"Уличная еда" досталась одному гурману
В Украине очередной скандал с защитой прав интеллектуальной собственности. Основатель самого известного в Киеве фестиваля уличной еды запретил другим фестивалям использовать словосочетание "уличная еда".
Основатель киевского фестиваля уличной еды, который проводится на арт-заводе "Платформа", заявил, что зарегистрировал словосочетания "уличная еда", "фестиваль еды", food fest, street food fest и ulichnaya eda как торговые марки.
По словам основателя Романа Тугашева, их использование в контексте проведения мероприятий другими лицами является нарушением авторских прав.
Из его заявления, размещенного на странице проекта "Уличная еда" в Facebook, следует, что в разных регионах Украины готовятся подобные фестивали.
Например, фестиваль уличной еды и музыки "Чіга-біга" в Железном порту Херсонской области, фестиваль уличного наслаждения "Тарелка еды" и Gastro-Dnepr: фестиваль еды и удовольствий в Днепропетровске.
Некоторые из них, по словам Тугашева, убеждают участников, что они представители "Уличной еды", а это не соответствует действительности.
"Мы постоянно мониторим рынок и настоятельно рекомендуем не нарушать закон, а честно работать и самостоятельно добиваться успеха, не прикрываясь нашим именем и репутацией", - говорится в заявлении Тугашева.
Свой первый фестиваль уличной еды Тугашев организовал в Киеве более двух лет назад. Он собрал в одном месте любителей поесть и тех, кто решил попробовать себя в продаже "быстрой", вкусной и полезной еды. Начали с семи участников-торговцев едой, посетителей было около 500.
Далее фестиваль развивался даже быстрее ожиданий организаторов, с каждым разом привлекая все больше участников и посетителей. Ближайший киевский фестиваль на арт-заводе "Платформа" будет уже четырнадцатым по счету.
С апреля 2015 года количество посетителей каждого фестиваля держится на уровне 30 тыс человек, а участников набирается под сотню.
Принцип заработка такой: посетители платят пару десятков гривен за вход, а владельцы торговых точек - несколько тысяч за участие. В итоге оборот фестиваля, по оценкам издания "Лiгабiзнесiнформ", составляет около 1 млн грн, хотя большая часть этих денег уходит на покрытие организационных расходов.
Хитрости регистрации
По данным "Украинского института промышленной собственности", Тугашев является владельцем ТМ "Фестиваль уличной еды" и "Уличная еда" с 2013 года.
Перечень услуг, для которых они зарегистрированы, довольно интересный и не включает ничего, связанного с едой. Например, под торговой маркой "Фестиваль уличной еды" могут оказаться, в том числе, канцелярские работы, психологическое тестирование для отбора сотрудников, услуги школ-интернатов.
Там также есть услуги по организации соревнований, конференций, концертов, ярмарок, демонстрация товаров в пользу третьих лиц. Они наиболее близки к тому, чем занимается Тугашев, - организации фестивалей, говорит патентный поверенный Патентно-юридической компании IPStyle Мария Ортинская.
Нажмите для увеличения |
Торговая марка "Уличная еда" зарегистрирована для широкого перечня услуг, имеющего отдаленное отношение к уличное еде.
Например, для учебы в академиях, аттестации, парков аттракционов, проката аудиоаппаратуры, услуг передвижных библиотек. То есть производители уличной еды могут продолжать называть ее "уличной", объясняет Ортинская.
Нажмите для увеличения |
Как рассказывает патентный поверенный и управляющий партнер патентной фирмы Prima Veritas Наталья Владимирова, украинское законодательство предусматривает возможность регистрации "обычных" слов и фраз.
Просто они должны быть оригинальными для тех товаров и услуг, для которых заявляется правовая охрана. К примеру, слово "розетка" не может быть зарегистрировано для розеток, но вполне успешно охраняется для услуг оптово-розничной торговли - речь об интернет-магазине Rozetka.
Слово "батон" для хлеба получить нельзя, но для напитка или заведения - можно, говорит Владимирова. Поэтому бренды "Уличная еда" и "Фестиваль уличной еды" зарегистрированы не для производства и продажи продуктов питания.
"Нас многие упрекают в нелегитимности регистрации "обычных словосочетаний", однако мы действуем в рамках законодательства", - утверждает Тугашев.
Если последуют изменения в этой сфере законодательства, он обещает обязательно им последовать. Пока же единственно возможным форматом работы в рамках защиты бренда является только этот, говорит он.
Защита и нападение
Тугашев утверждает, что зарегистрировал эти словосочетания не для того, чтобы иметь возможность тянуть в суд всех организаторов подобных фестивалей. "При развитии фестиваля я оценивал все риски потери бренда в будущем, и как дипломированный юрист позаботился о правовой защите", - объяснил он.
Рынок ивентов в 2013 году только начинал развиваться, и появление на нем ряда фестивалей уличной еды было закономерным. Со временем в медиаполе идентичные названия стали мелькать все чаще.
"Это не могло не вызвать путаницы у гостей или участников, знакомых с нашими стандартами проведения мероприятия", - рассказывает предприниматель.
По его словам, за время проведения фестивалей он и его команда выработали некий качественный уровень, на котором базируется их торговая марка.
"Использование такого же названия может вводить в заблуждение посетителей. Если какой-то фестиваль провалит экзамен на качество, эта "слава" припишется нашему мероприятию. Посетитель не вникает в тонкости организации, ему неинтересно, кто за этим стоит", - делится мыслями Тугашев.
Если другие организаторы хотят проводить подобные фестивали, им необходимо через суд признать торговые марки "Уличная еда" и "Фестиваль уличной еды" недействительными, говорит Ортинскакя. На это есть все шансы. По ее мнению, вопрос правомерности данной регистрации спорный.
Управляющий партнер адвокатского объединения "Юскутум" Артем Афян объясняет, что процедура регистрации в Украине весьма формальна. При регистрации не учитываются мировые веяния и тренды.
С одной стороны, регистранты, скорее всего, первыми начали использовать такие словосочетания в Украине и первыми подались на регистрацию.
С другой стороны, фестивали уличной еды известны в мире. Именно так они и называются. Многие путешественники и туристы сталкивались с ними и читали о них задолго до того, как эти мероприятия начали появляться в Украине.
Именно к этому могут оппонировать организаторы других фестивалей подобного формата, если надумают обратиться в суд.
"Сочетание этих слов связывается у публики с форматом мероприятия, а не конкретными организаторами. Поэтому шансы на признание торговой марки недействительной существуют", - полагает Афян.
Однако пока выданное государством охранное свидетельство действительно, его придется уважать, говорит юрист. По его словам, Тугашев имеет право запретить упоминать эти словосочетания организаторам других праздников.
Шоу-бизнесу не до судов
Споры организаторов массовых мероприятий из-за бренда периодически происходят. В Украине это не первый случай.
Похожая ситуация была с "Арт-пикником Славы Фроловой". Это серия образовательных и развлекательных мероприятий под руководством украинской ведущей и основательницы одноименного фонда поддержки молодого искусства.
Арт-пикники проводятся в Киеве уже несколько лет наряду с другими мероприятиями и концертами, которыми летом обрастает столица.
В мае 2015 года пресс-служба "Арт-пикника Славы Фроловой" заявила о несанкционированном использовании соответствующего бренда.
Как выяснилось, в Киеве готовилось мероприятие Kiev May-Art Picnic. Его название, по мнению представителей Фроловой, сходное до степени смешивания с торговой маркой "Арт-пикник", обозначение которой она зарегистрировала.
В сообщении пресс-службы говорилось, что использование этого названия без письменного разрешения Фроловой является преступлением и основанием для привлечения к уголовной, гражданской и административной ответственности.
По словам пресс-секретаря Kiev May-Art Picnic, дальше публичных обвинений дело не дошло: Фролова не подавала в суд, так как причин для этого не было.
"Мероприятие называлось Kiev May-Art, а picnic - это формат проведения мероприятия. Нельзя получить права на формат проведения. Это все равно, что зарегистрировать слово "концерт" и запретить всем проводить концерты", - рассказывает представитель Kiev May-Art Picnic.
Как объясняет Афян, в Украине торговые марки в сфере шоу-бизнеса редко становятся объектом судебных разбирательств. "Этот бизнес слишком динамичен, ему сложно ждать судебную черепаху. Зачастую все ограничивается публичными заявлениями, которые множат обоюдный пиар", - подытожил он.
По словам Тугашева, обычно его команда связывается с организаторами фестивалей, в чьих названиях присутствуют его зарегистрированные обозначения, и просит их внести коррективы.
"Все подходят к этому с понимаем. Иск - не решение, он не может устраивать обе стороны. Мы пытаемся найти компромисс", - объясняет он. Впрочем, менеджер не исключает: судебное разбирательство может стать крайней мерой.
Все фото с Фейсбук-страницы проекта "Уличная еда"