Украинская правда

Владимир Антонов: У вас было просветление, когда в НБУ пришел Степан Кубив

"Вопрос не к Гонтаревой на самом деле. Есть банковский надзор, за который в вашем НБУ отвечает Алла Шульга. Видимо, у правоохранительных органов или СБУ вскоре появятся к ней вопросы - случай вопиющий".

С 37-летним опальным российским олигархом Владимиром Антоновым ЭП познакомилась несколько лет назад.

Тогда на крыше бизнес-центра "Парус" появилась пафосная огромная реклама Конверсбанка, который позже переименовали в CityCommerceBank.

Антонов владел банком с 2010 года, и многие верили, что бизнесмен управлял им дистанционно, из Лондона, посредством подставных лиц.

Это случилось после того, как в силу обстоятельств он потерял все активы его компании "Конверс групп", и стал невыездным из Британии.

Однако, по словам Антонова, этот банк у него украли люди, которых он считал своими друзьями: Вадим Столар, Андрей Стрижак-младший и Рейнис Тумовс.

После того интервью сайт ЭП на протяжении двух дней подвергался массированной DDOS-атаке. Изданию намекали, что к этому могли иметь отношение новые владельцы банка, хотя подтверждений этому нет.

В прошлую пятницу НБУ ввел временную администрацию в CityCommerceBank, и  ЭП позвонила Антонову по Skype, чтобы узнать его точку зрения на происходящее. По его словам, Тумовс умышленно довел банк до банкротства.

Десятиминутный разговор неожиданно затянулся и перешел в плоскость коррупции в НБУ. Сделанные заявления в комментариях не нуждаются.

- В прошлую пятницу Национальный банк признал неплатежеспособным и ввел временную администрацию в "Городской коммерческий банк", работающий под логотипом CityCommerceBank. Как вам эта новость?

- Произошло то, что и должно было случиться пару лет назад. Любой человек, который хоть чуть-чуть понимает в банковской системе, должен был увидеть, что CityCommerceBank испытывает затруднения.

Долгое время клиенты жалуются, что им не отдают депозиты, что у банка проблемы с ликвидностью. Однако именно в этот банк временная администрация долгое время не вводилась.

- Если быть точным, вкладчики бастуют с лета 2014 года. Почему НБУ ввел временную администрацию только сейчас?

- Все просто. Господину Тумовсу (Рейнис Тумовс, акционер банка. - ЭП) и компании, которая там "рулила" после кражи Конверсбанка (название CityCommerceBank до ребрендинга. - ЭП), дали время "слить" активы.

Скорее всего, этот банк - пустая шкура. Сеть переведена на Профинбанк. Штаб-квартира досталась "Профину". Кредитный портфель, видимо, там же. При этом, наверное, только в Украине не знают, что "Профин" - это единственный банк, который работает "по теме".

- Что значит "по теме"?

- Как у вас говорят, "чернухой занимается": конверт, кэш и все такое. Почему это происходит при новом демократическом руководстве Нацбанка, мне не понятно.

Я точно знаю, что все новые акционеры Профинбанка, которые якобы приобрели новое кредитное учреждение, - "фонари", которым дали пару копеек за то, чтобы они просто подержали это знамя.

- Без риска и боязни потерять свою репутацию? Кто эти люди?

- Может, им вообще "все равно" на их репутацию. Может, у них ее нет, или они не знают, что это такое. Бомжи обыкновенные. И Рейнис Тумовс - новый акционер. К слову о прозрачности.

- Известная ли вам какая-либо инсайдерская информация по конкретным показателям CityCommerceBank?

- У банка было сто отделений, 108 - на пике развития, а осталось 20. Причем все "помоечные". Сеть "Профина" четко дублирует сеть CityCommerceBank.

Что происходит с кредитным портфелем, я не могу знать, потому что у меня нет внутренних документов. Скорее всего, все живые активы замещены на "технику" - кредитные лавки и прочее. Клиентура, лояльная к Тумовсу, была переведена в "Профин", судя по показателям этого банка.

Банк, когда все уменьшаются в объемах бизнеса, вырос вдвое - на фоне войны и прочих последствий Евромайдана. Тумовс просто купил у Нацбанка время.

- Известны ли вам имена вкладчиков-физлиц CityCommerceBank с крупными депозитами, кто пострадал в результате этой операции?

- С тех пор, как у меня отобрали банк, утекло много воды, прошло два с половиной года. Думаю, те, кто были при нас, уже ушли. Знаю, что пострадали банки, которые предоставляли кредиты по межбанку.

Были предприятия, которые в банк завел Столар (Вадим Столар, бывший акционер CityCommerce, сегодня советник Виталия Кличко. - ЭП), какие - не знаю, это уже без меня было. Может, пострадают какие-то лавки Нурулислама Аркаллаева (еще один бывший акционер банка. - ЭП).

- Аркаллаев, считающийся человеком Рината Ахметова, еще сохранил влияние в банке, или он продал свою долю?

- Замазать себя другими портретами несложно. Ну, может, Тумовс как-то их выкупил, выкинул, кинул или что-то в этом духе. Ну кто такой сейчас Аркаллаев? Когда-то он что-то решал в Донецке, теперь там "ДНР" - до свидания!

Думаю, Тумовс как был реальным бенефициаром этой лавки, так и остается. Раньше, когда донецкие управляли страной, ему нужна была "крыша", и он ее получил. Потом крыша стала не нужна - сжег.

- На сайте Профинбанка значится, что 98,8% учреждения владеет "Ксерония лимитед" (Xeronia Limited). А кто в реальных акционерах банка?

- Он "висит" на оффшорной компании, бенефициаров не раскрывает. Физически собственник банка сидит на улице Мечникова в Парусе, на котором все так же красуется табличка уже официально неплатежеспособного банка. Это Тумовс.

Скоро он поменяет рекламу на Профинбанк и все тут. В учебниках по экономике такая тема называется Bridge Bank (бридж-банк, преемник основной банка, который терпит неудачу. - ЭП). Так откровенно нагло проделать подобное в России невозможно. В 1990-е - да, но не сейчас. Про Лондон я вообще молчу.

- Насколько этот сценарий согласован с НБУ?

- Безусловно, согласован. Банк - это регулируемый субъект. НБУ видит, что банк "лежит" более полугода, слушает демонстрации вкладчиков и все такое, но при этом ничего не делает. При этом у остальных банков не было шанса выжить.

Например, "Терра банк" или Пивденкомбанк. Туда почему-то администрацию вводили просто, как солдат. Никто ни с чем не разбирался.

- Это Валерия Гонтарева, глава НБУ, такая нехорошая?

- Я не буду говорить про Гонтареву ни хорошо, ни плохо. Я с ней не знаком.

- Есть хорошая возможность познакомиться.

- Ну не знаю, вряд ли она этого захочет. Вопрос не к Гонтаревой на самом деле. У нее, наверное, сейчас больше головной боли с денежно-кредитной политикой.

Есть банковский надзор, за который в вашем НБУ отвечает Алла Шульга. Видимо, у правоохранительных органов или СБУ  вскоре появятся к ней вопросы - случай вопиющий. У вас было просветление, когда в НБУ пришел Степан Кубив. Он старался сделать систему прозрачных правил игры, но не успел. Бывает.

Кто такая Шульга? Это человек Николая Лагуна из "Дельта банка".

Теперь смотрим, кто получил рефинансирование. VAB, в который тоже ввели временную администрацию всеукраинские акционеры? Очевидно, что этот банк надо было спасать. Это системный банк. У банка же еще "сестра" есть, "Финансовая инициатива". Тоже большой банк. При этом VAB просто бросили.

- По какому принципу Нацбанк делает рефинансирование и вводит временные администрации в банки?

- У меня такое ощущение, что у Нацбанка нет стратегии. На каком основании распределяются средства для поддержки ликвидности банков - непонятно. Критерии не определены, все опять кручу-верчу, не знаю, что сделать хочу.

При таком подходе получается принцип домино, причем быстро, тем более, что все восточные кредиты надо резервировать на 100%, Крым - на 100%. По сути, у всей системы отрицательный капитал давно. Надо думать, как ее спасать.

Раньше была хорошая новость - была ликвидность. Теперь и ликвидности нет. Иными словами, по сути работоспособных банков-то в стране нет. Иностранцы заморозили свои инвестиционные планы, россиян распугали. МВФ? Они уже "нарулили" в Сербии. Классно там все сейчас.

Возвращаясь к CityCommerce. Если бы у вас была возможность влиять на политику банка год назад, как бы вы уберегли его от кризиса?

- Ну не год. Банк украли 5 апреля 2012 года. Что было потом, после того как банком "порулили" Тумовс и компания, я не знаю. У меня же нет ни внутренних балансовых показателей, ни "управленки". Я вижу только ту отчетность, которая сдается по форме Национального банка, мягко говоря, слабо читаемую.

У вас банки подают "офигенный" баланс, в котором ликвидные средства даже не расшифровываются. Если смотреть по балансу, то у CityCommerce все хорошо.

- Акционеры CityCommerceBank - Тумовс, Стрижак и Столар - относились к лагерю "регионалов". Как они договорились с сегодняшней властью?

- Нет, ну что вы! Они относились не к лагерю "регионалов". Это такие люди, что куда ветер подует, где больше платят, туда и побегут. У вас в стране вообще мало людей, которые последовательно двигают свою линию, в основном, все колеблются вместе с линией партии.

- Кто сегодня политически патронирует вашего "друга" Тумовса?

- Тот, кому он сегодня платит. Тут, в Лондоне, у меня есть друг, известный опальный бизнесмен, который на фоне иллюзий, что сейчас, после Евромайдана, в Украине все будет иначе, хотел построить там новый мир.

Он ездил к вам в гости, встречался с лидерами Майдана. Как-то раз мы с ним пересеклись тут, в Лондоне, на тренировке, и я задал ему вопрос: "Как тебе Украина? Что изменилось в связи с последними событиями?".

Он ответил, что если коррупцию не победят, эксперимент не удастся. Украинская коррупция, как вирус, им болеют все. Поэтому, отвечая на ваш вопрос: кому Тумовс "заносит", тот его и "крышует".

- Поскольку Тумовс еще на плаву и, по вашей версии, открывает банк, он щедрый человек и в украинской среде - эффективный бизнесмен.

- Конечно! Если он только у нас украл миллионов 60 долларов - космическая сумма, а для Украины так вообще - межгалактическая.

У вас же кардинально ничего не произошло. Просто одни лица сменили другие. Кстати, те лица, которые сейчас "рулят", уже как-то "рулили". Сегодня или вчера была десятая годовщина Оранжевой революции (22 ноября. - ЭП)?

- Вы как-то делились подробностями коррупционных расценок в НБУ во времена "семьи". Вы утверждали, что за проверку, которая "пришла и ушла", нужно заплатить в НБУ "до сотни тысяч долларов". В этих же пределах стоило получение какого-нибудь разрешения.

Цена лицензии на ведение банковской деятельности - 5-6 млн долл, "при этом "двушку" нужно было отдать в НБУ, все заносилось кэшем", рассказывали вы два года назад. Как изменились ставки с тех пор?

- Ничего не поменялось, если честно. Думаю, сегодня нет такого тарифного справочника. То есть раньше все понимали: этот - столько, тот - столько. Цены варьировались также в зависимости от того, что нужно было решить.

Сейчас же Нацбанком "заруливают" люди, которые до этого работали в коммерческих банках. Вот эти банки чувствуют себя более-менее неплохо. Ну и понятно, Приватбанк "положить" нельзя, иначе будет третий Майдан.

Знаете пословицу "Рыба гниет с головы"? Дело не в Гонтаревой, а в том, что центральный банк во всем мире должен быть независим от всех. Если он может проводить независимую политику, тогда можно на что-то рассчитывать. У вас он на 100% зависим, потому что денег нет и не будет. Это раз.

Два - у вас единственный способ удержать экономику - это запустить инфляцию, напечатать деньги и наполнить ими банки. Это работает. У вас того и гляди расчеты остановятся. В кассе, если не ошибаюсь, больше 100 долл уже не поменять. Скоро нечего спасать будет.

- К слову о независимости НБУ. Насколько оправданы слухи, что Гонтарева получает все ключевые поручения по звонку от Петра Порошенко?

- Я свечку не держал, но вижу, что президент на все посты расставляет людей, в той или иной мере работавших с ним как с бизнесменом. Но государство - это не корпорация. Там все по-другому. Гонтарева - инвестбанкир, наверное, неплохой, но не чиновник центрального банка. Есть разница.

- И все же - насколько Гонтарева автономна в своих решениях?

- Думаю, вообще не автономна. CityCommerce - это пример. "Лежит" банк уже полгода или больше. Внизу, под банком, стоят вкладчики, орут как потерпевшие, но к этому кредитному учреждению не применяются никакие меры воздействия. Проблема должна была всплыть не летом, а два года назад.

Зная, что в банке есть проблема (а она там была всегда), как должен был действовать регулятор? Формально выражаясь, он должен был ввести туда комплексную проверку. Проверяющие должны были написать акт о том, что и как. Скорее всего, проверки были, но проверяющие ничего не нашли.

Тут у банка встает вопрос с ликвидностью, он перестает выдавать вклады, покрывать платежи. Действия НБУ в таком случае простые.

Он должен немедленно провести экспресс-проверку и понять финансовое состояние учреждения - это несложно. Дальше - принять решение: оздоровление кредитной организации либо временная администрация и отзыв лицензии.

- Иными словами, "заносили" за то, чтобы не отозвали лицензию?

- "Заносили" за то, чтобы дали время "схлопнуть" в банке правильные активы, забрать, что нужно, с баланса, перевести клиентов и людей. Это же целая процедура, все делается не так быстро. Вот, собственно, и все.

В этот момент выходит новость, что банк продан. Слушайте, этот труп уже воняет на весь Киев, он даже не умер. Кто же его покупать-то будет? И на фоне этой новости Нацбанк вводит временную администрацию. Ура!

- И все-таки, сколько нынче стоит решить такой вопрос?

- Формулу надо смотреть. Зависит от того, сколько здоровых активов осталось, как и когда вывели, но я думаю, что недешево.

- Недешево - это сколько? Давайте по существу.

- Не обращать внимания на вкладчиков под окнами Нацбанка - дорогое удовольствие. Это точно не 100 тыс долл и не 200 тыс долл.

- Речь идет о 10 млн долл?

- За 10 млн долл - сумасшедшие для Украины деньги - можно и банк купить. В стране, которую Даля Грибаускайте обозвала "террористическим государством" (президент Литвы, о России. - ЭП), это просто невозможно. Если, не дай Бог, вкладчик пожаловался в Центробанк РФ, завтра у вас будут у ворот все!

- Поскольку вы изучаете статистику по Украине, наверное, понимаете, в каком состоянии у нас Фонд гарантирования вкладов. Что бы вы посоветовали вкладчикам вашего бывшего банка, среди которых - и вы?

- Ну, про меня забудьте, я уже там никогда ничего не получу, а вкладчики получат. Сколько там у вас - 200 тыс грн? Все. Что бы я вкладчикам посоветовал?

Наверное, нужно составлять коллективные иски к акционерам банка. Тумовс же как летал на самолете, так и летает, как отдыхал, так и отдыхает. Механизмы-то прописаны. Я не знаю, есть ли они в Украине или нет.

- Как сложился союз троицы Столар-Стрижак-Тумовс?

- Он использовал этих парней, чтобы "прокинуть" меня, а потом "кинул" их. Поэтому ездит в броневике с двумя джипами охраны. Чего-то опасается.

- Вы общались с кем-либо из ваших бывших партнеров со времен интервью, где рассказывали историю о Конверсбанке?

- Эти господа обладают уникальной трусостью. На звонки не отвечают и не приезжают на встречи. Один Столар как-то приехал на встречу в Москву, еще в 2012 году. Попросили его уважаемые люди. Признал, что он нас кинул, и уехал. Надо отдать ему должное: не сдрейфил. Это был первый и последний раз.

- Приходилось ли вам общаться с Тумовсом?

- Да, это такой человек, который, если меня увидит живьем, тут же испугается! Поймите одну вещь: Тумовс - мастерски сделанный инструмент для "кидания" людей. Вопрос только в том, когда он нарвется на кого-нибудь.

Он достаточно аккуратно относится к собственной безопасности. Думаю, нарываться будет еще какое-то время. Если не нарвется на госмашину. А госмашину нужно смазывать всегда, поэтому и не нарывается. Мне уже, правда, все равно. У меня сомнений нет, что он найдет свои грабли, причем жесткие.

- А если вы сейчас ему позвоните, он не возьмет трубку?

- Нет, конечно. Могу попробовать, если хотите.

- Давайте.

- Сейчас, найду его телефон.

(листает записную книжку)

- А номер балтийский или украинский?

- Балтийский, конечно.

(Антонов набирает, выжидает шесть гудков по громкой связи и смотрит в камеру на собеседников.)

- Хватит? Да он не возьмет трубку, у него определяется мой номер. Это 100%. Испробовано все. Если возьмет с другого номера - услышит мой голос, сбросит. Он "на шифре" все время. Такие вот мрази портят вашу страну.