Экономика после Майдана. Контакты закисли. На каком этапе в Украине застряла реформа рынка электроэнергии
Реформа электроэнергетики уходит корнями в конец 1990-х и продолжается до сих пор. Все эти годы энергетику рассматривали как донора экономики и политический инструмент.
Реформа электроэнергетики уходит корнями в конец 1990-х, когда группа облэнерго, незадолго до этого ставших частными, заговорила об упразднении единого оптового продавца электроэнергии.
Идея была обусловлена явным нежеланием "облов" платить деньги за купленный у единого продавца товар. Однако это не значит, что она была плохой.
Чрезмерное администрирование энергорынка, его зависимость от органов исполнительной власти уже в те времена были притчей во языцех.
Прошло почти 15 лет. Сегодня Оптовый рынок - это система организационно-финансовых отношений внутри энергетики, и потребитель-покупатель не имеет никакого влияния на процессы, в нем происходящие.
Производители электроэнергии - ТЭС, АЭС, ГЭС, ТЭЦ и "альтернативщики" - продают ее в оптовый рынок. Их цены различаются в разы, но облэнерго и независимые поставщики покупают киловатт-часы по некой усредненной стоимости, а затем продают их конечным потребителям.
Реформа электроэнергетики уходит корнями в 1990-е. Фото istpravda.com.ua |
Тарифы для всех энергетических компаний - и производящих, и поставляющих - устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг - НКРЭКП.
Делает это она по принципу: чем больше затраты, тем выше тариф, причем тариф обязательно должен гарантировать прибыльную работу. Так что главное - обосновать свои затраты перед регулятором.
Конкуренция среди производителей ограничена: из-за технических особенностей энергосистемы "соревнуются" только генерирующие компании, созданные на базе тепловых электростанций, и то не всегда. В 2014 году они продали в рынок 37,41% всей электроэнергии.
Рисунок Игоря Лукьянченко |
Доля независимых поставщиков, продающих электроэнергию по свободным ценам и конкурирующих с облэнерго, невелика: в первой декаде июня - 9,17%, в начале 2015 года - 11,43%. В сентябре-декабре 2014 года отмечался всплеск их активности, тогда доля их закупок в рынке достигала 17,77%.
Из-за такой структуры взаимоотношений ни у производителей, ни у поставщиков нет стимулов, вынуждающих уменьшать затраты. Неудивительно, что тарифы растут. В 2014 году по сравнению с 2013 годом цена продажи электроэнергии в оптовый рынок увеличилась абсолютно у всех производителей.
Средняя цена закупки рынком электроэнергии у них выросла на 12,9%. Конечно, во многом это объективный процесс: дорожает топливо, растет - и должна расти - оплата труда. Однако конкуренция могла бы этот рост замедлить.
Предвоенные показатели работы электростанций группы ДТЭК. Источник dtek.com |
Нажмите для увеличения |
До недавнего времени рост тарифов был проблемой небытовых потребителей. Цены для населения по политическим мотивам повышались редко. Недоплаченные ими и другими льготными потребителями суммы включаются в оптовую и розничную цену, которую платят остальные покупатели.
Такое перекрестное субсидирование в 2014 году оценивалось 40,8 млрд грн, в 2013 году - 37,6 млрд грн. В 2014 году оно увеличило оптовую цену на 29,6%.
Реформа: старты и финиши
Новая структура украинской энергетики планировалась в следующем виде: не будет ни единого оптового покупателя, ни усредненной цены.
Предвоенные показатели структуры потребления электроэнергии. Источник dtek.com |
Нажмите для увеличения |
Появятся рынок прямых договоров между производителями, поставщиками и потребителями, рынок "на сутки вперед" - предусмотреть все при долгосрочных контрактах сложно, балансирующий рынок, предназначенный для окончательного покрытия расхождений между производством и потреблением - 2-5%, а также рынок вспомогательных услуг.
По идее, потребителю такая модель куда интереснее: можно выбирать контрагентов и договариваться о ценах.
Работа по созданию новой схемы шла рывками. В ноябре 2002 года Кабмин Анатолия Кинаха одобрил концепцию функционирования и развития оптового рынка электроэнергии, предусматривающую постепенный, за четыре-пять лет, переход от существующей модели к полномасштабному конкурентному рынку.
Нажмите для увеличения |
В 2004 году была создана межведомственная комиссия, которую возглавлял председатель НКРЭ - "предок" НКРЭКП. Уже тогда казалось, что успешно продвигать такой проект силами межведомственной комиссии невозможно.
Так оно и случилось. В 2004-2005 годах принимались решения, противоречащие идее создания конкурентного рынка. В 2004 году была создана НАК "Энергетическая компания Украины", консолидировавшая всю оставшуюся в энергетике госсобственность. Естественно, административное влияние усилилось. Решение ликвидировать НАК было принято в сентябре 2014 года.
В 2007-2008 годах дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки. Мировой банк предоставил НКРЭ 3 млн долл на разработку проекта реформы и консультативную помощь по ее внедрению.
Нажмите для увеличения |
Консультанты проекта - консорциум компаний КЕМА, Нидерланды-Германия, и ЕСА, Великобритания, при участии украинской "Трансэнергоконсалтинг".
В ноябре 2007 года правительство утвердило план реализации концепции. Уже в 2009 году должен был начаться переход к двусторонним договорам, а полностью рынок планировалось внедрить в 2014 году.
"Было проработано несколько вариантов функционирования рынка с учетом всех особенностей - дотаций, возможных неплатежей, своеобразной производственной структуры, в которой 50% составляет мощность атомных электростанций, которая не имеет широкого диапазона регулирования. АЭС не используются для покрытия суточных колебаний потребления и работают по ровному графику.
Фото dtek.com |
С 2010 года были подготовлены проекты нормативных актов и лицензий, необходимые для создания конкурентного рынка. Проект закончился, но правительство не приняло решения реформировать рынок. Мне кажется, все эти годы энергетику рассматривали как донора экономики и политический инструмент", - говорит директор "Трансэнергоконсалтинга" Светлана Голикова.
В 2013 году был принят и с 1 января 2014 года вступил в силу закон "О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины", по которому рынок прямых договоров, рынок "на сутки вперед" и балансирующий рынок в полном объеме должны заработать с 1 июля 2017 года.
Однако и эту дату надо воспринимать не более чем старт, поскольку, следуя букве закона, конкуренция будет ограничиваться еще много лет, до 2030 года.
Ринат Ахметов. Фото "Укринформ" |
Документ вызвал много споров. В частности, скептики утверждали, что писан он "под Рината Ахметова" - владельца ДТЭК, крупнейшего негосударственного холдинга страны. Опасения оказались во многом напрасными, потому что закон не выполняется. Более того, вскоре появится его новая редакция.
22 июня министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин сообщил, что подготовка законопроекта о рынке электроэнергии находится на заключительной стадии. 2 июля законопроект "О рынке электрической энергии" был опубликован на сайте Минэнергоугля.
Это не поправки к закону "О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины". Подготовленный министерством законопроект предлагает отменить его с 1 октября 2015 года. Об этом - во второй части статьи.
Рисунок Игоря Лукьянченко |
Продолжение следует