Правительство начало подготовку к большой приватизации
Правительство разработало стратегию повышения эффективности работы госпредприятий. Среди планов - массовая распродажа действующих компаний и ликвидация "фантомов".
Не так давно правительство опубликовало отчетность государственных компаний, которые будут выставлены на приватизацию.
У большинства из них одна и та же сложность.Из-за убыточной работы, войны и девальвации предприятия стоят гораздо дешевле, чем могли бы.
Продавать их сейчас дешево или привести в лучшую форму, чтобы продать позже, но за большие деньги?
Видимо, Кабмин задался целью ответить на этот вопрос. Для этого он обеспокоился реформой госсектора.
Министерство экономического развития и торговли разработало стратегию повышения эффективности работы госпредприятий.
Этот документ аккумулирует основанные на западных стандартах вводные к управлению госсобственностью.
Его появление вписывается в планы правительства изменить подходы к продаже и управлению госимуществом.
Правда, есть несколько "но".
Выполнение самых срочных пунктов стратегии запланировано на сентябрь-октябрь. В целом же реализация заложенных в ней задач - это среднесрочная перспектива, в лучшем случае - года два.
За пять месяцев 2015 года реформа госсектора не сдвинулась с "бумажного" этапа. Все сделанное до сих пор не вышло за рамки подготовки законопроектов и нормативно-правовых актов.
Многие из них не приняты правительством или парламентом. Документы кружат по ведомствам в целях согласования, а чаще - ожидания, когда по ним примут политическое решение.
Заложенные в стратегии тезисы неплохие. Однако в украинских реалиях их выполнение означает составление списков госактивов, проведение сотен аудитов, принятие вороха законодательных инициатив.
Все это означает только одно: к концу 2015 года никаких реальных преобразований в сфере управления госактивами не произойдет. Просто времени не хватит. А если добавить к этому отсутствие политической воли, остается только гадать, когда начнутся настоящие изменения.
Объем реформы
По данным МЭРТ, в стране без учета банков 1 833 госпредприятия (из 3 350 зарегистрированных) с общей стоимостью активов 870 млрд грн. Основная часть госкомпаний, 70%, относится к энергетическому сектору. Еще 15% приходится на инфраструктуру.
Если верить статистике, финансовый толк есть от 60% госкомпаний. По итогам девяти месяцев 2014 года, говорится в стратегии, 740 госкомпаний показали убытки в суммарном объеме 80 млрд грн. Из них 63 млрд грн приходится на НАК "Нафтогаз Украины".
"Безусловно, часть этих убытков обусловлена девальвацией и слабой экономикой. Однако не вызывает сомнений, что операционная эффективность этих компаний может быть улучшена", - пишет МЭРТ.
Такая ситуация создает дополнительное давление на бюджет - казна вынуждена дотировать убыточные предприятия. В 2014 году объем субсидий в госсектор составил 2% ВВП. С учетом непрямой поддержки НАК объемы выделенной из бюджета помощи достигли 6% ВВП.
ЭП уже писала, что правительство сформировало список из пятидесяти самых крупных по размеру активов госпредприятий и подсчитало размер дотаций, которые эти компании получают из бюджета.
Управление по-новому
Оценка фискальных рисков - первый шаг в рамках реформы. К августу МЭРТ предлагает создать рабочую группу, которая займется оценкой рисков, связанных указанной выше группой предприятий.
В состав рабочей группы войдут эксперты МЭРТ и Минфина. Сначала группа будет работать под кураторством Минэкономики, а с октября 2015 года она перейдет в подчинение Министерства финансов. В списке приоритетных определены следующие задачи.
1. Разграничение функций правительства как собственника и регулятора.
Здесь МЭРТ предлагает руководствоваться советами ОЭСР. В мировой практике разграничение функций обеспечивается двумя способами.
Первый - централизация. В этом случае управление ГП передается специальной организации, а министерства фокусируются на регуляторной функции. Второй - децентрализация, когда управление осуществляют различные ведомства в зависимости от полномочий.
2. Согласование интересов руководства и собственника.
Это блок состоит из давно декларируемых планов. Пока ни предшественникам, ни нынешнему Кабмину реализовать их не удалось.
Речь идет о внедрении наблюдательных советов и независимых директоров, повышении прозрачности работы госкомпаний, в том числе - за счет более жестких требований к публикации финансовой отчетности.
Планируется также вести список посредников, которые заключают с ГП контракты на сумму свыше 1 млн грн. Предполагается, что финансовую отчетность будет подтверждать аудит международных компаний.
МЭРТ также планирует поднять зарплату руководителям ГП до уровня частного сектора. Сейчас она составляет 20-30 тыс грн, что почти в десять раз меньше, чем получают руководители частных компаний.
3. Реструктуризация государственных активов.
Ожидается большая ревизия. По ее итогам то, что можно спасти, будет спасено. Безнадежно-убыточные компании ждет ликвидация.
"Все государственные унитарные компании, в которых преобладают коммерческие функции, будут преобразованы в акционерные общества. К концу сентября 2015 года правительство должно подготовить список таких предприятий", - записано в стратегии.
Процесс преобразования планируется завершить в течение трех лет.
4. Приватизация.
Из этого раздела понятно одно: МЭРТ настроен продать все, что можно. А вот когда и как - не очень понятно.
Правительство уже утвердило список подлежащих приватизации 345 объектов. Следующим шагом должна стать подготовка Фондом госимущества 15 приоритетных компаний. Список нужно подготовить к концу сентября 2015 года.
Еще одна фишка приватизации - привлечение международных советников. По мнению МЭРТ, это увеличит число предложений.
Нажмите для просмотра документа (pdf) |
Пока МЭРТ занимается стратегическими вещами, вопросы приватизации не перестают решаться в точечном порядке.
Так, на следующем заседании Кабмина планируется рассмотреть распоряжение о приватизации ГП "Криворожская теплоцентраль" и ГП "Северодонецкая теплоэлектроцентраль". Остаточная стоимость имущества с землей - 29 044 тыс грн и 49 959 тыс грн соответственно.
Загвоздка - в способе продаже. Способ продажи "Криворожской теплоцентрали" определялся на основании обращения потенциального инвестора - компании "Экотехзащита". Она заявила о готовности участвовать в конкурсе, если ГП будет продаваться единым комплексом.
"Северодонецкую теплоэлектроцентраль" предстоит приватизировать путем продажи госпакета акций. Минэнерго такой вариант не устраивает.
"С учетом сложной ситуации на востоке и приближенности ГП "Северодонецкая теплоэлектроцентраль" к зоне АТО превращать госпредприятие в акционерное общество путем продажи госпакета акций нецелесообразно", - озвучивает свою позицию министерство.
Оно настаивает на конкурсе с открытым предложением цены. "Условия конкурса определит Фонд госимущества", - уточнил в комментарии ЭП собеседник из аппарата правительства. Более подробно с документами и межведомственной перепиской можно ознакомиться тут.
Нажмите для просмотра документа (pdf) |
Риски определят процесс
В стратегии есть раздел, который состоит из двух абзацев. Он определяет риски, который могут поломать планы правительства.
Первый из них и, пожалуй, ключевой - это "политическая поддержка на наивысшем уровне". Ее пока нет. Отсутствие согласованной позиции на уровне коалиции по спискам подлежащих продаже объектов - основная причина, по которой блокируется их прохождение через парламент.
Второй фактор - недостаточная поддержка реформы со стороны населения. Устранять его планируется путем более активной коммуникации с гражданами. Социальная реакция - тонкий момент.
Нередко решения правительства о приватизации сопровождаются протестами работников. Например, заявления Кабмина продать "Укрспирт" неоднократно провоцировали акции протестов.
Правда, МЭРТ забыло упомянуть еще о двух факторах, которые могут свести на нет планы правительства по реформированию госсектора.
Во-первых, это более быстрое, чем ожидалось, падение экономики. На днях МВФ ухудшил прогноз падения ВВП Украины в 2015 году с 5,5% до 9%. По данным фонда, влияние войны на экономику в первом квартале 2015 года оказалось большим, чем ожидалось.
Темпы развития экономики отражаются на планах инвесторов вкладывать в нее.
Во-вторых, отсутствие четких источников финансирования реформы. "Реализация акта не требует дополнительного финансирования из госбюджета", - написано в сопроводительных документах к стратегии. Здесь разработчик с шаблонной фразой прогадал.
Привлечение международных советников, проведение финансовых аудитов престижными компаниями, повышенные зарплаты новым руководителям - на все это нужен ресурс. Таким образом, реализация стратегии очень даже зависит от ее стоимости.
В воздухе витает идея о том, что зарплаты украинским чиновникам будут платить международные доноры из специального фонда. Однако с каждым месяцем она становится все более утопической.
В госбюджете-2015 на меры по управлению госсобственностью предусмотрено 145,5 млн грн. Сможет ли правительство хотя бы начать реформу в рамках этого бюджета, предстоит выяснить очень скоро.