Украинская правда

Илья Рыбчич: Зиму можно пройти без российского газа

"Политика была такой, что нужно брать российский газ. Кем были руководители "Нафтогаза", допустим, Бакулин? Россиянин. Думаете, при Ющенко было иначе? Кому-то было выгодно покупать российский газ, а украинский… Подумаешь, упадет добыча, так еще больше в России купим".

Из своих 65 лет Илья Рыбчич 44 года отдал нефтегазовой отрасли.

Он стоял у истоков создания крупнейшей газодобывающей компании страны "Укргаздобыча".

Во многом благодаря ему был сформирован запас прочности, который позволяет компании удерживать объемы добычи, несмотря на прекращение инвестиций.

В своем первом интервью с момента ухода из отрасли в 2004 году Рыбчич ставит диагноз отрасли и дает свежую профессиональную оценку газовым проблемам.

По его словам, и зиму можно пройти без российского газа, и внутреннюю добычу нарастить, и повышения цен для населения избежать.

Для этого необходимо одно важное условие: сплоченная работа профессионалов.

- Илья Иосифович, пройдем ли мы зиму без российского газа?

- Такой шанс есть, только нужно подготовиться. Если брать цифры, оглашенные чиновниками, то до начала отопительного сезона мы будем иметь в подземных хранилищах около 16 млрд куб м газа. При таком объеме мы можем максимум поднимать 150 млн кубов в сутки на протяжении первого месяца, не дольше.

В сумме с собственной добычей - 55 млн куб м - получаем 205 млн кубов в сутки, а для Украины в зимний период нужно не меньше 240 млн кубов. Меньше не получится, как бы мы не сокращали. Как видим, не хватит газа.

Допустим, увеличатся поставки из Венгрии и Словакии. Тогда выходим на нужный объем. Это если в начале января в ПХГ будет 16 млрд. Если начнем брать газ из хранилищ в ноябре-декабре, то в январе не сможем поднять 150 млн.

Много будет зависеть и от температуры. Если будут затяжные морозы, ниже 20 градусов на протяжении 20-30 дней, то это будет катастрофически плохо. При таких режимах Украина всегда потребляла 320-350 млн куб газа в сутки.

Основной вопрос - как выйти к 1 января с 16 млрд запасов. Только в этом случае мы пройдем холодные январь и февраль. Что можно сделать?

Для начала - не обязательно начинать отопительный сезон по всей Украине с 15 октября. Например, начать отопление только детских садиков, больниц и каких-то важных учреждений. Остальных можно подключить позже.

 Здесь и далее фото ugv.com.ua

Далее - Минэнерго должно сообщить промышленным потребителям, что газа не будет, запасайтесь альтернативными видами топлива, например, мазутом. Я считаю преступлением то, что в сложившихся условиях украинский мазут до сих пор идет на экспорт. А потом, зимой, будем искать его где-то по импорту?

Что еще важно: Минэнерго должно не только просто расписать, кто и как должен искать альтернативу, но и проверять, как эти предписания выполняются. Чтобы потом промышленники не начали рассказывать, мол, не смог я.

- Почему мы так "присели" на российский газ и забросили свою добычу?

- Политика была такой, что нужно брать российский газ. Кем были руководители "Нафтогаза", допустим, Бакулин? Человек, рожденный в России, россиянин. Как можно было добывать газ, если все делалось для того, чтобы додавить.

Думаете, при Ющенко было иначе? Кому-то было выгодно покупать российский газ, а украинский… Подумаешь, упадет добыча, так еще больше в России купим.

Посмотрите, кто больше всего платит в бюджет страны? "Укргаздобыча". И посмотрите на газотранспортную систему, как говорят, наше достояние. Давайте посчитаем, сколько это достояние платит в бюджет.

ГТС давно перестала быть экономически выгодной для государства. Мы качаем российский газ за 2,2 долл за тыс куб м, а в 1998 году брали и вовсе 1,75 долл. Так тогда газ стоил 50 долл, а сегодня - 500 долл. На пике, в 1997-1998 годах, ГТС получала за транзит 32 млрд куб м газа, а сегодня эта система убыточна.

Россия всегда платила за хранение. При Копылове (Вадим Копылов, глава правления НАК с июля 2000 года по февраль 2002 года. - ЭП) хранение российского газа не входило в тариф по транспортировке.

Россия платила 10 долл за тыс куб м, венгры хранили около 600 млн куб м и платили по 18 долл, а потом случился долгосрочный контракт с "Росукрэнерго" по 2 долл. Так что ГТС и ПХГ - это хорошо, но при нынешней "хозяйственности" они дают только убытки. Вся прибыль - в добыче газа.

- Однако принято считать, что наши месторождения исчерпаны. По вашим оценкам, какой у нас потенциал в собственной добыче?

- Украина добывает 20 млрд куб м газа. Я уверен, что через три-четыре года мы можем выйти на 30 млрд куб м. Есть такие возможности.

Первое - это потенциал разведанных месторождений. В "Укргаздобыче" на балансе есть 680 млрд куб м разведанных и подтвержденных запасов. При этом компания добывает 15 млрд куб м или 2% от запасов, тогда как нормой для истощенных месторождений в мире является до 5%.

Нужно думать, как увеличить добычу. Например, на балансе Шебелинского месторождения где-то 120 млрд куб м запасов. Оно работает уже 60 лет, а при добыче 2% в год это еще 60 лет работы. Скажите, хоть одна скважина это выдержит? Значит, придется этот газ похоронить.

Сейчас нужно думать, как получить этот газ, чтобы добывать не 2%, а хотя бы 3%. Нужны новые технологии, нужна инженерная мысль. Я считаю, что по всей "Укргаздобыче" только за счет хорошо отрегулированных режимов можно увеличить производство газа на 5%. Это около 400 млн куб м.

При этом речь не идет о чрезвычайных затратах, просто следует сбалансировать работу скважин. Все работает как 50 лет назад: задвижку закрыл - и приоткрыл. Необходимо компьютерное моделирование, понимание работы каждой скважины.

На Шебелинском месторождении около 600 скважин, давление маленькое - от 12 атмосфер до пяти-шести. Как посмотреть их работу, если они не заведены в одну программу? Все происходит в ручном режиме: пока не подойдешь - не увидишь.

Я вам даю гарантию, что более ста скважин работают непостоянно. Там газоконденсатное месторождение, и они забиваются конденсатом. Сейчас там правильно делают, готовят Червонодонецкую компрессорную станцию, но этого недостаточно. Нужно следить за каждой скважиной! Это выгодно.

Даже если скважина добывает 3 тыс куб м газа в сутки, она будет давать 5 тыс. А если умножить на 600 скважин? Выгода колоссальная, но этим нужно заниматься. Более существенное увеличение добычи напрямую связано с инвестициями.

- Вопрос инвестиций - главный. Как может "Укргаздобыча" вкладывать, если она продает газ "Нафтогазу" по 35 долл за тыс куб м? Какой должна быть цена на украинский газ, чтобы добыча могла развиваться?

- Мы понимаем, что нельзя населению поднять цену до Бог знает какого уровня. Просто надо изменить структуру цены. Отдайте 10% на реализацию, а остальное платите "Укргаздобыче". Сегодня из 1 100 грн, которые платит население, она получает 40%, при этом соизмеримые доли у "Нафтогаза" и облгазов.

Скажите, как доход добытчика может быть равен доходу посредника или продавца? Вы представляете, какие затраты несет добытчик, и какие - другие участники? Это несопоставимые вещи, особенно если речь идет о "Нафтогазе".

Компания имеет сумасшедшие траты на содержание помещений в Киеве. Она наплодила какие-то структуры, куда закачиваются колоссальные средства, а через год-два их ликвидируют.

Посмотрите на метрологический центр в Боярке. Сколько его можно строить? Двадцать лет уже строят, постоянно деньги туда вкладывают, но он никогда не работал и работать никогда не будет. Бесхозяйственность крайняя. Количество людей - больше, чем в Кабинете министров.

Почему население, которое является дисциплинированным плательщиком, должно оплачивать эти затраты НАК? Также крайне завышены тарифы облгазов. Они не должны превышать 10% от стоимости ресурса, а сегодня они более 35%.

- Цены на газ для населения подняли в мае, однако государственные добытчики как получали 420 грн, так и получают. Выиграл только НАК. Сейчас он блокирует повышения отпускных цен для "Укргаздобычи" до 900 грн за тыс куб м, так как это снизит его доходы. Как с этим быть?

- Давайте взглянем иначе. Цена на уровне 900 грн обеспечит компании доход 13 млрд грн. Прежде всего, это означает резкое увеличение отчислений в бюджет, потому что налоги по компании составляют около 55%.

В таком случае более 7 млрд грн налогов сразу пойдет государству. Это только за газ. Кроме того, увеличение добычи газа - это рост производства газоконденсата, нефтепродуктов и сжиженного газа - подакцизных товаров. Это тоже миллиарды.

Около 2 млрд грн "Укргаздобыча" потратит на содержание, а остальные средства пойдут на инвестиции. Этого будет достаточно, чтобы нарастить добычу.

Средства, которые дополнительно поступят государству, можно направить на субсидии малообеспеченным. От этого государство только выигрывает. Пока же выходит, что на своих добытчиков денег нет, а для российских - пожалуйста.

Поймите, государству очень выгодно добывать газ. Посмотрите: больше всего налогов платят Харьковская, Полтавская и Сумская области. Не Донецк! Почему так? Потому что там добывают нефть, конденсат и газ.

Именно это финансовая опора государства. Поднимите цену на газ и получите больше налогов и средств для дотаций. У нас же наоборот - всегда популизмом занимались, мол, не допустим подорожания газа.

На самом деле люди с конфоркой платили 10 грн в месяц, и увеличение цены вдвое ни для кого не было бы критичным. Зато для украинского добытчика это очень ощутимо.

Продавать свой газ по такой низкой цене - преступление.

Сколько за годы независимости выдано газа бесплатно? Вспомните, как списали 24 млрд грн долгов. Этому надо положить конец.

- В свое время вы были очевидцем создания "Нафтогаза". Как вы считаете, правильное это было решение? Нужна нам такая компания?

- Одна большая структура, монополия, это хорошо. Посмотрите: маленькие предприятия, добытчики газа или компании в других отраслях, все время объединяются, создают ассоциации, чтобы вместе решать вопросы.

Для этого и "Нафтогаз" был создан. В 1999 году, когда мы добывали 13,5 млрд куб м газа, благодаря созданию "Нафтогаза" мы перешли к росту.

Появились ответственные люди, началась работа. Бакай (первый глава "Нафтогаза" Игорь Бакай. - ЭП) мне тогда сказал: "Делай что хочешь, но снизить добычу ниже показателей "Укргазпрома" в 1998 году нельзя".

Я подготовил перечень шагов, он их утвердил, и за полгода мы погасили долги по заплате, а также запустили Яблунивский газоперерабатывающий завод. Если "Укргазпром" подключал за год 44-45 скважин, то мы подключили 96. При этом мы пробурили 285 тыс м проходки, из которых 160 тыс м - это разведочное бурение.

Сегодня сдают не больше 40-45 скважин, а бурение в 2014 году вряд ли превысит 150 тыс м, да и то все на старых площадях. Ситуация такая же, как тогда. В 1990 году "Укргазпром" добывал 24 млрд куб м газа, а уже в 1998 году - 13,6 куб м.

Падение было больше 1 млрд куб м в год! Нам нужно было этот 1 млрд где-то найти, чтобы стабилизировать добычу, а позднее еще и нарастить. Мы занимались разведкой, бурили, и у всех было понимание необходимости этого.

Все закончилось в 2003 году. Пошла одна коммерция. Уже никто не ставил задачу увеличения добычи газа.

Многие забыли, как и зачем когда-то был разделен "Укргазпром". Все должно было быть отдельно: добыча, транспортировка, продажи. "Нафтогаз" по задумке - чисто финансовый холдинг. А чем занимается компания сегодня?

Она стала сама создавать проекты в добыче. Помните проект в Египте? Вот интересно, сколько туда вложили средств и сколько получили прибыли?

Имея свою добывающую компанию, НАК стал получать лицензии и привлекать сторонние компании к бурению скважин, которые бурят в десять раз дороже. При этом "Укрбургаз" - филиал "Укргаздобычи" - ликвидировали, так как нет работы.

За какие средства привлекались сторонние подрядчики? Не за те ли, которые не платили "Укргаздобыче" за газ? Скажите, это правильно? Это по-хозяйски? Поэтому "Нафтогаз" в таком виде, который есть, просто не нужен.

- Как вы оцениваете нашумевший законопроект о чрезвычайно ситуации в энергетике, который, по сути, экспроприирует газ у частных добытчиков?

- Скажу так: премьер-министр должен иметь рычаги на случай экстремальной ситуации. Да, этот закон непопулярный. Безусловно, им недовольны, но я не думаю, что его будут в полной мере применять.

К закону всегда разрабатываются и утверждаются регламенты, подзаконные акты. Минэнерго должно все сделать правильно. На мой взгляд, на одну зиму с дальнейшим возвратом можно использовать тот газ коммерческих структур, который уже находится в ПХГ, который уже оплачен, и с него уплачены налоги.

Однако забирать добываемый сейчас газ нельзя ни в коем случае. Необходимо оплачивать добытчикам как минимум 50% рыночной стоимости, потому что добытчику нужно платить налоги, зарплату, закупать расходные материалы для обеспечения дальнейшей работы, а это колоссальные средства.

Без метанола добыча зимой не протянет и одного дня. Если без денег забрать газ за один месяц, то на второй месяц добычи элементарно не будет. Думаю, чиновники это понимают и разберутся, как правильно выстроить эту работу.

- С госкомпаниями все более-менее понятно, а как быть с частниками?

- Нужно провести ревизию выданных лицензий. Обяжите их добывать газ! Есть лицензии, которые годами не используются. Надо поставить вопрос: или вы начинаете работу по графику, или лицензия аннулируется.

Нужно также дать гарантию, что их газ будет продаваться по рыночным ценам, что никто забирать лицензии не будет. Они тогда или сами начнут добычу, или будут вынуждены искать инвесторов. Это нужно делать уже сейчас.