Бюджет-2015: закулисные игры
"Кабмин говорит: власть не собирается возвращать Донбасс и помогать беженцам. К тому же, все макроэкономические показатели бюджета "нарисованы" с одной целью - угодить МВФ".
Количество маневров со стороны правительства на один бюджетный процесс зашкаливает.
Кабмин второй раз в 2014 году провернул излюбленный финт: внес проект финплана-2015 в парламент и тут же отозвал его на доработку.
Первый раз правительство так поступило в сентябре. Тогда нужно было формально соблюсти Бюджетный кодекс и внести проект сметы до 15 числа.
Сейчас для этого тоже есть повод: продемонстрировать МВФ, что правительство работает и подготовило свою версию сметы с учетом реформ. А то, что депутаты реформы не приняли, - это их проблемы.
Копия проекта госбюджета оказалась в распоряжении ЭП.
В Кабмине акцентируют: версия проекта не окончательная.
Міністр фінансів у соцмережі розповіла про перебіг бюджетного процесу |
Это правда. Правительство не может сейчас презентовать окончательную смету по двум причинам. Первая - в стране находится миссия Международного валютного фонда, с которой нужно согласовать показатели. Вторая - отсутствует та самая новая законодательная база, на которой планируется утвердить смету.
Основная законотворческая работа кипит именно в этом направлении - нарабатываются поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и закон о едином соцвзносе. Кабмин обещал презентовать их на прошлой неделе, однако не успел согласовать все спорные моменты.
Депутаты пока склоняются к тому, чтобы принять бюджет в 2014 году. Глава группы "Экономическое развитие" Виталий Хомутынник считает, что бюджет будет принят своевременно. Недавно созданное парламентское большинство еще достаточно сплоченно, и премьер-министр, безусловно, этим воспользуется.
"Насколько я понимаю, правительство опять намерено шантажировать парламентское большинство. Бюджет разрабатывается на основе проектов новых редакций кодексов. Если хоть один из кодексов будет провален, как это случилось в сентябре, то возникнут проблемы", - отмечает Хомутынник.
Тем временем причастные к процессу чиновники все чаще поговаривают о том, что возможен и другой сценарий. Рада может не успеть принять смету в 2014 году из-за вмешательства в бюджетный процесс парламентского большинства.
Тайное согласование
По информации источников издания, на прошлой неделе правительство в теневом режиме начало согласовывать бюджет с депутатами. Понедельник депутаты провели в совещаниях. Оппозиция в переговорах не участвует.
"Создана рабочая группа, в которую вошли по два человека от каждой фракции коалиции. Они должны аккумулировать замечания, высказанные на совместном заседании Кабмина с главами фракций", - сообщил ЭП глава парламентского комитета по вопросам бюджета Андрей Павелко, БПП.
Когда депутаты должны доработать поправки, депутат сказать не смог. "Все понимают срочность этого процесса. Принятия госбюджета на 2015 год очень ждут местные бюджеты", - сказал он.
По информации источников, среди избранных - Александра Кужель от "Батьківщини", Виктор Галасюк от Радикальной партии и Виктория Войцицкая от "Самопомочі".
Фото rada.gov.ua |
На вопрос, насколько вероятен сценарий принятия госбюджета в начале 2015 года, Павелко ответил намеком. "Этот бюджет будет крайне сложным. Очень важно получить консолидированную позицию всех членов коалиции", - сказал он.
Подобные реверансы в сторону парламента можно расценить как желание Кабмина обеспечить гарантированное прохождение документа в парламенте. Смета рассчитана на базе одиозных законопроектов о налоговой реформе и децентрализации системы госфинасов, которые ранее парламент провалил.
По словам замглавы комитета по вопросам бюджета Виктора Кривенко, "Самопоміч", бюджет должен быть принят в 2014 году.
"Страна должна начинать год с бюджетом, но мы хотим получить от Кабмина гарантии, что его доходную часть удастся выполнить. В частности, в 2015 году должен заработать закон о трансфертном ценообразовании", - отметил он.
По словам депутата, замечания парламентариев в том числе касаются расходов на оборону и социальную политику. Из разговоров с депутатами чувствуется: они уверены, что Минфин пойдет на уступки и подправит бюджет "под парламент". "А какой у них выбор?" - риторически спрашивает Кривенко.
"Посмотрим, что они предложат", - парирует источник ЭП в Минфине.
Кабмин рассчитывает на рост
Правительство рассчитало основные параметры проекта бюджета на 2015 год с учетом реформ. Так, доходы казны запланированы на уровне 432,3 млрд грн, расходы - 485,3 млрд грн. Это больше, чем в 2014 году. Параметры сметы текущего года: 377,8 млрд грн доходов и 441,6 млрд грн расходов.
Из общего объема государственных расходов 160 млрд грн - это расходы на социальное обеспечение, в том числе 98 млрд грн - финансирование Пенсионного фонда, 60 млрд грн - образование и 52 млрд грн - здравоохранение.
Способность правительства обеспечить доходную часть вызывает сомнения.
Одна из наиболее спорных статей доходов - ожидаемые 17 млрд грн от приватизации. Такую же цифру Кабмин закладывал на 2014 год, однако он стал провальным по части распродажи госимущества. Успеет ли правительство сформировать новые списки подлежащих продаже госактивов и реализовать их?
Интересна структура ожидаемых налоговых поступлений. По ней заметно: в 2014 году рост доходов произойдет не из-за экономического роста, а из-за усиления налоговой нагрузки. Это предполагает проект налоговой реформы.
Нажмите для просмотра документа |
Так, по сравнению с 2014 годом ожидается сокращение поступлений от налога на прибыль. Этот налог - показатель финансового самочувствия предприятий. Если Кабмин ожидает сокращения поступлений, значит, бизнесу лучше не станет.
Тем не менее, в 2015 году правительство рассчитывает на рост налоговых поступлений на 49 млрд грн.
Кабмин делает ставку на НДС, акцизы и ренту. Наибольший рост доходов заметен именно по ренте. Так если в 2014 году поступления от нее запланированы в размере 6,4 млрд грн, то в 2015 году они прогнозируются на уровне 32,2 млрд грн.
Одна из возможных причин подобных ожиданий - Кабмин таки продлит действующие повышенные ставки ренты на 2015 год.
Поступления от акцизов увеличатся с 44,9 млрд грн в 2014 году до 55,3 млрд грн в 2015 году.
Предельный объем дефицита госбюджета установлен на уровне 65,1 млрд грн. Это больше, чем в 2014 году. Предельный объем госдолга предлагается установить на уровне 933,9 млрд грн.
В 2015 году Кабмин продолжит курс по сокращению объема госгарантий. Его предлагается урезать с 25 млрд грн в 2014 году до 18 млрд грн в 2015 году.
Прожиточный минимум на 1 января 2015 года предусмотрен на уровне 1 214 грн, с 1 декабря 2015 года - 1 240 грн. Минимальная зарплата с 1 января будет составлять 1 257 грн, с 1 декабря - 1 284 грн.
По части региональной политики в проекте есть и плюсы, и минусы. В тело проекта госбюджета заложены формульные расчеты по субвенциям на образование и медицину.
"Это позволяет говорить, что создаются предпосылки реформирования системы социальных стандартов и обновления финансовых нормативов бюджетной обеспеченности по этим отраслям.
Это должно привести к большей эффективности расходов в этих сферах, что, безусловно, является плюсом", - говорит директор Центра анализа и разработки законодательства Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
С другой стороны, это некий минимум. Если этих денег городским или районным бюджетам не будет хватать для финансирования школ или больниц, они встанут перед дилеммой: либо покрывать эти расходы за счет собственных доходов, либо закрывать cоциальные учреждения и сокращать их персонал.
Кроме того, расходы на компенсацию льготного проезда переданы Минсоцполитики. Они не будут выделяться через субвенции местным бюджетам, как раньше. Это еще один плюс, полагает Слобожан. По его мнению, такое решение может снять социальное напряжение в населенных пунктах.
Арсений Яценюк. Фото kommersant.ru |
Из минусов - в проекте бюджета отсутствуют расходы по государственному фонду регионального развития. Бюджетный кодекс предусматривает, что это должен быть 1% от объема общего фонда госбюджета, в данном случае - 4,6 млрд грн.
Эти расходы предусмотрены и коалиционным соглашением. Через этот фонд должны идти капитальные расходы для территорий, но пока этих средств нет.
Еще одна особенность - объем капитальных расходов, которые распределяет Кабмин, увеличился до 4,5 млрд грн. Для сравнения: в 2014 году до секвестра этот показатель составлял 3,5 млрд грн, после него - 2,4 млрд грн, а в 2013 году - 1,4 млрд грн. Здесь необходимо уточнение.
"Согласно проекту бюджета круг расходов довольно широк. В частности, "строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов социально-культурной сферы, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства".
Лучше, чтобы эти расходы пошли через госфонд регионального развития", - говорит Слобожан. Расходы фонда рассчитываются по формуле, тогда как капитальные расходы распределяются в ручном режиме, говорит эксперт.
В угоду МВФ
Стараясь "влезть" в согласованные с МВФ показатели, правительство по старой привычке пытается жонглировать цифрами.
"МВФ рекомендует не учитывать в доходной части бюджета перечисления от НБУ, но Минфин учитывает, а это 30 млрд грн. Министр обороны заявил, что на армию нужно 40 млрд грн, а в проекте бюджета - 16 млрд грн", - говорит Хомутынник.
В бюджете нет ни копейки на восстановление Донбасса, а на помощь беженцам предусмотрено только 2,6 млн грн на финансирование соответствующей службы.
"Готовя такой проект, Кабмин говорит: власть не собирается возвращать Донбасс и помогать беженцам. К тому же, все макроэкономические показатели бюджета были "нарисованы" с одной целью - угодить МВФ. При этом о повышении зарплат и пенсий на фоне инфляции и курса гривны речь не идет", - отмечает депутат.
По его словам, продолжается практика управления бюджетом в ручном режиме: правительство, не внося правки в закон, сможет перераспределять средства между разными бюджетными программами, расходовать поступления от помощи со стороны ЕС и США и эмитировать ОВГЗ для "Нафтогаза".
"Закон о бюджете превращается в ширму, в документ, который необходимо принять для получения очередного транша западной помощи", - не жалеет критических слов Хомутынник.