Українська правда

Деньги на кино ищут в карманах провайдеров

6 апреля 2015, 07:10

В Украине может появиться новый налог.

Госагентство по вопросам кино предлагает высчитывать 3% с дохода операторов и провайдеров телекоммуникаций, дистрибьюторов, а также всех, кто публично показывает фильмы, в поддержку отечественной кинематографии.

Ведомство уже разработало проект соответствующего закона, но в парламенте он пока не зарегистрирован.

Недавно состоялось обсуждение документа с участниками рынка.

В мероприятии участвовали министр культуры Вячеслав Кириленко, глава парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий, глава Госкино Филипп Ильенко, председатель Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Юрий Артеменко.

ЭП удалось получить текст законопроекта.

Натисніть для збільшення

В информационно-аналитической записке авторы законопроекта утверждают, что его принятие позволит восстановить роль кинематографа и его влияние на формирование духовных ценностей украинского народа, а также построить единое общенациональное информационное пространство.

Денег снова не хватает

До 2010 года на производство и распространение украинских фильмов из бюджета выделялись копейки: по несколько миллионов гривен ежегодно.

Начиная с 2011 года, дотации резко выросли - до более 100 млн грн в год. Как утверждают источники ЭП, только часть этих денег "превращалась" в фильмы. Остальное оседало в карманах чиновников, а иногда - и самих режиссеров.

Тем не менее, c 2011 года по 2014 год в широкий прокат в Украине попало рекордное количество отечественных фильмов.

Среди них - "Той, що пройшов крізь вогонь" Михаила Ильенко, "Звичайна справа" Валентина Васяновича, "Ломбард" и "Тіні незабутих предків" Любомира Левицкого, "Плем'я" Мирослава Слабошпицкого, "Поводир" Олеся Санина, "Іван Сила", "Параджанов", "Романтика", "Истальгия", "Полярный рейс", "Вечное возвращение".

Всего - несколько десятков фильмов. Более половины из них получили дотации от государства - по несколько миллионов гривен. Некоторые Госкино профинансировало полностью, например, детский фильм "Іван Сила".

Самые коммерчески успешные фильмы - "Тіні незабутих предків", "Полярний рейс" и "Поводир" - снимались на деньги частных инвесторов.

Фильм "Плем'я", который получил около 40 наград по всему миру, помимо инвестиций Госкино, привлек деньги Фонда Хуберта Балса при Роттердамском кинофестивале, Нидерланды, и Фонда Рината Ахметова.

В 2014 году госфинансирование на производство и распространение фильмов уменьшилось до 67 млн грн, а в 2015 году составило 68,3 млн грн. Кроме того, у Госкино остались долги перед производителями за предыдущие годы.

"По запущенным проектам - на всех этапах производства - Госкино на 1 января 2015 года имеет остаток обязательств - 34 млн грн по программе поддержки и 86,7 млн грн - по программе госзаказа", - сообщила пресс-служба ведомства.

При чем здесь провайдеры

В парламентском комитете по вопросам культуры и духовности подсчитали, что к концу 2014 года дефицит бюджетных расходов на Госкино составил 330 млн грн. Поэтому Госкино в проекте обсуждаемой Национальной стратегии развития киноиндустрии предусмотрело модели внебюджетного финансирования.

В частности, предлагается создать специальный фонд развития кино, который будет собирать средства с операторов и провайдеров телекоммуникаций, телеканалов, дистрибьюторов, всех, кто публично показывает фильмы.

"Телеканалы и другие используют контент, который иногда бывает пиратским, то есть за него каналы не платят, получая сверхприбыль. Мы никого не собираемся обворовывать, просто просим поделиться на производство контента, который они все равно потом будут использовать", - сообщил ЭП пресс-секретарь Госкино.

Впрочем, на просьбу уточнить, какие телеканалы показывают нелегальный контент, и откуда у ведомства данные о финансовых показателях вещателей, он не смог ответить. Посоветовал написать официальный запрос в пресс-службу или записаться на интервью к главе Госкино Филиппу Ильенко.

Это не первая попытка чиновников обложить провайдеров таким налогом. С 2012 года похожие законопроекты ежегодно вносились депутатами, в том числе, экс-депутатом Виктором Януковичем. Однако ни один из них не был принят.

Новый законопроект о поддержке кинематографа, как утверждают собеседники ЭП, попытаются "завести" через Кабмин. Интернет-ассоциация Украины, которая включает около 180 компаний, уже готовит письмо в правительство с аргументацией против внедрения такого сбора.

Разработанный Госкино проект стратегии содержит и другие сомнительные, с точки зрения телекоммуникационного рынка, пункты. Например, создание на базе ГП "Национальный центр имени Александра Довженко" дата-центра.

Замдиректора дата-центра "Парковый" Денис Бурдук напоминает, что в 2014 году Киевская городская государственная администрация предусматривала в бюджете 80 млн грн на строительство дата-центра в том же районе города.

По его словам, есть более простые и эффективные способы хранить государственные видеоархивы. Например, в США, такая услуга предоставляется коммерческими дата-центрами. Она включает повышенные меры пожарной безопасности и защиты видеоматериалов.

Зеленый свет пиратам

Участники телекоммуникационного и медиарынка, которых опросила ЭП, критикуют такой подход Госкино и считают его неоправданным.

"Это введение нового оброка на рынок в ситуации, когда он падает и имеет существенную долю теневого дохода. С ней никакой госорган не борется", - возмущается президент телекоммуникационной компании "Воля" Сергей Бойко.

По его мнению, введение сбора создаст условия для нечестной конкуренции и коррупции, но никак не подтолкнет развитие кино в Украине.

С ним соглашается и директор по маркетингу видеосервиса Megogo Иван Шестаков. Он считает, что от ужесточения условий для легальных игроков рынка выиграют только пираты, которые никому ни за что не платят.

"Зачем снимать кино, если на пиратском рынке на нем невозможно будет заработать? Снимать малобюджетное кино ради кино за деньги от реализации качественных зарубежных фильмов? Мне было бы стыдно даже быть частью этой ущербной схемы", - сетует Шестаков.

Чтобы собирать деньги от реализации продуктов творческой экономики, нужно ее создать. "Пока у нас только пиратский теневой рынок. Сначала поборите пиратов, а потом собирайте деньги с овцы, на которой отрастет шерсть", - говорит он.

Пункт "внедрение эффективной программы борьбы с пиратством в интернете" есть в придуманном Госкино проекте стратегии, но как именно будет происходить эта борьба, пока не ясно.

Только по доброй воле

В случае принятия закона о сборе на кино легальным провайдерам придется его придерживаться. Их расходы увеличатся, соответственно, придется поднять цены для конечного потребителя, рассказывает Бойко. Нелегалы же просто получат повод поднять цены для потребителей, но их расходы при этом не вырастут.

"Нелегалы, скорее всего, станут платить только с части дохода, которую будут показывать как доход от телекомуслуг", - предполагает он. "Если сбор будет взиматься с кинотеатров - подорожают билеты. Если с телекоммуникационных компаний - вырастут счета за ТВ и интернет", - добавляет Шестаков.

Он считает, что следует создать условия для привлечения инвесторов в киноиндустрию, потому что на одной государственной поддержке снять коммерчески успешное кино мирового уровня - задача из разряда невыполнимых.

"Сторонний инвестор придет лишь туда, где пиратство не помешает ему заработать на фильме, в который он инвестирует", - уточняет он.

Интернет-провайдеры и телеканалы готовы вкладывать небольшие суммы в создание национального продукта, но только на добровольной основе.

Например, группа "1+1 медиа" готова разделить с Госкино финансирование одного-двух фильмов в год с общим бюджетом до 1 млн долл. Об этом в комментарии изданию "Телекритика" сообщила генеральный продюсер по производству сериалов группы Елена Васильева.

Вкладывать деньги в отечественные фильмы готова и компания "Воля".

"В наших планах - не только показ фильмов, но и заказ картин от украинского производителя для наших телеканалов. Обращаюсь ко всем кинорежиссерам и сценаристам: если у вас есть интересные проекты, но нет заказчика, пишите нам", - призвала директор по маркетингу "Воли" Виктория Цомая.