Украинская правда

НБУ поделит банкиров на "чистых" и "грязных"

НБУ решил ускорить возврат рефинансирования, которое банки успели понабирать с 2008 года. Но вместо много раз обещанного прозрачного и понятного механизма внедряется процедура, которая предполагает непосредственное участие конкретных чиновников в решении судьбы того или иного банка.

С 2008 года Национальный банк выдал десятки миллиардов гривен рефинансирования банкам. Часть этих денег уже пошла на дно вместе с такими выдающимися брендами, как "Родовид". Но основная масса денег осталась в банках, и они не слишком спешат возвращать деньги.

НБУ решил ускорить возврат рефинансирования, которое банки успели понабирать с 2008 года. Но вместо много раз обещанного прозрачного и понятного механизма внедряется процедура, которая предполагает непосредственное участие конкретных чиновников в решении судьбы того или иного банка.

По данным "Экономической правды", недавно на правлении НБУ директор департамента банковского надзора Алла Шульга презентовала проект постановления о порядке возврата кредитов НБУ. Суть предложения регулятора – добровольное подписание банками графика возврата полученных ранее стабилизационных кредитов (на срок свыше 90 дней).

В НБУ считают, что банки смогут вернуть полученные у регулятора кредиты на протяжении трех лет, осуществляя ежемесячные платежи. На протяжении 2014 года нужно будет вернуть регулятору не менее 5% всего долга, 2015 и 2016 годов — по 30%, на протяжении 2017-го — 35%.

В таком виде механизм выглядит вполне прозрачным, и в принципе устраивает банки. По словам члена совета Украинского кредитно-банковского союза Ярослава Колесника, суммы – подъемные.

"Нельзя на долгосрочной основе пользоваться деньгами Нацбанка. Нужно стимулировать менеджмент банков работать с акционерами, с населением, с внешним рынком", - говорит эксперт.

Алла Шульга. Фото censor.net.ua

Однако далее к постановлению начинаются вопросы. Банкиры говорят, что якобы добровольное согласие на реструктуризацию кредитов рефинансирования на самом деле будет принудительным.

Но главное даже не в этом. Будет создан механизм прокачки рефинансирования через строго определенные банки, которые будут выглядеть более "чистыми", чем остальные. Со своей стороны, НБУ приложит усилия к тому, чтобы их услугами пользовались.

Банкиры уже предполагают, через кого нужно будет вести соответствующие переговоры. Мнение госпожи Шульги в общении с финансистами чаще всего доносит член правления НБУ Яков Смолий.

120 миллиардов

Отказаться от предложения регулятора нельзя. Практически все крупнейшие и крупные банки имеют невозвращенное рефинансирование НБУ. В первом полугодии 2014-го объем предоставленного Национальным банком рефинансирования составил 120 млрд грн, что в 1,7 раза больше, чем за весь прошлый год.

Наличие "длинного" рефинансирования предполагает попутные ограничения, которые могут быть наложены на коммерческие банки. Например, особые нормативы или запрет на отдельные виды операций. Соответственно, НБУ имеет огромное количество регуляторных рычагов, на которые он может давить когда угодно.

"Как нам объяснили близкие к руководству НБУ люди, всем банкам, приходящим за рефинансированием в Нацбанк, и имеющим долги перед регулятором, будет предложен выбор: или поискать денег у вкладчиков или на межбанке, или подписать "добровольную" реструктуризацию", - говорит казначей одного из крупных банков.

У некоторых учреждений доля рефинансирования в пассивах составляет 1/3. Для сравнения, стандартный размер капитала (собственных средств) банка – 10-15%. По сути, НБУ является основным акционером таких учреждений.

Яков Смолий. Фото 112.ua

Отличается между собой и стоимость кредитов Нацбанка, которые были выданы подопечным. Одни банки могли получать такие займы под 7–7,5% годовых, а другим регулятор выдавал деньги под 19% (2 учетных ставки НБУ до 5 июня 2014 года), а затем под 14,25% (1,5 учетных ставки). После увеличения учетной ставки до 12,5% годовых, стоимость таких кредитов поднялась до 18,75%. Это очень дорогой ресурс.

С одной стороны, наличие таких долгов перед государством – это проблема плохого менеджмента. Деньги давались на время, и обязаны вернуться в НБУ. С другой, часть ответственности за невозврат рефинансирования должно взять на себя государство.

Власти регулярно устраивают девальвации, кризисы и стагнации, которые не позволяют развиваться классическому банковскому бизнесу. Финучреждения или обязаны уходить в схемы, или прозябать в ожидании лучших времен.

Естественно, играет роль фактор случайности. Никто в этой стране не мог предусмотреть Майдан 2013 года, аннексию Крыма и войну в Донбассе.

Все это объясняет, почему банки оказались в сложном положении. Заменить деньги Нацбанка им априори нечем, особенно после 60-процентной девальвации, которая подорвала финансовое состояние многих банков.

Деньги брать негде

Банки и рады бы заместить ресурс НБУ на более дешевый и менее проблемный – скажем, на депозиты населения. Но главная проблема, связанная с готовящимся постановлением, звучит так: в нынешних условиях деньги взять негде.

Привлечь значительные деньги с межбанка или у населения сейчас не может практически никто. В июле вклады физлиц (после небольшого июнского прироста) сократились на 930 млн грн. Валюта еще с февраля продолжает вытекать из банков. Частные лица вынесли из банков уже более 6 млрд дол.

А значит, ресурс НБУ заменить нечем. Это дает регулятору огромный рычаг влияния на банки: ведь если подопечные проявят строптивость, с них всегда можно потребовать вернуть долги.

Косвенным доказательством сложной ситуации является продолжение практики подпитки банков ликвидностью со стороны НБУ (вопреки заявлениям руководителя регулятора Валерии Гонтаревой о том, что при ней деньги не выдавались).

Валерия Гонтарева еще недавно заявляла, что при ней рефинансирование еще не выдавалось. Фото ipress.ua

По информации zn.ua, 16 июля 21 банк получил 5,24 млрд грн на 89 дней под 14,25% годовых. Как сообщают дилеры, через несколько дней после этого именно эти банки стали формировать нетто-спрос на валюту. То есть, рефинансирование пошло на покупку долларов, как в старые добрые времена.

Примечательно, что в пик девальвации 13 августа рефинансирование получили еще 13 банков на сумму 2,63 млрд грн. Банками с высокими объемами рефинансирования остаются ПриватБанк, Ощадбанк, "VAB Банк", "Финансовая инициатива", "Дельта Банк", Проминвестбанк, Укрсоцбанк и "Надра". Во многом, такая ситуация объясняется наличием разветвленной сети отделений, через которые население выносит депозиты.

По сути, банки повисли на руках НБУ, и полностью от него зависимы. По крайней мере до тех пор, пока не окончится война на Востоке.

"Эта зависимость и стала основой для добровольно-принудительной реструктуризации рефинансирования. То есть, хочешь получить поддержку – подписывай реструктуризацию, либо обращайся к банкам, которые смогут получить рефинансирование без обязательства погасить ранее полученные кредиты", - говорит источник "ЭП" в одном из системных банков.

Как будет выглядеть механизм

По словам нашего собеседника, есть риск, что будет создан трансмиссионный механизм перераспределения рефинансирования. Огромные потоки государственных кредитов будут идти через несколько учреждений. "Чистые" банки будут брать на себя кредиты в НБУ, и перепродавать их "грязным" - с коррупционной маржой, скажем, в 2-3%.

Даже подписав "добровольную" реструктуризацию, банки могут оказаться в условиях, когда будут вынуждены обращаться к своим "чистым" коллегам за поддержкой – чтобы выполнить обязательства перед регулятором по возврату кредитов. По отчетности будет выглядеть так, будто учреждение привлекло коммерческий кредит на межбанке, и за счет него вернуло рефинансирование. Тот факт, что государство помогает гасить долги себе же, не будет особо афишироваться.

В неравнозначном подходе к банкам финансисты видят ключевые коррупционные риски проекта постановления. Говоря о возможной схеме, они намекают, что разработчик документа Алла Шульга имеет дружеские отношения с некоторыми банкирами.

Николай Лагун может выиграть от нового постановления. Фото Форбс

"Известно о ее крепких связях с владельцем "Дельта Банка" Николаем Лагуном. Также, наверняка, индивидуальные условия получат ПриватБанк и, возможно, некоторые "семейные" банки. Например, "Фидобанк", который связывают с Михаилом Гойхманом и Сергеем Арбузовым (Александра Адарича банкиры считают номинальным владельцем акций – Авт.)", - рассказывает один из топов украинских банков, пожелавший не называть себя.

Наверняка, свои деньги получит и Ощадбанк, который сейчас находится в вертикали Арсения Яценюка. Несмотря на некую напряженность в отношениях, НБУ не посмеет не дать рефинансирование самому социальному госбанку страны. Другое дело, что он вряд ли сможет стать он транзитным банком по возможной новой схеме.

Если запустится механизм, которого опасаются банкиры, большинство учреждений может столкнуться с огромными трудностями, поскольку попадет в группу "второго сорта", или "грязную". Хотя они, конечно, являются точно такими же банками - со всеми недостатками в работе. Просто у них есть рефинансирование НБУ, и нет хорошей "крыши".

Прочие моменты постановления

В проекте постановления есть и другие моменты, которые придется выполнять при реструктуризации выданных НБУ кредитов. Хотя, в отличие от разделения на "чистых" и "грязных", эти требования регулятора как раз выглядят обоснованными.

Так, по планам Нацбанка, проведение реструктуризации будет осуществляется только после  подписания между банком и НБУ нового соглашения о переоценке залога. Соотсветствующий аудит залогов смогут проводить только 6 компаний: Ernst&Young, PWC, KPMG, Deloitte, Colliers и DTZ.

К такому решению НБУ явно пришел после того, как многие банки устраивали подмену залогов, под которые они получали рефинансирование. Этот процесс массово происходил при предыдущей власти.

Сейчас предлагается установить следующие коэффициенты покрытия залога (после его оценки): недвижимость — 0,7; ценные бумаги первого уровня листинга — 0,7; ипотечные кредиты с высоким качеством обслуживания долга — 0,5. Государственные ЦБ, валюта и гарантии правительств и банков-нерезидентов с рейтингом не ниже "А-" — 0,9.

При этом на лицо явное передергивание со стороны НБУ. В решении проблемы неравномерного распределения кредитов НБУ принимают участие те же люди, которые еще недавно принимали индивидуальные постановления о выдаче кредитов отдельным учреждениям. Когда принимались индивидуальные решения, рефинансирование банк получал сегодня, а залог оформить через несколько месяцев.

Также на банки будут наложены существенные ограничения, главное из которых, – запрет на предоставление бланковых кредитов корпоративным клиентам (например, в форме овердрафта).

С одной стороны, это удар по бизнесу, потому что овердрафты – один из немногих видов кредита, который не "умер" в момент кризиса. С другой стороны, остановка беззалоговых кредитов будет препятствовать схемам намеренного вымывания денег из банков, что в условиях кризиса бесспорно правильно.

Владимир Стельмах в 2008-2009 годах раздал десятки миллиардов рефинансирования, спровоцировав девальвацию. Фото NickK в сети Flickr

***

По словам источника ЭП в Нацбанке, проект постановления еще не утвержден правлением НБУ. Значит, разделение банков на "первый сорт" и "второй сорт" еще можно избежать.

В то же время, утверждает наш собеседник, противников у предложения госпожи Шульги нет. После задержания первого зампреда НБУ Бориса Приходько, в правлении не осталось специалистов, готовых защищать свою точку зрения перед новоназначенным председателем НБУ.

"У Шульги с Гонтаревой демонстративно хорошие отношения, поэтому вряд ли кто-то будет возражать при голосовании", - сказал нам сотрудник центробанка.

Косвенным подтверждением активно работающей машины по внедрению новых правил является создание т.н. сектора кураторов коммерческих банков, который администрирует Алла  Шульга. Кураторы будут вводиться в банки, которые согласятся на реструктуризацию рефинансирования.

Среди известных рынку людей, которые могут стать кураторами, - Татьяна Новицкая и Мушенко Светлана (работали вместе с Шульгой в Укрсоцбанке), Лесников Роман (работал вместе с Шульгой в Кредитпромбанке), а также Светлана Губенко.

"Экономическая правда" обратилась за комментариями в Национальный банк. "Национальный банк Украины, действительно рассматривает варианты изменений условий предоставленной ранее коммерческим бакам ресурсной поддержки", - сообщили в регуляторе.

Мы не смогли получить прямой ответ на вопрос, разрабатывает ли Алла Шульга данный проект постановления. Опровергать это наш собеседник в НБУ не стал.

Официальный комментарий Нацбанка не добавил ясности также по многим другим двусмысленным вопросам.

 
 
 
Нажмите, чтобы увеличить

ОТВЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

ЭП: Действительно ли НБУ постановлением создает механизм, по которому банки обязаны будут обращаться за поиском ресурсов к коммерческим посредникам на рынке? В роли этих посредников будут выступать предположительно банки, которые не имеют ограничений по получению рефинансирования, наложенных  на них согласно проекту постановления.

НБУ: Учитывая сложную экономическую ситуацию, вызванную продолжающимися военными действиями граждан соседней страны-агрессора, Национальный банк Украины, действительно рассматривает варианты изменений условий предоставленной ранее коммерческим бакам ресурсной поддержки. Мы понимаем, что такие изменения, возможно, понадобятся финансовой системе, если военные действия на востоке страны продолжатся.

С целью обеспечения прозрачности таких условий при НБУ создана рабочая группа. В ее состав вошли ведущие специалисты - представители международных аудиторских компаний, а также эксперты от НАБУ. По поводу "посредников", мы не комментируем.

ЭП: Действительно ли контактным лицом в НБУ по решению вопросов возврата рефинансирования будет выступать замдиректора департамента банковского надзора?

НБУ: По поводу "контактного лица", мы не рассматриваем изменений в наших коммуникациях с банками. Банки знают установленный порядок: необходимо официальное обращение к НБУ. Консультации банкам предоставляются как в устной, так и в письменной форме. Банки проинформированы о ФИО их кураторов ( сотрудники Генерального департамента банковского надзора).

По всем интересующим их вопросам, банки могут в оперативном режиме обращаться к своему куратору, непосредственному руководителю куратора (начальнику отдела, начальнику управления), заместителю директора Генерального департамента – директору департамента пруденциального надзора, директору Генерального Департамента, а в необходимых случаях - к и.о. Первого заместителя председателя правления Национального банка Украины господину Писаруку А.В.

ЭП: По вашему мнению, за счет каких ресурсов банки будут возвращать рефинансирование, если не прекратятся боевые действия на Востоке Украины? Что намерен делать НБУ с банками, которые не выполнят график возврата рефинансирования, который будет прописан в соглашении о реструктуризации?

НБУ: По вопросу "за счет каких ресурсов банки будут возвращать рефинансирование, если не прекратятся боевые действия на Востоке Украины", то НБУ совместно с рабочей группой моделирует потенциально возможные варианты, и поэтому и рассматривает необходимость изменения условий пользования ресурсами, в т.ч. по срокам.

"Что намерен делать НБУ с банками, которые не выполнят график возврата рефинансирования, который будет прописан в соглашении о реструктуризации?". Во-первых, НБУ будет согласовывать график с банком с учетом потенциальной возможности погасить ранее полученные ресурсы. В случае невозврата, НБУ будет действовать в соответствии с действующим законодательством и условиями договоров, подписанных в установленном порядке.

ЭП: Каков на сегодня объем невозвращенного банками рефинансирования (более 90 дней)?

НБУ: Вопрос "4" сформулирован не корректно. Насколько мы понимаем, речь идет о задолженности банков перед НБУ по всем выданным ранее кредитам, которые выдавались по линии пруденциального надзора. По состоянию на 19.08.2014, такая задолженность составляет 90,1  млрд грн.

Особо обращаем внимание, что некоторые из этих кредитов предоставлялись банкам, начиная с 2008 года.