Украинская правда

Ахметов и "Уголь Украины": схема времен АТО

Налицо очевидный цинизм как госчиновников, так и самого господина Ахметова. В условиях огромного дефицита бюджета, который является главным аргументом для властей в процессе повышения тарифов на электро- и тепловую энергию для населения, государство фактически разрешает одной из крупнейших энергогенераций не рассчитываться по долгам.

Бывшего "короля Донбасса" Рината Ахметова еще рано списывать со счетов.

Несмотря на уход в тень и якобы отстранение от властных структур, бизнес олигарха продолжает получать преференции. Наблюдаются некрасивые перекосы.

Невзирая на катастрофический рост задолженности в сфере теплоэнергетики, которая уже привела к отключению горячего водоснабжения даже в столице, теплогенерации Ахметова получают право не платить государству за потребленные ресурсы.

Последнее решение такого толка – договоренности между компанией "Захидэнерго" (находится под контролем ДТЭК Ахметова) и государственным "Углем Украины" о реструктуризации задолженности на сумму 397 млн грн за поставленный на предприятие уголь. По нашим данным, возвращать долги компания Ахметова сможет на протяжении 10 лет по ставке до 10%. Однако в официальном ответе ДТЭК на запрос ЭП значится уже другой срок - 20 лет.

По сути дела, рассрочка на 10 или на 20 лет - это прощение долга. Процентная ставка существенно ниже ожидаемой инфляции. За десятилетие или два рост цен полностью "съест" не только проценты, но и саму сумму кредита. А если произойдет девальвация, ДТЭК "отобьет" долг в кратчайший срок.

Подобные условия для бизнеса донецкого олигарха – явно не следствие военных действий на его малой родине. Запад Украины, где базируется "ДТЭК Захидэнерго", не охвачен вооруженными конфликтами.

Очевидно, нет проблем у "ДТЭК Захидэнерго" и с платежной дисциплиной клиентов. Пятая по величине энергогенерирующая компания Украины с установленной мощностью 4707,5 МВт активно продает электроэнергию на экспорт в страны Европы.

Огромная доля украинского угля идет на электростанции Ахметова

Скорее, подобные условия реструктуризации долга перед госпредприятием – иллюстрация междусобойчика, который имеют между собой ДТЭК и "Уголь Украины". А еще они сигнализируют о сокращении влияния "семьи" на рынок угля после бегства из страны Виктора Януковича с сотоварищами.

"Экономическая правда" писала, какой была ситуация на госпредприятии еще в 2013 году. "Уголь Украины", которое было создано в 2003 году для поддержания государственных шахт с высокой себестоимостью и низким качеством угля, на самом деле превратилось в кормушку для "семьи" и структур Александра Ефремова, которые на пару контролировали большую часть нелегальных копанок угля на Донбассе. Официальное прикрытие схем делал экс-министр энергетики Эдуард Ставицкий.

Смысл схемы, получившей наибольшее развитие в 2009-2013 годах, был предельно прост. Добытый в копанках уголь оформлялся как уголь добычи государственных шахт. Реально же, процессы перегрузки угля контролировались структурами, подконтрольными Ефремову и Александру Януковичу.

После смешивания, "государственный" уголь продавался энергогенерациям через "Уголь Украины" по единой цене, часть которой компенсировалась дотациями из бюджета (в 2013 году их сумма составила 13,2 млрд грн).

Государство на этой схеме получало огромные убытки. Цена продажи 1 тонны товарной угольной продукции в прошлом году составила около 490 грн. При этом фактическая себестоимость угля шахтной добычи на Донбассе составляет примерно 1350 грн, или почти в три раза больше. Разницу в 100 долларов на тонне покрывало государство.

В то же самое время, уголь из копанок стоил "семье", структурам Юрия "Енакиевского" Иванющенко и Александра Ефремова те же 500 грн. Выдавая свой уголь за добытый на государственных шахтах, они почти в полном объеме "пилили" госдотации на угольную отрасль из бюджета.

До недавних пор, Ахметов не имел в описанной схеме особого участия. Себестоимость угля, который добывается на собственных шахтах ДТЭК и арендованных у государства Свердловск- и Ровенькиантрацит, – те же 500-550 грн. При этом ахметовские предприятия достают из недр уголь с меньшим содержанием серы: он подходит для сжиганиях в доменных печах. Тогда как государственный уголь и уголь из копанок – с содержанием серы выше 3% - годится только для производства тепловой энерегии. При этом, он почти втрое дороже.

Фото korrespondent.net

В этой связи, Ахметов никогда не был заинтересован в приобретении твердого топлива у "Угля Украины", так как переплачивал бы прямо в карман "семье" и Ефремову. Но, судя по всему, ему этот уголь навязывали, откуда и возник довольно приличный долг – который, опять же, Ахметов вряд ли хотел возвращать.

Вероятно, чтобы не попадать в такие ситуации впредь (а может, и чтобы не возвращать старые долги), Ахметов даже смог пролоббировать  ликвидацию "Угля Украины" в 2015 году. Соответствующая норма была заложена в план структурных реформ экс-президента Януковича.

Однако, как утверждают источники "ЭП" в Минэнерго, по "просьбе" структур Юрия Иванющенко и Александра Ефремова, и при поддержке людей Юрия Бойко, приказ о ликвидации "Угля Украины" был отменен. Соответствующее распоряжение 4 июня подписал министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. Впрочем, возможно, это действие было продиктовано простым желанием государства не допустить "растворения в воздухе" тех денег, которые госкомпания обязана была получить в том числе с ДТЭК.

После этого господин Ахметов был вынужден добиваться очередной реструктуризации своих долгов перед "Углем Украины" (которые могли просто исчезнуть вместе с ликвидируемой компанией в 2015 году).

Не исключено, что менеджмент госкомпании подыгрывает в этом стремлении Ринату Леонидовичу. Например, во время действия приказа экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого о ликвидации "Угля Украины", юристы госкомпании не смогли доказать суду, что "Уголь Украины" будет ликвидирован. Тот суд занимался рассмотрением требования к "Захидэнерего" погасить долг. Слабая позиция юристов "Угля Украины" позволила ахметовским юристам без труда добиться выгодной для себя реструктуризации.

Ахметов и Янукович-младший. Фото ostro.org

Как сообщил ЭП и.о. гендиректора "Угля Украины" Сергей Стародубцев, дебиторская задолженность госкомпании значительно превышает кредиторскую.  "Дебиторская задолженность сложилась, главным образом, из-за хронического отставания в расчетах за потребленный уголь со стороны основных его покупателей и подписки угледобывающим предприятиям угля будущей поставки, которая предоставлялась за счет кредитных средств", - сообщили в госкомпании.

Таким образом, "Уголь Украины" превратился в огромную "черную дыру". Он авансом оплачивает еще не добытый уголь, получая для этого кредиты. С обратной стороны, компания дает отсрочку и выгодную реструктуризацию оплаты Ахметову и прочим покупателям угля. В проигрыше лишь государство, на котором повисают долги от такого "выгодного бизнеса" – денежные разрывы покрывались за счет бюджета.

Реверансы с Ахметовым имеют еще одно крайне неприятное последствие. Из-за невозврата дебиторки, госкомпания упорно не хочет рассчитываться уже со своими кредиторами. Как сообщала ЭП, 22 июля суд принудительно взыскал с "Угля Украины" 394 млн грн в пользу Проминвестбанка. Впрочем, это лишь решение суда – живых денег у компании нет. А значит, Проминвестбанк вряд ли получит даже ту сумму, которая признана судом. И этот случай не единичен.

Сейчас общий долг госпредприятия составляет около 3 млрд грн. Основная его часть сформировалась в 2010 году, когда в посткризисном бюджете не хватало денег на дотации отрасли. Это привело к тому, что в 2008-2009 и в первом квартале 2010 года произошло значительное падение добычи в Украине. Пеняя на "папєрєдніков", правительство Николая Азарова набрало кредитов под обещание, что вскоре исправит ситуацию на госшахтах. Однако потом в угольной сфере началось засилье "семьи".

Общий долг предприятия перед банками Украины составляет более 2,4 млрд грн, или 80% общего долга. Это без учета просроченных процентов за пользование кредитами. Платить по ним ГП не может из-за сложной финансовой ситуации – которую "Углю Украины" создает тот же ДТЭК Рината Ахметова.

Самыми крупными кредиторами госкомпании являются госбанки. В совокупности они выдали "Углю Украины" 1,3 млрд грн. Еще около 1,1 млрд грн госпредприятию предоставили в долг негосударственные банки.

Пассивность властей

Безусловно, возврат долга со стороны "ДТЭК Захидэнерго" на справедливых условиях мог бы существенно улучшить финансовую ситуацию госпредприятия. Это снизило бы нагрузку на бюджет, которому рано или поздно придется брать на себя расчеты с кредиторами компании.

Однако в Генпрокуратуре почему-то в упор не замечают разыгрываемых на угольном рынке схем. В ответ на запрос ЭП относительно долговых взаимоотношений между "Углем Украины" и "ДТЭК Захидэнерго",  в результате которых могут быть нанесены убытки государству, в Генпрокуратуре ответили, что "не отслеживают эту ситуацию".

Не сильно обеспокоены возвратом выданных госпредприятию кредитов и в Национальном банке. По сведениям "ЭП", государственным и одному из российских госбанков индивидуальными решениями НБУ в "семейный" период было позволено не формировать в полном объеме резервы под проблемную задолженность "Угля Украины". Видимо, сделано это было потому, что "потерянные" ссуды использовались преимущественно для расчета с шахтами, близкими к Александру Януковичу.

Премьер-министр Арсений Яценюк. Фото ipress.ua

А некоторые банки, обходя инструкции НБУ, и вовсе прикрывают "Уголь Украины" от кредиторов. Участники рынка говорят о вопиющих осознанных нарушениях со стороны коллег-банкиров. Вопреки арестам Исполнительной службы, которые уже наложены на счета "Угля Украины" в "Фортуна банке", руководство банка согласовывает открытие новых счетов, тем самым препятствуя эффективной работе судебной системы. Манипулируя планом счетов и нарушая инструкции НБУ, сотрудники банка "Киевская Русь" также помогают должнику уклониться от решения Фемиды.

Менеджмент госпредприятия действий для погашения задолженности так же не предпринимает. Это звучит нелепо, потому что "Уголь Украины" и госбюджет должны быть заинтересованы в получении денег. Тем не менее, в ответ на иски банкиров, госпредприятие подало заявление о рассрочке на выплату долга сроком на 20 лет. К счастью, суд его не удовлетворил. Апелляция "Угля Украины" также была отклонена.

Но сама попытка явно заслуживает внимания властей. Топ-менеджмент госпредприятия видимо рассчитывает, что при таких рассрочках пройдут сроки исковой давности, связанные с хищением инвестиционных кредитов. Им не придется ни за это отвечать.

В свою очередь, в ДТЭК после получения выгодных условий не видят необходимости гасить долг перед госкомпанией. Как сообщила ЭП пресс-служба компании Рината Ахметова, долг ПАО "Западэнерго" перед ГП "Уголь Украины" сформировался в 2009-2011 годах, еще до приватизации энергогенерирующей компании.

В начале 2012 года Хозяйственный суд Львовской области принял решение о признании наличия долга. Учитывая финансовое состояние предприятия, он утвердил его рассроченную выплату на протяжении последующих 20 лет. После вступления данного решения в силу, ПАО "ДТЭК Западэнерго" ежемесячно выплачивает этот долг.

"Тепловая генерация Украины имеет высокую степень износа оборудования, поэтому нуждаются в модернизации для обеспечения надежного и бесперебойного производства электроэнергии. Единственным источником получения доходов ПАО "ДТЭК Западэнерго" является реализация произведенной электроэнергии. Изменение способа выплаты долга перед ГП "Уголь Украины" может привести к негативным последствиям, так как у предприятия высокая потребность в наличии достаточных средств для проведения модернизации и обеспечения производственного процесса", - сообщает пресс-служба компании.

Фото elise.com.ua

Налицо очевидный цинизм как госчиновников, так и самого господина Ахметова. В условиях огромного дефицита бюджета, который является главным аргументом для властей в процессе повышения тарифов на электро- и тепловую энергию для населения, государство фактически разрешает одной из крупнейших энергогенераций не рассчитываться по долгам.

Интересно, на сколько государству пришлось бы повышать тарифы на электричество и тепло, если бы эти долги погашались?