Украинская правда

Почему Порошенко не хочет ратифицировать Соглашение с ЕС?

Украинский президент откладывает ратификацию Соглашения об ассоциации с ЕС, и выгоду от этого получает только Кремль. Если президент дотянет до роспуска парламента, то ратификация отложится надолго. Или еще хуже - Соглашение утвердит распущенный парламент. Тогда его решение всегда можно будет оспорить как нелегитимное.

Парадоксально, но Украина упорно не хочет окончательно утверждать соглашение с ЕС. Преследуя только ему известные цели, президент Петр Порошенко не подает соответствующее прошение в парламент.

Без одобрения Верховной Рады, судьбоносное для Украины соглашение не может вступить в силу. В этом смысле, кровь наших солдат в Донбассе сегодня проливается напрасно. Ведь любое промедление в сближении с ЕС означает лишь одно: это увеличивает шансы сближения с Россией.

За что тогда гибнут лучшие люди страны? Ведь если политики используют их жизни для того, чтобы улучшить позиции для торга, каждая мать имеет права забрать своего сына из этого пекла.

"Экономическая правда" попробовала разобраться, что же происходит в недрах украинской власти, и почему она не спешит делать очевидно простой шаг.

Нужно ли нам в ЕС?

21 марта премьер-министр Украины Арсений Яценюк парафировал политическую часть Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. 27 июня новый президент Петр Порошенко поставил свою подпись под второй, экономической частью договора.

По канонам международного права, межгосударственное соглашение подписывает уполномоченный политик (парафирование). Но в силу оно вступает только после утверждения парламентом (ратификация). Это снимает риски того, что продажный или не вполне разумный чиновник поставит под удар целое государство.

Соглашение с ЕС готовилось много лет. Оно явно не стало для Украины сюрпризом. Другое дело, что это изначально больше политический документ. Его функция - закрепить решение о европейском направлении движения государства.

Виктор Янукович находился под плотным контролем Владимира Путина. Фото ipress.ua

Ни одна власть в нашей стране не хотела признавать очевидный факт: первые годы после сближения, Украину ждет провал в ряде отраслей. Они не выдержат конкуренции с европейскими товарами.

Но по большому счету, ровно тот же путь прошли и Венгрия, и Словакия, и Польша. Что-то они потеряли, но во многом выиграли. А главное, население этих стран сегодня имеет совершенно иное качество жизни. Это – результат сближения с ЕС.

Значит, оно того стоило. В Украине это понимали, и обсуждать тут по сути нечего. Но пока соглашение с ЕС готовилось, руководству нашей страны (особенно при Викторе Януковиче) было выгодно педалировать именно тему экономического провала первых лет.

Особенно сильным был голос крупных промышленников с Востока Украины. Их производства были традиционно завязаны на Россию. Настроения этих промышленников вовсю подогревало сильнейшее лобби Кремля в украинской власти.

Но сегодня, казалось бы, иной момент. Российские войска буквально уничтожают промышленность Востока. По словам академика Валерия Гееца, для перестройки экономики Украины на другой уклад достаточно пары лет. Так давайте примем волевое решение, и ратифицируем соглашение с ЕС.

Хочется надеяться, что кремлевское лобби в украинской власти сейчас слабо как никогда. И пусть не остановит нас тот факт, что у Порошенко есть кондитерская фабрика в России.

Следует сказать, что в один день с нами соглашение с Евросоюзом подписали Грузия и Молдова. Они уже ратифицировали свои соглашения, и уже начали процесс интеграции в ЕС.

Европа делает огромные шаги навстречу Украине. Это выражается не только в денежной помощи и моральной поддержке нашей страны в войне с Россией.

С момента подписания экономической части Соглашения об ассоциации, ЕС в одностороннем порядке открыл свой рынок для украинских товаров. Для большей части из них действуют нулевые ввозные пошлины – правда, для многих установлены количественные ограничения.

По некоторым позициям лимиты уже исчерпаны. Оказалось, что "нулевым" режимом воспользовались очень многие предприятия, потому что в предыдущие годы они так или иначе сертифицировали свою продукцию в соответствии с европейскими требованиями.

Например, согласно официальным данным, Украина уже закрыла объем тарифной квоты по кукурузе и фруктовым сокам. Особенной популярность пользуется квота на пшеницу и сахар.

Европа готова и дальше держать свой рынок открытым – даже на условиях, что Украина получит несколько лет переходного периода на адаптацию. Это значит, что введение европейских требований будет отложено.

Но чтобы сохранить нулевые ввозные ставки в ЕС, Украине требуется до 15 сентября ратифицировать экономическую часть Соглашения. Иначе с 1 ноября пошлины вернутся, и по отношению к Украине будет действовать обычный режим таможенного оформления со стороны Евросоюза.

И тут возникла масса нюансов. Порошенко не спешит выносить документ на рассмотрение парламента.

Почему? На поверхности, причин достаточно много. Хотя ни одна из них не является достаточно веской и внятной.

Арсений Яценюк с топ-чиновниками ЕС. Фото из эккаунта Яценюка в Facebook


Причин не достаточно

"На сегодняшний день нет ни одного препятствия, которое не позволяет внести Соглашение в парламент, и я, как глава профильного парламентского комитета, не получил со стороны АП убедительного ответа на вопрос о том, что мешает внести это соглашение в парламент" - заявил "ЭП" глава парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Григорий Немыря.

Все технические моменты по части согласования на уровне министерств закончены еще несколько недель назад. Аргументы, которые звучат со стороны Администрации президента Порошенко, сложно назвать вескими.

Первый аргумент состоял, по словам президента в следующем: Соглашение не удастся ратифицировать летом, потому что парламент уйдет на каникулы. Принимая во внимание то, что парламент продолжил свою работу, этот аргумент можно счесть недействительным.

Вторая причина, по которой задерживается ратификация, касалась поручения президента подготовить совместно с европейской стороной план ратификации Соглашения об ассоциации.

"Однако, правое поле, а именно статья 486 СА, четко определяет, каким образом должна проходить ратификация – это процесс сводится только к внутригосударственным процедурам. То есть, никакого согласования с третьей стороной не нужно", - акцентирует Григорий Немыря.

Третьим аргументом, озвученным со стороны президента, было желание гаранта подготовить национальнуюю программу имплементации СА. Якобы соответствующий законопроект внесут в парламент, чтобы утвердить одновременно с ратификацией Соглашения о ассоциации.

Это искусственный аргумент. Такие программы, как правило, готовятся правительством, утверждаются решениями или распоряжениями Кабинета министров, и не требуют рассмотрения в парламенте.

"Мои консультации с европейскими партнерами свидетельствуют о том, что от Украины никогда и нигде не ожидали принятия какой-либо программы в качестве закона. Более того, план или программа – по определению – должны быть гибким инструментом, который можно оперативно корректировать в случае необходимости, тогда как в закон сложно вносить изменения", - говорит Немыря.

То есть, привязка ратификации к разработке такой программы также выглядит неубедительно, и не воспринимается серьезно ЕС.

Петр Порошенко с чиновниками ЕС. Фото bigmir.net

Тем временем, на официальном уровне Россия пытается всячески затормозить процесс ратификации соглашения. По словам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, Москва прислала огромный перечень якобы проблем, которые получит Россия в случае сближения нашей страны с ЕС.

Сама по себе постановка вопроса крайне нелепа. Ведь это Россия расстреливает наших солдат. В этом смысле, украинскую власть должны волновать только собственные интересы.

Тем не менее, она почему-то решила прислушаться к словам Кремля, и даже начала изучать присланную петицию. Естественно, на это время отложив ратификацию.

Происходят также трехсторонние встречи Украина-Россия-ЕС в верхах. В первом раунде участвовал Климкин, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев и комиссар Европейской Комиссии по вопросам торговли Карел де Гюхт. О чем говорили, в принципе непонятно. По интернету широко разошлась цитата министра о том, что россияне неуместно рассказали анекдот. Ну и что?

Повод ли это медлить с ратификацией? С бюрократической точки зрения – да.

Но чем объяснить кулуарные игры на самом деле?Похоже, что Порошенко хочет поторговаться. Но с кем и о чем?

Экономический аргумент тоже не работает

В выводах Совета ЕС и резолюции Европарламента есть официальное обращение к Украине - как можно скорее ратифицировать Соглашение.

Ранее замглавы Администрации Президента Валерий Чалый сослался на определенные экономические расчеты, согласно которым Украине якобы не выгодно спешить с ратификацией потому что нынешний формат (отмена пошлин на многие товарные позиции – "ЭП") позволяет получить 500 млн грн дополнителных поступлений бюджет за два месяца.

По словам Немыри, этот экономический аргумент берет свое начало из справки, подготовленной МЭРТ еще осенью 2013 года для правительства Николая Азарова.

В марте 2014 года, за день до подписания экономической части Соглашения об Ассоциации с ЕС, Кабмин Арсения Яценюка рассмотрел документы, касающиеся экономических последствий от такого шага. Cогласно прогнозным расчетам Министерства финансов, в первый год действия соглашения недопоступления в бюджет от ввозных пошлин составят 3,88 млрд грн, налога на добавленную стоимость с ввезенных товаров — 0,78 млрд грн.

Прогноз был подготовлен на базе расчетов Института экономики и прогнозирования НАН Украины, НИЭИ Минэкономразвития. Эти расчеты особо не отличаются от данных, подготовленных для Азарова.

Николай Азаров. Фото zn.ua

На сегодняшний день, эти прогнозы оторваны от действительности.

Расчеты были сделаны на основании данных 2013 года. По словам правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции Валерия Пятницкого, они реалистичны настолько, насколько все остальные факторы остались неизменными.

"С начала года у нас изменилось очень много реалий - начиная о аннексии Крыма и заканчивая девальвацией гривны - поэтому о реалистичности этих расчетов можете судить сами" - сказал правительственный уполномоченный.

На вопрос о том, готовит ли МЭРТ новый прогноз, он ответил, что "ситуация в стране меняется каждый день", и сделать в таких условиях "какие-то глобальные расчеты крайне сложно".

Пятницкий опровергает версию о том, что ратификация задерживается из-за отсутствия согласованного экономического эффекта от подписания Соглашения об ассоциации.

"Что не согласовано? Соглашение подписано! Как что-то можно менять?!" - возмутился Валерий Пятникий на вопрос "ЭП" о том, ведутся ли дискуссии о компенсаторах возможных убытков для бюджета в первый год от подписания СА.

По словам директора Института эконономики и прогнозирования НАН Украины Валерия Гееца, экономические оценки были достаточно различными в зависимости от того, какая группа их готовила.

"У нас были оценки, подготовленные с учетом торговой войны. Однако настоящая война - это совсем другое. Мы не являемся экспертами в оценках с учетом военно-политического контекста, и мы таких оценок не делали. У нас нет соответствующих специалистов, равно как и допуска к соответствующей информации" - сказал Валерий Геец.

В этом смысле, крайне выигрышно выглядит Арсений Яценюк. Мало того,  что он первым подписал Соглашение с ЕС. Так еще недавно его Кабмин утвердил по сути ту самую программу адаптации Украины к Соглашению с ЕС. Сегодня именно премьер, а не президент выглядит главным евроинтегратором Украины.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увеличить

Подведем краткий итог. Экономический аргумент Администрации президента Порошенко базируется на той же установке, по которой Янукович отказался подписывать договор с ЕС. Тогда же Азаров признался – отказа от соглашения с ЕС требовала Россия.

К реальности этот аргумент не имеет никакого отношения. По сути, Порошенко занимается тем, что откладывает ратификацию любой ценой.

А тем временем, он же готовит новый шаг, который способен окончательно сорвать сближение Украины с ЕС – роспуск парламента. По предварительной информации, новые выборы назначены то ли на начало, то ли на конец октября.

А значит, Украина не успеет утвердить соглашение до 15 сентября, чтобы закрепить беспошлинный режим торговли, уже предоставленный ЕС в одностороннем порядке. Но самое главное, от действий Порошенко опять выгоду получает Кремль.

"По закону, депутаты продолжат выполнять свои обязанности до момента формирования нового парламента. Но я не знаю примеров, когда Соглашение подобного уровня было ратифицировано распущенным парламентом. Можно только догадываться о том, насколько снизится политический вес и значимость ратификации Соглашения об ассоциации, если парламент сделает это после роспуска", - говорит Немыря.

Фото ipress.ua

По его словам, одно из предположений заключается в том, что время ратификации может использоваться украинской стороной как элемент торга в переговорах, в том числе с Российской Федерацией.

Если это так, каждый день промедления увеличивает риск того, что Россия получит возможность влиять на выбор Украины, а евроинтеграция опять будет будет поставлена на паузу или "заморожена". В оправдание будут говорить, что "плохой мир, лучше плохой ссоры" – примерно то же самое, что и при Януковиче.

Кроме того, затягивание с ратификацией не позволяет Украине в полной мере задействовать существенный потенциал и инструментарий политической части Соглашения. В частности, речь идет о разделах 2 и 3, которые среди прочего касаются политики безопасности и борьбы с терроризмом.

По словам замглавы администрации президента Украины Валерия Чалого , сегодня есть понимание, что ратификацию соглашения нельзя переносить. Он заверил, что максимум в сентябре это соглашение будет ратифицировано.

"И, кстати, Евросоюз воспринимает этот график. Я не вижу больших рисков, кроме одного – использования этого вопроса в избирательной кампании. Я думаю, что парламент и президент должны быть партнерами, сделать в сентябре "европейский день" в парламенте, и пойти дальше очень быстро в вопросе имплементации соглашения", - описал Чалый возможный сценарий ратификации.

Но учитывая все выше изложенное, слова чиновника воспринимаются как очередное затягивание времени.

Нежданные союзники

Россия очень хочет сорвать ратификацию. Она действует через силы как внутри Украины, так и за ее пределами – в том числе, в Европе. Чем дольше откладывается процесс, тем выше шансы Кремля.

Россияне пытаются задержать подписание на трехстороннем уровне. Они пишут письма, требуют дальнейшего заседания совместных комиссий Украина-ЕС-РФ. Они активно играют на настроениях электората Европы, которые испытывают сентименты по поводу России.

Кремль через подконтрольных политиков Европы эксплуатирует тему потерь европейских фермеров от российских санкций.

"Зачем нам поддерживать Украину, если мы столько теряем? Вон, они даже собственный Майдан разогнали", - такие тезисы продвигают прокремлевские политики, по словам нашего источника в Еврокомиссии.

Но самый интересный фронт работ – это общение с Беларусью и Казахстаном. Россия хочет склонить их ввести санкции против Украины. Ведь если этого не будет, тогда придется признать разрушение Таможенного союза.

С этой точки зрения, Кремль эксплуатирует тему санкций Украины против России. Он пытается убедить Минск и Астану, что наша страна агрессивно настроена по отношению ко всем своим соседям.

Владимир Путин. Фото glnews.ru

Но пока что эти страны не хотят вводить заградительные меры по отношению к украинским товарам. Самый свежий пример – отмена украинской стороной со вторника 19 августа спецпошлин на ввоз некоторых групп белорусских товаров. Беларусь в свою очередь отменяет лицензирование импорта ряда украинских товаров.

Как напомнил посол Республики Беларусь Валентин Величко, в апреле-мае 2014 года Республика Беларусь для упорядочения отдельных сегментов внутреннего рынка ввела требования по лицензированию импорта некоторых товаров - в частности, пива, макаронных и кондитерских изделий, цемента, стекла.

"Адекватно этому Украина вела таможенные пошлины на наши чувствительные товары, как холодильники, шины, удобрения, молочную продукцию более 55%, что стало непроходным", - сказал дипломат.

Проведен ряд консультаций. В настоящее время все эти моменты отменены - как на уровне Кабинета министров, так и на уровне белорусского правительства.

Если Белорусь и Казахстан и дальше будут упорствовать и не станут вводить санкции в отношении украинской продукции, то это будет означать распад Таможенного союза и недопущение создания Евразийского пространства с 1 января 2015 года.

Естественно, Кремль это понимает. Путин всячески пытается уговорить партнеров по Таможенному союзу вести себя так, как нужно ему.

Важно другое. Как на фоне всего этого ведет себе Порошенко?