Українська правда

Российские сериалы неизлечимы? Или мартышкин труд Госкино

4 сентября 2015, 15:56

Третьего сентября на совместной пресс-конференции глав Национального совета по вопросам ТВ и радиовещания, Госкино, а также менеджеров ICTV, "1+1" и СТБ было жарко. Жарче, чем на улице.

Только киевского смога не хватало. Потому что в зале работал кондиционер и все окна были закрыты. Хотя нет, смог тоже был. Только состоял он не из гари торфянников и лесов под Киевом, а из полупрозрачных обвинений и намеков спикеров в адрес друг друга.

Сверяем по YouTube

Как известно, 4 июня в Украине вступил в силу запрет показа фильмопродукции, произведенной в России с 2014 года, а также фильмов и сериалов, прославляющих спецслужбы и правоохранительные органы России и СССР.

С момента принятия закона прошло уже как три месяца. А на телеканалах по-прежнему часто мелькают запрещенные фильмы.

Глава Госкино Филипп Ильенко жалуется на коллизию норм принятого закона. Мол, как и из каких источников устанавливать год производства фильма или сериала, непонятно. Ведь затребовать документы о производстве при выдаче прокатных удостоверений по закону нельзя.

Вот и получается, что других инструментов определения возраста кино, кроме как открытой информации в Google или YouTube, нет. "Но мы же не можем ссылаться на ссылку на YouTube, которую завтра удалят", - сетует Ильенко.

Присутствующие в целом находят нынешний запрет телевизионной продукции очень дырявым. Во первых, сериалы, произведенные в России в 2012-2013 годах, мало чем отличатся от сериалов 2014-2015 года. Только одни из них запрещены, а другие нет.

Во-вторых, тяжело понять, в каком случае появление сотрудника правоохранительных органов СССР или России является элементом пропаганды, в каком - антипропаганды, а в каком этот персонаж вообще исключительно эпизодический и появляется для того, чтобы махнуть палочкой на перекрестке. Один раз за весь фильм.

Арнольд Шварценеггер из фильма "Красная жара" в советской форме уж точно элементом пропаганды не является, как подмечает один из ТВ-менеджеров.

 

"К нам уже обращаются российские производители и спрашивают, какой год производства вам указать", - поддержал генеральный директор "1+1 Медиа" Александр Ткаченко.

По его словам, производители запросто могут пометить свежий фильм 2013 годом, несмотря на то, что он снят в 2014-2015. Отследить такое можно по премьерам, которые происходили в России.

"Вспомнить все" с Юрием Артеменко в главной роли

Здесь глава Нацсовета Юрий Артеменко не выдержал и решил сделать мероприятие менее скучным (как он потом объяснил). Он начал возмущаться, что каналы не могут сообща посодействовать в борьбе с засильем российской продукции, а только ябедничают друг на друга.

"Я уже начинаю думать, что можно договориться с членами экспертный совет при Госкино... Ну кого мы дурим? Мы дурим себя!", - воскликнул он.

 Юрий Артеменко

Когда Артеменко вспомнил про экспертный совет при Госкино, с которім, возможно, есть пути договориться, Филипп Ильенко заерзал и явно занервничал. Ведь это серьезное обвинение, высказанное в форме предположения, действительно может иметь реальный подтекст. Тем, кто в теме, понятно было, о каком именно случае вспомнил в этот момент глава регулятора.

Не так давно — в начале августа 2015 — в Нацсовет пришло письмо от ТРК "Украина" Рината Ахметова с кляузой о том, что его конкурент - телеканал "Студия 1+1" Игоря Коломойского - публично вещал фильмы, произведенные в России в 2014-2015 годах. "Плюсы" вещали сериалы "Гадалка" и "Слепая".

Нацсовет собирался назначить "1+1" проверку. Однако вдруг всплыл экспертный вывод комиссии при Госкино, которая установила, что указанный контент не является фильмами. Вот такой вот поворот.

В описании "Слепая" на видео-сервисах в интернете указано, что этот контент является мистическим документальным сериалом-драмой. А "Гадалка" обычно позиционируется как ТВ-шоу или "основанный на реальных событиях сериал". Было видно, что такой поворот событий возмутил некоторых членов Нацсовета, включая самого Артеменко.

Было почти очевидно, что оба продукта тяжело назвать каким-то другим словом, кроме как сериал. Но экспертный совет почему-то назвал. Его мнением можно манипулировать?

Юрий Артеменко продолжил свое эмоциональное выступление. Он заявил, что в результате летних мониторингов эфира были зафиксированы потенциальные нарушения на 50 фильмах - практически на всех крупных каналах. Часто кинопродукты появлялись на экранах без титров.

Тут Артеменко как бы спросил у сидящего рядом Ильенко: "Сколько штрафов получили при этом телеканалы? Если не ошибаюсь, то ноль!"

Главе Госкино пришлось оправдываться.

Филипп Ильенко. Фото aif.ua

Дорогое российское дешевле

Телеканалы затянули старую песню. Рынок рекламы в этом году просел в три раза в долларовом эквиваленте, сказал Ткаченко. И соответственно затрат на собственное производство доходами отбить нельзя. Хотя оно с начала лета и увеличилось на крупных каналах в несколько раз.

"Создание качественного национального продукта невозможно без участия государства. Поэтому изменения законодательства должны быть не только в том, чтобы запретить фильмы российского кино определенного года производства, но и создать условия для дальнейшего развития собственного рынка", - заявил директор ICTV Александр Богуцкий.

С поддержкой государства, а тем более с деньгами от государства на развитие отечественного кино пока очень туго. Ильенко озвучил, что на выделенные в 2015 году из бюджета 64 млн грн удалось разморозить 7 отечественных кинопроектов. Но они в очень плохом состоянии, так как были начаты еще несколько лет назад. И бюджеты тогда были совершенно иные. И финансирование шло далеко не всегда.

Более многообещающей летом выглядела инициатива крупнейших телеканалов и Госкино "Кинокраїна". В июле о ее старте сообщил министр культуры Вячеслав Кириленко. До конца лета предполагалось, что инициатива превратиться в законопроект и зайдет в Верховную раду. Заключалась она в том, что в стране предлагалось создать спецфонд на развитие кино, который будет составлять не менее 0,1% от затрат бюджета. Фонд будет также пополняться за счет отчислений от деятельности государственных лотерей и с акцизов.

Кадр со съемок украинского сериала Гвардия. Фото unian.net

По подсчетам ЭП, ежегодный объем фонда составит 1 млрд грн. Кроме того, идея предполагала возвращение части затрат на производство контента иностранным студиям и актерам, использующим Украину как киноплощадку.

Очевидно, что подготовить такой законопроект — задача не простая. Ильенко лишь сказал на конференции, что по документу были встречи в Минфине. И через несколько недель, мол, он будет готов. Но пока не известно, в каком виде.

Представители телевизионной отрасли пугают, что если поддержки им государство не окажет, запрет российского кино никакого смысла иметь не будет. "Возможно, проще купить за $10-12 тыс российские сериалы за 2010-2012 год, что соответствует заработку от рекламе, и бесконечно крутить их", - заявил Ткаченко.

Когда конференция закончилась, журналист ЭП поинтересовался у генерального директора ICTV Александра Богуцкого, почему же это проще сделать, чем снимать свое. Оказалось, что сейчас на каждую серию производства своего сериала уходит примерно $50-60 тыс.

Для наших телеканалов это неподъемные деньги. Ведь максимальный заработок с часа эфира в прайм-тайм в лучшем случае сейчас равен $10 тыс. По словам Богуцкого, эпизод российского сериала минувших лет можно купить за относительно небольшие деньги — даже на несколько тысяч долларов.

При этом российские сериалы часто выигрывают по качеству. Ведь на их производство тратиться больше денег — $100-200 тыс. И актеры на том рынке уже более опытные. Вот и продолжает сидеть украинское ТВ на российской "игле".

Совершенно очевидно, что помимо запрета, должен быть еще и стимул для развития. Иначе наше ТВ рискует превратиться в мусорный ящик для второсортной продукции недружественной страны. Если уже не превратилось.