Ахметов выходит на спутник
Медиа-подразделение СКМ собирается создать собственного провайдера спутникового ТВ. Он будет транслировать украинские и зарубежные каналы. Участники рынка говорят, что придется раскошелиться на 50 млн долл.
Торговая марка провайдера платного спутникового ТВ Xtra TV (ISTIL Telecom, подразделение ISTIL Group, принадлежащей бизнесмену Мохаммаду Захуру) переходит под управление "Медиа группа Украина" (МГУ) Рината Ахметова.
Об этом в четверг, 21 мая, сообщил сам провайдер на своем сайте.
"Передача прав на ТМ еще не завершена - детали сделки могут быть оглашены после 1 июня", - сообщил ЭП начальник отдела коммуникаций и связей с общественностью МГУ Сергей Товстенко-Забелин.
Пришлось уйти
"В связи с экономическим кризисом, а также для оптимизации бизнес-процессов компания DTH Broadcast Services Limited (офшор ISTIL. - Авт.) решила выйти из DTH-бизнеса и перестать быть поставщиком услуг спутникового оператора Xtra TV", - говорится в сообщении Xtra TV.
С 1 июня вещание тематических пакетов телеканалов со спутника прекращается, за исключением спортивных "Футбол 1" и "Футбол 2", трансляцию которых будет обеспечивать их владелец - МГУ. Как известно, у Xtra TV с осени 2014 года был эксклюзивный договор на вещание футбольных каналов Ахметова.
Компания ISTIL Telecom объявила об инвестировании 50 млн долл в собственную спутниковую платформу Xtra TV летом 2011 года. Позже Xtra TV заработала, предложив потенциальным абонентам доступ к тематическим пакетам каналов.
Как полагает член общественного совета при Нацсовете по вопросам ТВ и РВ Александр Глущенко, на бизнес Xtra TV повлияли политические события, из-за которых копания потеряла весомую часть абонентов на востоке и в Крыму. По мнению участников рынка, провайдер потерял 35 тыс из 100 тыс подписчиков.
Xtra TV - не первый провайдер спутникового ТВ, который должен был прекратить работу в Украине. В апреле 2014 года с рынка ушла компания "Лыбидь ТВ", сославшись на форс-мажорные политические и экономические обстоятельства.
В Украине остался только один провайдер спутникового ТВ - компания "Вижн ТВ" (TM Viasat), который является частью европейской группы. По оценкам участников рынка, он обслуживает несколько сот тысяч украинских абонентов.
"Когда мы одни на рынке - это плохо. Для поддержания его развития нужно хотя бы несколько игроков", - говорит директор по развитию "Вижн ТВ" Петр Конов.
В Украине еще работает дочерняя компания российской платформы "НТВ+", но лицензии она не получала и обслуживает небольшое количество подписчиков.
Новый провайдер
Как сообщил Товстенко-Забелин, МГУ планирует создание собственного лицензированного спутникового ТВ-оператора. По словам менеджера, оператор предоставит зрителям доступ к популярным украинским и мировым каналам через спутник. "Подробнее о планах пока говорить преждевременно", - говорит он.
Член Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания Олег Черныш отмечает, что МГУ придется получить лицензию провайдера программной услуги. По расчетам ЭП, согласно доступной методике, для группы Ахметова это будет стоить не слишком много - около 122 тыс грн с учетом вещания 24 часа в сутки.
По оценкам МГУ, этот бизнес в Украине перспективен. Участники рынка с этим согласны, но с рядом оговорок. Глущенко отмечает, что пока украинцы могут принимать со спутников в открытом доступе 70-80 украинских и российских каналов, продавать аналогичную услугу будет нелегко.
Кроме того, добавляет эксперт, в стране процветает пиратство. В результате платное телевидение в любом формате организовать будет сложно.
Варианты развития
Если у МГУ есть запас прочности и деньги, то ситуацию на рынке можно изменить, уверен Глущенко.
"Каждый украинский канал оплачивает распространение сигнала через спутник. Если новый провайдер возьмет эти расходы на себя при условии, что канал будет вещаться в закодированном виде, то у него появится возможность сформировать пакет из основных украинских вещателей", - рассуждает он.
Фото unian.net |
Доступ к этому пакету провайдер впоследствии сможет продавать в рознице.
Как считает эксперт, если новому игроку удастся собрать все национальные каналы на одной платформе, чего ранее никому не удавалось, то через два года он может набрать абонентскую базу в размере 500 тыс домохозяйств.
В Украине, по данным исследования Satellite Monitor, ТВ-сигнал со спутника принимают 4,33 млн семей и только несколько сот тысяч за него платят.
Конов говорит, что провайдерам спутникового ТВ следует делать ставку не на широкий охват, а на премиум-сервис - дорогие эксклюзивные ТВ-пакеты и качественное обслуживание, чего не купить у пиратов.
Правда, денег на такой проект, по его словам, нужно много. Как минимум, столько же, сколько хотел вложить Захур, - 50 млн долл, ведь права на премиум-контент постоянно дорожают.
У МГУ уже есть неплохой задел контента - выкупленные права на крупнейшие европейские футбольные события. Конов говорит, что кроме спорта сейчас неплохо продаются кино-каналы.