Українська правда

Макропрогноз-2016: правительство теряется в оценках

8 июля 2015, 10:28

8 июля Кабмин рассмотрит проект прогноза экономического и социального развития Украины на 2016 год и основных макропоказателей экономического и социального развития на 2017-2019 годы.

Каким бы он ни оказался, не следует воспринимать цифры правительства как верное предсказание.

Медиумы из Минэкономики никогда не пытались предвидеть, какой же окажется работа экономики. Из года в год макропоказатели выполняли другую функцию.

Они нужны были для того, чтобы составить госбюджет с нужными цифрами.

Для примера возьмем прогноз на 2015-2017 годы, который был утвержден в 2014 году постановлением №404 от 27 августа 2014 года.

На тот момент Крым уже отошел России, а на Донбассе вовсю шла война.

Бюджет хронически не выполнялся. За два дня до утверждения документа новый президент распустил старый парламент, а Нацбанк принялся тратить резервы на предвыборную стабилизацию курса гривны. Предвидеть девальвацию, которая произойдет после формирования новой Верховной Рады, было несложно.

Одним словом, поводов для оптимизма не было. Тем не менее, в Кабмине Арсения Яценюка каким-то загадочным образом увидели возможности для роста экономики в 2015 году.

Было это предвыборной пропагандой или нет, неважно. Скорее, правительству нужно было составить прогноз пооптимистичнее, чтобы заложить более высокие показатели наполнения бюджета.

После выборов, в декабре 2014 года, в постановление №404 были внесены изменения, согласно которым рост реального ВВП на 0,3-2% был заменен на падение в пределах 2-4,7%.

А в феврале 2015 года прогноз опять пересмотрели. В этот раз были определены сразу три возможных сценария развития, которые предполагали падение реального ВВП от 5,5% до 11,9%.

При таком резком колебании собственных мнений всерьез называть документ прогнозом не приходится. Дело не только в ВВП. По остальным показателям Кабмин иногда ошибался в разы от того, что получилось на самом деле.

Текст документа (pdf): часть 1, часть 2часть 3, часть 4, часть 5

Проект прогноза на 2016-2019 годы, представленный на заседании правительства, опять зиждется на осторожном оптимизме. На этот раз для него тоже нет оснований. Позитивные цифры покажут другое: в 2015 году экономика рухнула до самого дна, и глубже опускаться уже некуда.

Кабмин предполагает, что реальный ВВП в 2016 году может либо сократиться на 0,3%, либо пойти в рост на 2%. Эти расчеты опираются на сокращение ВВП по итогам 2015 года на 8,9% - хотя, например, НБУ дает оценку сокращения ВВП в 2015 году на 9,5%.

Прогноз роста не означает рост. Он означает остановку падения и временную стабилизацию. Если не произойдет эскалация напряжения в Донбассе, а новая власть не придумает новую "гениальность", то в 2017 году экономика сможет оттолкнуться от достигнутого уровня, чтобы пойти вверх.

Возникает подозрение, что правительство теряется в собственных прогнозах. Это видно из предсказываемого роста экономики на ближайшие четыре года.

Совсем недавно прозвучала фраза Михаила Саакашвили о том, что украинская экономика сможет вернуться к тому уровню, какой она имела при Викторе Януковиче, через 20 лет, если будет расти по 4% в год.

Кабмин предполагает рост на 2%. То есть возврат к уровню 2013 года откладывается до второй половины 21-го века. Это при наличии рядом огромного рынка сбыта ЕС, и преимуществ от соглашения об ассоциации, которые Яценюк, находясь в оппозиции, расписывал как манну небесную.

Тарифные условия поставок, в принципе, вполне приемлемы, а вот по поводу нетарифных - квот и технических барьеров - правительство Яценюка никакой работы не ведет. За полтора года деятельности двух правительств мало что сделано для продвижения украинских товаров на европейский рынок.

Авторы правительственного прогноза пишут о своих надеждах на "увеличение доли высокотехнологической продукции в структуре экспорта в ЕС". На чем основываются такие надежды, не сообщается.

Министр экономики Айварас Абромавичус. Фото УП

Удивительно, но планируемый в Украине рост экономики меньше, чем прогнозируемый среднемировой. И это после огромного обвала.

При таком развитии событий Украина имеет более чем призрачные шансы присоединиться к Европейскому Союзу. Предоставлять безвизовый режим стране с нищими гражданами никто из европейцев тоже не будет.

Почти революционная новация - правительственный прогноз обменного курса гривны на следующие годы. Исходя из приведенной таблицы, к концу 2015 года он должен составить 23,5 грн за доллар США.

 

К слову, сейчас на улице 7-8 июля, а в обменках Киева уже можно сдать доллар по 23,6 грн. Сумеет ли власть выдержать собственные прогнозы? Или это стремление выдать желаемое за действительное?

 

Ожидая в 2015 году почти 50-процентную инфляцию, уже в 2016 году Кабмин прогнозирует ее замедление до 12-14,7%. При этом осенью Украина может объявить дефолт, отрезающий страну от внешнего финансирования, а правительство планирует дальнейшее повышение коммунальных тарифов.

Как в таком случае инфляция может резко замедлиться, если в апреле 2015 года в результате роста тарифов она за один месяц составила 15%?

Можно почти безошибочно утверждать, что после принятия прогноза уже осенью или зимой 2015 года в него придется вносить существенные изменения. Зато к тому времени бюджет на новый год уже будет сверстан. Значит, к весне 2016 года можно будет переписывать и его.

Либо же, как в 2015 году, придется жить с нереальным бюджетом, давая чиновникам дополнительные шансы управлять им вручную, распределяя сверхплановые поступления и манипулируя с возмещением НДС и переплатами. Это совершенно другая тема, лишь на первый взгляд не связанная с прогнозом.

Основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2016 год

Показатель

Сценарий 1

Сценарий 2

ВВП номинальный, млрд грн

2 262,0

2 245,7

ВВП реальный, %

102,0

99,7

Индекс потребительских цен, %, декабрь к декабрю прошлого года

112,0

114,7

Индекс цен производителей промышленной продукции, %, декабрь к декабрю прошлого года

110,4

112,2

Прибыль прибыльных предприятий, млрд грн

357,6

326,8

ФОТ наемных работников и денежного довольствия военнослужащих, млрд грн

589,1

579,2

Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, грн

4 857,0

4 821,0

Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, скорректированная на индекс потребительских цен, % к прошлому году

102,3

99,5

Количество занятых экономической деятельностью в возрасте 15-70 лет, млн лиц

17,9

17,8

Уровень безработицы населения в возрасте 15-70 лет по методологии МОТ, %

10,4

10,8

Сальдо торгового баланса, млн долл

-1 577,0

-1 069,0

Экспорт товаров и услуг, млн долл

53 877,0

52 205,0

Экспорт товаров и услуг, % к прошлому году

107,1

103,8

Импорт товаров и услуг, млн долл

55 454,0

53 274,0

Импорт товаров и услуг, % к прошлому году

107,3

103,1

Основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2017-2019 годы

Показатель

2017

2018

2019

Сцена-рий 1

Сцена-рий 2

Сцена-рий 1

Сцена-рий 2

Сцена-рий 1

Сцена-рий 2

ВВП номинальный, млрд грн

2 572,1

2 536,8

2 888,1

2 854,6

3 183,1

3 154,6

ВВП реальный, %

103,5

101,0

104,0

103,0

104,0

103,0

ИПЦ, %, декабрь к декабрю прошлого года

108,1

110,3

105,5

107,6

105,2

105,8

ИЦП, %, декабрь к декабрю прошлого года

108,5

111,1

105,9

106,7

104,7

105,3

Прибыль прибыльных предприятий, млрд грн

538,2

457,3

626,8

556,6

707,5

630,9

ФОТ работников и довольствия военнослужащих, млрд грн

662,1

648,1

731,7

710,3

795,7

769,4

Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, грн

5 563

5 469

6 220

6 105

6 867

6 713

Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, скорректированная на ИПЦ, % к прошлому году

103,7

100,7

104,0

102,2

104,6

102,8

Количество занятых экономической деятельностью в возрасте 15-70 лет, млн лиц

18,2

18,0

18,5

18,2

18,6

18,4

Уровень безработицы в возрасте 15-70 лет по методологии МОТ, %

9,2

10,2

8,4

9,5

7,7

9,0

Сальдо торгового баланса, млн долл

-1 991,0

-1 104,0

-2 461,0

-1 283,0

-3 269,0

-1 639,0

Экспорт товаров и услуг, млн долл

60 062,0

56 937,0

67 162,0

62 940,0

74 570,0

69 780,0

Экспорт товаров и услуг, % к прошлому году

111,5

109,1

111,8

110,5

111,0

110,9

Импорт товаров и услуг, млн долл

62 053,0

58 041,0

69 623,0

64 223,0

77 839,0

71 419,0

Импорт товаров и услуг, % к прошлому году

11,9

108,9

112,2

110,7

11,8

111,2