Яценюк и беспОщадная конкуренция
Возможно, активность премьера по лоббированию интересов Ощадбанка связана с туманными перспективами его премьерства после выборов.
Ощадбанк переманивает клиентов в зоне АТО у других банков, которые не могут там работать из-за официального запрета НБУ.
Причем регулятор в эту ситуацию предпочитает не вмешиваться.
Причина пассивности НБУ в том, что Ощадбанк поддерживают в верхах власти. Это признают и в самом госбанке.
Премьер Арсений Яценюк помогает главе правления Ощадбанка Андрею Пышному "загнать" на обслуживание в его учреждение предприятия, доля государства в капитале которых превышает 50%: шахты, электростанции и заводы.
Лоббирование интересов банка, помимо дружеской связи между Яценюком и Пышным, имеет и еще одну причину. По результатам недавнего стресс-теста Ощадбанку необходима существенная докапитализация. Об этом - немного ниже.
В распоряжении ЭП оказалось несколько обращений топ-менеджеров крупнейших банков в Антимонопольный комитет и Независимую ассоциацию банков Украины. Банкиры возмущены решением Кабмина перевести компании с государственным участием на обслуживание в Ощадбанк.
Например, в письме главы правления "Райффайзен банка аваль" Владимира Лавренчука в АМКУ сказано, что на госпредприятия, которые обслуживаются в РБА, оказывается административное давление.
"Банк с марта получает сигналы от клиентов - компаний с государственной формой собственности - о том, что на них оказывается давление. В этой связи они не могут продолжать зарплатные проекты в банке и вынуждены переводить такие проекты в госбанки", - сказано в письме.
Оказывается, есть протокол заседания правительственного комитета по социально-экономическим вопросам с подписью Яценюка, которым дано поручение Минфину, МЭРТ и НБУ обеспечить перевод в Ощадбанк все предприятия, доля государства в капитале которых превышает 50%.
В своем письме в АМКУ Лавренчук, известный своей лояльностью к новой власти, называет этот протокол "прямым нарушением законодательства по защите экономической конкуренции". Он требует от АМКУ признать факт недобросовестной конкуренции и остановить незаконные действия власти.
По сведениям источников ЭП, аналогичные письма в АМКУ подписали и топ-менеджеры других коммерческих банков. Также банкиры привлекли к разрешению этого конфликта Независимую ассоциацию банков Украины.
Так, председатель правления "Альфа-банка Украина" Виктория Михайльо в письме на имя исполнительного директора НАБУ просит ассоциацию обратиться в НБУ с предложением не допустить массового перехода клиентов-юрлиц государственной формы собственности из комбанков в госбанки.
"Считаем, что решения, запрещающие госпредприятиям пользоваться услугами комбанков или обязывают их пользоваться услугами только госбанков, создают дискриминационные условия деятельности для комбанков по сравнению с госбанками и содержат признаки антиконкурентных действий", - пишет Михайльо.
Реакция регуляторов пока не известна. АМКУ и НБУ не ответили на запросы ЭП. Минфин ответственность за такую "конкуренцию" со стороны госбанка с себя снял.
Нажмите для увеличения |
"Это вопрос не к НБУ, а к Кабмину. Мы в такие вопросы не вмешиваемся. Кого и как обслуживать, решают банки и их собственники. В соответствии с действующим законодательством мы не имеем права вмешиваться в оперативную деятельность банка", - прокомментировал ситуацию источник ЭП в Нацбанке.
По сведениям участников рынка, Кабмин уже лишил "Альфа-банк Украина" и Приватбанк ряда зарплатных проектов воинских частей.
Необходимость такого решения поддерживалась публикациями в СМИ. Основной причиной перевода военных в госбанки называлась принадлежность "Альфа-банка Украина" к российскому консорциуму "Альфа-груп".
В свою очередь, "Райффайзен банку аваль" пришлось расстаться с зарплатными проектами компаний энергорынка.
При этом Ощадбанку не впервой применять админресурс для решения бизнес-задач. Несколько лет назад он добился решения правительства о переводе к себе на обслуживание предприятий "Энергорынка". К слову, этому процессу помогал тогда еще министр экономики Яценюк.
Ранее банк уже засветился в скандале с переманиванием клиентов других банков в зоне АТО. Как писала ЭП, есть телефонограмма первого заместителя Донецкого городского головы Константина Савинова коммунальным управлениям и госпредприятиям, которая рекомендует перейти на обслуживание в Ощадбанк.
Кроме того, Яценюк продолжает вынашивать идею создания на базе Ощадбанка монополии по организации государственных лотерей, о чем тоже писала ЭП.
Возможно, такая активность премьера по лоббированию интересов Ощадбанка связана с туманными перспективами премьерства после выборов.
Можно предположить, что друг детства Яценюка Пышный попытается договориться о сохранении своей персоны во главе Ощадбанка, и сейчас для этого учреждения создаются тепличные условия.
Обделенные банкиры высказывают и другую версию. По итогам проведенного, но пока не опубликованного стресс-теста крупнейших банков по методике МВФ, Ощадбанку требуется докапитализация. Правительство уже готово выпустить очередную порцию гособлигаций, чтобы влить их в капитал учреждения.
Однако для этого нужен правильный информационный повод. Если преподносить вливание ОВГЗ как попытку заткнуть "дыру" в балансе банка, сложится негативное впечатление о неустойчивости учреждения.
Если же капитал требуется для того, чтобы обслуживать возросшие активы, увеличение уставного капитала является едва ли не выгодной инвестицией государства. Хотя это далеко не так.
Нажмите для увеличения |
Арсений Яценюк на запрос ЭП традиционно не ответил.
Комментарий Ощадбанка
Какое количество новых зарплатных проектов реализует Ощадбанк с начала 2014 года? Какое количество зарплатных проектов реализуется на предприятиях с государственной формой собственности? Увеличилось ли число таких проектов с начала 2014 года?
С начала 2014 года на обслуживание в рамках зарплатных проектов АО "Ощадбанк" было привлечено более 3 тыс организаций. В рамках зарплатных проектов АО "Ощадбанк" обслуживает более 11 тыс бюджетных учреждений, из которых 2 тыс были привлечены на обслуживание в 2014 году.
Каковы остатки средств на счетах предприятий с государственной формой собственности в Ощадбанке? На сколько вырос этот остаток в 2014 году?
На 1 января 2014 года остаток средств на счетах - текущих и срочных - государственных предприятий составил 5,2 млрд грн. На 1 октября 2014 года остаток средств составлял 4,2 млрд грн.
Сколько предприятий с государственной формой собственности обслуживает Ощадбанк? Выросло ли их количество с начала 2014 года?
На 1 января 2014 года количество государственных клиентов составляла 2 207. На 1 октября 2014 года - 2 718. Прирост - 511 клиентов.
Правда ли, что есть протокол заседания правительственного комитета по социально-экономическим вопросам с подписью премьера Арсения Яценюка, которым дано поручение Минфину, МЭРТ и НБУ перевести в Ощадбанк на обслуживание все предприятия, доля государства в капитале которых превышает 50%? Если да, то почему появилось такое решение?
В марте 2014 года на заседании правительственного комитета по социально-экономическим вопросам было решено провести анализ существующей практики, в том числе международной, по вопросам расчетно-кассового обслуживания предприятий, доля уставного капитала которых на 50% и более принадлежит государству, с целью минимизации рисков и бюджетных затрат.
Действительно ли решением Кабмина ряд зарплатных проектов Приватбанка, Альфа-банка и "Райффайзен банка аваль" принудительно переведены в Ощадбанк? Если да, то почему?
Фото eizvestia.com |
АО "Ощадбанк" является сторонником ведения честной конкуренции во всех сферах деятельности, ключевыми преимуществами которого перед комбанками является самая широкая сеть отделений и банкоматов на территории Украины, а также то, что вкладчики Ощадбанка защищены гарантией государства.
Вместе с этим Ощадбанк регулярно проводит переговоры с целью привлечения предприятий на обслуживание в рамках зарплатных проектов.
Да, действительно, есть ряд клиентов, которые ранее находились на обслуживании в перечисленных коммерческих банках и которые перешли на обслуживание в Ощадбанк. Однако, прежде всего, это является исключительно выбором клиентов и ни в коем случае не является принудительным.
Комментарий Министерства финансов
Міністерство фінансів розглянуло запит "Економічної правди", який надійшов на електронну пошту прес-служби 13 жовтня 2014 року, та повідомляє таке.
Регламентом Кабінету міністрів визначено, що прем'єр-міністр, керуючи роботою уряду, дає доручення, які є обов'язковими для виконання, членам Кабінету міністрів, керівникам інших центральних органів виконавчої влади, голові ради міністрів Автономної республіки Крим та головам місцевих держадміністрацій.
У разі, коли питання, що потребує вирішення, належить до компетенції центрального органа виконавчої влади, діяльність якого спрямовується і координується Кабінетом міністрів через відповідного міністра, доручення прем'єр-міністра надається такому міністрові.
При цьому відповідно до регламенту у разі, коли відповідно до прийнятого рішення підготовку матеріалів (виконання завдань) покладено на кількох міністрів, головним є міністр, визначений у переліку виконавців першим.
Протоколом №1 засідання урядового комітету соціально-економічного розвитку від 31 березня 2014 року було доручено Мінекономрозвитку, Мінфіну за участю НБУ провести аналіз практики розрахунково-касового обслуговування суб'єктів господарювання державного сектора економіки та господарських товариств, 50 і більше відсотків статутного капіталу яких належить державі, з метою забезпечення такого обслуговування державними банками і подати уряду висновки і пропозиції.
Нажмите для увеличения |
Враховуючи зазначене, за інформацією щодо проведеного аналізу та висновків і пропозицій з порушеного питання слід звернутися до Мінекономрозвитку і торгівлі.