Совладелец ТЦ Dream Town: Хотите другую власть - посмотрите сначала внимательно в зеркало
"Я - мужик, всегда поддатый, толстый, лысый, бородатый", - так с юмором описывает себя один из богатейших рантье Украины - Александр Меламуд.
Хотя посещаемость торговых центров, на которых он заработал многомиллионный капитал, упала, бизнесмен не теряет надежд на скорейшее восстановление покупательской способности.
При этом совладелец ТЦ Dream Town и фитнес-центра "Аквариум" не скрывает своего отношения к новой власти и не соглашается с ее шагами, связанными с "шоковой терапией" для украинцев.
Говорит, что никогда не боялся говорить правду.
Один из его рецептов построения новой успешной страны - посмотреть на себя в зеркало, прекратить жаловаться на власть и перестать давать взятки.
- Около 20 лет вы развиваете свой бизнес в Украине. Не разочарованы? Ведь начинали в России и успешно могли строить свое будущее там.
- Я вообще ни о чем не жалею. Все, что ни делается, - к лучшему.
- Как вы оцениваете рынок недвижимости?
- Нет рынка недвижимости. Он отсутствует. Я смотрю на предложения, которые есть по продаже в частности жилья, и понимаю, что это те объекты, которые достраиваются. Нового сейчас будут строить разве что в небольших количествах.
Пока не произойдет стабилизации, рынок будет мертвым. Я уже не говорю об офисных центрах - они не нужны. Та же ситуация и в сегменте торгово-развлекательных комплексов. Те объекты, которые были начаты ранее, приостановлены. Новые строить сейчас не имеет никакого смысла.
Покупательская способность не позволяет "раскручивать" и содержать эти ТРЦ. В 2016 году покупательская способность будет продолжать падать, как и экономика.
- Можете спрогнозировать, когда экономика пойдет на поправку?
- Прогнозировать в нашем случае нет смысла, так как во многом экономика - это часть политики. Могло бы помочь развитие торговых отношений с Россией, потому что эти связи были сильны и взаимовыгодны. Поэтому политикам надо быстрее договариваться. Всем уже эта ситуация надоела. Страдают обе стороны.
- Тем не менее, по пути на встречу с вами я прогулялась Dream Town - людей достаточно много как для буднего дня. Пустых витрин также не было замечено. Как-то удерживаете арендаторов и привлекаете посетителей.
- Конечно, мы работаем согласно антикризисной программе. Стараемся разговаривать с каждым арендатором, предоставляем условия, которые дают возможность выживать и нам, и им. Сейчас всем тяжело, надо это понимать.
А что касается посетителей, то вы попали в обеденное время и в период предновогодней лихорадки, что не является показателем продаж. Самое главное, что покупатель стал экономнее. Денег тратится в 2,5-3 раза меньше.
- Арендные ставки снизили?
- Этим инструментом лояльности, как и другими маркетинговыми акциями, мы также пользуемся. К примеру, сейчас не можем позволить себе приглашать больших звезд на различные мероприятия. Приходится экономить.
- Что больше пользуется спросом - товары или развлечения?
- Конечно, товары. Причем категория необходимых товаров. Если ты раньше планировал купить холодильник, то сейчас три раза подумаешь. И джинсы, если порвутся, зашить можно.
- Много арендаторов уже ушло?
- Было несколько уходов, но это незначительные случаи. В основном, уход был связан с закрытием компании. Мы делаем все, чтобы удержать арендаторов.
- Какие проекты сейчас актуальны? Актуален ли вообще бизнес?
- Новых проектов нет. Есть немного бизнесов, наиболее значимый - Dream Town.
- В нынешних условиях этот бизнес рентабелен?
- Все на грани фола.
- До кризиса вы планировали строить в регионах сеть торговых центров. Была также идея соединить две очереди Dream Town крытым горнолыжным комплексом. Что с этими планами?
- Сейчас план - разобраться, какой будет покупательская способность. Построить можно все, но кто это будет потреблять? Горнолыжный спуск можно построить в любой стране, но не в любой стране он будет востребован.
Все, что планировали реализовать, мы сделаем, когда придет время. Мне даже не нужно для начала реализации проектов полного восстановления покупательной способности. Мне важно видеть динамику движения. Сегодня этого не видно.
- Ваш партнер Гарик Корогодский в одном из интервью говорил, что ему надоела работа, и он с удовольствием продал бы все и занимался бы тем, что нравится, - книжки писал бы. Ваши желания совпадают?
- Во-первых, есть некие эмоциональные порывы. Без бизнеса скучно жить.
- Вы развивали свой бизнес при нескольких мерах: Омельченко, Черновецком, Попове. Сейчас Кличко. С кем легче договориться?
- Я еще не понял, какие правила игры на сегодняшнем рынке. Говорить пока рано. Да, "доступ к телу" всех чиновников стал легче, но при нынешней ситуации практически ни у кого не было возможности себя проявить.
Чтобы заниматься развитием, необходимо, чтобы голова была свободна. А я так понимаю, сейчас они занимаются выживанием. Поэтому я не готов сейчас оценивать нынешнюю власть. Надо подождать.
- При прошлой власти многие бизнесы лихо меняли собственников. К вам приходили с "просьбой" поделиться бизнесом?
- Нет, к нам не приходили, поэтому размышлений на эту тему у нас не было.
- А "крышевать" предлагали?
- Если компания работает по-белому, ее очень тяжело "крышевать". В ответ можешь быть послан очень далеко.
- Dream Town работает по-белому?
- Конечно.
- Считаете ли вы новую власть эффективной? Верите, что иностранцы в правительстве изменят жизнь украинцев к лучшему?
- Ничего плохого в найме иностранцев не вижу. Если это профессионалы - почему нет? Так же, как и ничего хорошего. Посмотрим. Однако им будет намного тяжелее отлаживать механизмы, ведь они не знакомы с внутренними условиями.
Другое дело, я не согласен с "шоковой терапией", которую предлагают провести в Украине. Как показывает практика, "шоковая терапия" может продлиться достаточно долго. Человеку можно сказать потерпеть годик, и он потерпит. Но ему нельзя сказать: "Потерпи десять лет". Это большой кусок жизни.
Безусловно, реформы нужны, но они должны проходить более плавно. В моем понимании это большая ошибка, в том числе международных организаций, чьим требованиям мы следуем. Можно получить совершенно другой, противоположный результат. Само по себе набирание кредитов - очень спорно. Все нужно отдавать.
- В нынешней Верховной Раде много тех, кто раньше был далек от политики. Вы не думали стать депутатом?
- Где?! Я не хочу быть депутатом.
- И во власть вас не звали?
- Нет, не приглашали. Даже если бы приглашали - это не имеет значения.
То, что произошло с Верховной Радой, - большая проблема для страны. Люди хотели выбрать кого-то другого, кого они считали альтернативой предыдущей власти. Все наши проблемы у нас внутри, и власть - это наше четкое отражение. Поэтому хотите другую власть - посмотрите сначала внимательно в зеркало.
Есть же прекрасное средство борьбы с коррупцией - просто не давайте взяток! Пока будут давать, от нее не избавиться. Ведь очень просто обвинять других, делая все, как обычно. Нужно постоянно развиваться самому.
- Один из ваших бывших партнеров Валентин Исак обвинял вас и Корогодского в том, что вы ему угрожали, дабы он переписал свою долю в компании-застройщике Dream Town на вас. Заявлял, что вы требуете от него более 500 млн грн. Исак уже вернулся в Украину?
- Не знаю, вернулся ли он, так как был в бегах.
Эта история длинная. Если вкратце, то в какой-то момент, проснувшись утром, мы узнали, что наш партнер и друг переписал на себя собственность вDream Town по поддельным документам. Был суд, людей, которые занимались документами, осудили на пять лет. По этому делу Исак сейчас находится в розыске.
Понятное дело, что он пытается оправдаться. Бог с ним. Сейчас мне уже все равно. Это тогда я был расстроен, так как мы дружили, вместе семьями отдыхали, водку пили…
Когда наступил кризис 2008 года, его просто перемкнуло на почве неприятностей в бизнесе. Он не умел держать удар и не придумал ничего лучше, чем "кинуть" друзей. Причем мы узнали об этом случайно. Он переписал на себя бизнес еще до правления Януковича.
- Сейчас тяжело всем. Как вы держите удар?
- Тяжело всем. Все обдумывать необходимо до определенного момента. Потом ничего нового уже не придумаешь. Важно продумывать проблемы определенное время. Важно, приходя домой, жить обычной жизнью, отключаться от проблем.
- В рейтинге рантье Украины журнала Forbes вы занимаете первую позицию. Входите в топ-100 самых богатых людей Украины. Как вам такое признание?
- Такое…
- Как вы относитесь к признанию, славе?
- К рейтингам отношусь очень скептически. Я вообще против любого соревновательного процесса. Я люблю спорт, но это те направления, которые созданы специально для того, чтобы выявлять лучших.
Подобно и в школе детей учат, что они должны учиться лучше других. Меня это очень раздражает. Ведь успех другого человека такой ребенок всегда будет воспринимать как собственное поражение.
Бизнес не создан для того, чтобы выявлять лучших. Бизнес создан, чтобы каждый работал сам для себя. Поэтому я не поклонник рейтингов, выявления лучших. Тем более, люди, которые эти рейтинги делают, не имеют ни малейшего представления о реальном положении вещей.
- Архитектура каких городов вам нравится? Как вам Киев?
- Для градостроителей это один из самых важных вопросов. Если бы все оставалось как есть, ничего не сносилось и не строилось, то по Киеву сейчас мимо сточных канав ездили бы небольшие брички. Город требует развития.
Важно понимать, что можно убирать, а что - нет. Важно, чтобы были комплексные застройки. Исторические памятники и современные дома должны соседствовать так, чтобы никого не раздражать. Это и есть задача градостроителей.
Если говорить о городах, то мне нравятся такие, где старинные и современные постройки сочетаются: Лондон, Брюссель, Брюгге, Петербург, Мадрид.
- Вы неординарная личность. Стихи пишете, эпатируете публику своими образами, любите "крепкое" словцо. У вас необычный стиль одежды.
- Имидж создается, исходя из мнения других людей о каком-то человеке. А я живу так, как живу, как мне комфортно. Ничего плохого, надеюсь, в нем нет. И да, ни с кем из имиджмейкеров я не работаю.
- В своих интервью вы говорили, что вы не бизнесмен, а поэт. Расскажите стих о себе сегодняшнем.
- Я могу сейчас придумать и не один стих, но их качество будет спорным.
Что касается бизнесмена и поэта, то это, скорее, образ жизни. И очень хорошо, что в моей жизни есть такой аспект.