской правды" звонил за комментариями, никто не смог сказать, где АМПУ хранит деньги, можно предположить, что и за выручку от депозитов АМПУ перед донорами не отчитывается.
Таким образом, эти деньги могут являться неучтенной прибылью, о которой известно руководству АМПУ и Министерства инфраструктуры, которому АМПУ подотчетно.
delta-pilot.ua |
Бухгалтерия АМПУ вообще ведется неосторожно.
В результате мартовской плановой проверки Госфининспекции, как указано в документе, копией которого располагает "Украинская правда", в работе АМПУ "установлено финансовых нарушений, которые привели к потерям – 16,2 миллиона гривен".
В основном, это примитивные "завышения", которыми часто пользуются чиновники во всех отраслях. Например, в зарплатном фонде.
"Допущенные нарушения при осуществлении выплат, связанных с оплатой труда, – говорится в документе, привели к безосновательному начислению и выплате зарплат работникам АМПУ на общую сумму 3,2 миллиона гривен".
Но некоторые выводы Госфининспекции свидетельствуют об использовании порочных коррупционных практик в огромных масштабах:
"Кроме того, ревизией АМПУ и его филиалов установлено проведение процедур закупок с нарушением требований законодательства, в результате которых был заключен 41 договор на общую сумму 292 миллиона гривен".
Сначала женщин и детей – АМПУ жертвует портами, спасая НАК "Нафтогаз"
В этом году история повторяется. За первое полугодие 2015-го АМПУ стала самым прибыльным госпредприятием морской отрасли, собрав 2,2 млрд. грн.
Отчасти этот успех объясняется троекратным ростом доллара по отношению к гривне, но сумма все равно внушительная, и ее опять не используют ни в срок, ни по назначению.
С одной стороны, АМПУ стала наращивать объемы сборов, задействуя в том числе методы, создающие неудобства бизнесу.
Одесский общественный активист и экспедитор Александр Захаров привел в качестве примера недавно изобретенный АМПУ "инфраструктурный платеж".
"Я хочу приехать забрать контейнер, который пришел на мой адрес. Я плачу ставку фрахта, плачу порту за погрузку–выгрузку и я хочу его забрать, – объяснил господин Захаров, – а мне говорят: "Нет, чтобы проехать по территории моего порта, ты тоже должен заплатить деньги. – Почему? – Потому что должен – это наши правила".
С другой стороны, из-за несогласованного в очередной раз финансового плана, капитальные инвестиции на 2015 год провалены.
"У нас возникла уникальная ситуация, когда у компании на счету миллиарды гривен, но она не может использовать их. – Заявил в августе министр инфрастуктуры Андрей Пивоварский. – Это означает, что по капитальному дноуглублению, по капитальным инвестициям этот год будет провален".
В своем ответе "Украинской правде" относительно утверждения финплана АМПУ признает, что "фактически процедуру утверждения документа невозможно завершить в разумные сроки".
Глава АМПУ Андрей Амелин не ответил на звонок корреспондента "Украинской правды", но мы получили официальные комментарии в пресс-службе госпредприятия.
"Процессу утверждения предшествует длительная и громоздкая процедура согласования финансового плана в различных министерствах (Минфин, Минэкономики, Минюст, Мининфраструктуры), – говорится в ответе АМПУ. – Однако, АМПУ прилагает все усилия для скорейшего утверждения документа".
"Специалисты АМПУ проводят необходимые процедуры государственных закупок и выбирают подрядчиков, чтобы ускорить процесс инфраструктурных работ после утверждения финансового плана" – оптимистично заканчивают в АМПУ.
То ли в администрации еще не знают, что судьба портовых сборов решена на более высоком уровне, то ли не совсем откровенны.
Достоверный источник "Украинской правды" в НАК "Нафтогаз Украина" передал в редакцию копии документов, свидетельствующих о планах правительства – использовать деньги, собранные в портах, закрывая "дыры" в бюджете "Нафтогаза".
Соответствующий проект распоряжения Кабинета министров Украины, предложенный министром энергетики Владимиром Демчишиным, уже направлен на согласование в Минфин, Минэкономразвития и Мининфрастуктуры.
Владимир Демчишин, как и Андрей Пивоварский, которому подотчетна АМПУ, являются чиновниками, лояльными к Администрации президента Украины и, таким образом, состоят в одной политической команде.
Владимир Демчишин. Фото kmu.gov.ua |
Это объясняет, почему АМПУ, которая должна бы отвоевывать деньги на развитие портов, откладывала утверждение финплана вплоть до появления указанной инициативы.
А сама инициатива появилась незадолго до местных выборов. Можно предположить, что накопление денег в течение последних лет имело именно такую конечную цель.
Распоряжение "О мероприятиях, направленных на стабилизацию работы НАК "Нафтогаз Украины"" предполагает взять в "Ощадбанке" кредит размером в 1 млрд. грн под 17,5% годовых, чтобы закупить на эти деньги и закачать в хранилища газ "в объемах, достаточных для стабильного прохождения отопительного сезона 2015/16 годов".
Но дело вовсе не в самом факте кредитования – в этой практике нет ничего предосудительного.
Дело в содержании пункта распоряжения об "обеспечении возврата кредита и процентов".
Чтобы обеспечить кредит, нужен залог. В данном случае – с учетом процентов по кредиту, нужно минимум на год заморозить на счетах миллиард сто десять миллионов гривен.
В качестве такого залога предложено использовать депозиты АМПУ (600 млн. грн), портов "Южный", "Мариупольский", "Одесский", "Октябрьск", "Ильичевский" и "Бердянский".
Недостающие для обеспечения нужной суммы 20 млн решено использовать со счета "Госгидрографии" – предприятия, обеспечивающего работу всего навигационного оборудования в портах, получающее все так называемые "маячные сборы".
Поскольку следующий претендент на "критическую ситуацию" с обмелением акватории после Мариуполя – Бердянск, корреспондент "Украинской правды" позвонил в администрацию местного порта.
В администрации сказали, что ждут технику, которая должна приехать к ним, как только закончатся работы в Мариуполе, а начальник порта Вячеслав Резник согласился дать расширенный комментарий лично, но в назначенное время пропал со связи.
Вячеслава Резника можно понять – как госслужащий он оказался в неловкой ситуации: критиковать киевское руководство нельзя, а похвастаться, видимо, к приезду корреспондента "Украинской правды" стало уже нечем.
Портовые профсоюзы более откровенны.
"В Ильичевском морском торговом порту АМПУ в течение двух лет забирала деньги, и не давала ни копейки на проведение не только дноуглубительных работ, которые повышали бы конкурентоспособность и привлекательность Ильичевского порта – они даже ремонтное черпание не проводят", – рассказал "Украинской правде" лидер профсоюза Ильичевского порта Сергей Брызгалов. Порт находится в сфере интересов бизнесмена Игоря Коломойского.
"То есть мы сегодня не можем конкурировать с другими портами – мы теряем Ильичевский порт. Государство теряет.
С нас берут, как с дойной коровы. Сейчас у нас забирают то, за счет чего мы должны жить и развиваться. – Продолжает господин Брызгалов.
– В итоге мы убьем порты, и они будут приватизированы олигархами за копейки".
Матвей Никитин, Федор Попадюк (при поддержке фонда "Відродження"), для ЭП