Украинская правда

Как тонет крымское "Море"

Кабмин должен судиться с Москвой за Крым в международных судах. Однако требовать нужно не компенсации стоимости утраченного имущества, а компенсации за невозможность им пользоваться с момента оккупации. Тогда все поймут: Украина рассчитывает вернуть и полуостров, и все свое имущество.

В июне "власти" оккупированного Россией Крыма приняли незаконное решение о национализации украинской "Феодосийской судостроительной компании "Море".

Представителей предприятия пока не ознакомили с документом нелегитимного "госсовета Республики Крым".

Информацию о национализации оккупанты распространили через пресс-релиз.

Согласно ему, в собственность Крыма передается движимое и недвижимое имущество ОАО "ФСК "Море" в составе оборотных и необоротных активов.

"Пока документа нет в открытом доступе, и мы не знаем, какие формулировки там использованы", - говорит старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры", распорядитель имуществом ФСК "Море", Роман Марченко.

В любом случае у ФСК "Море" станет меньше основных фондов, чем сейчас.

"Мы рассматриваем вопрос о подаче исков, в том числе и в международные инстанции, по факту незаконной национализации имущества. Однако исковые требования будут сформулированы только после того, как мы ознакомимся с документом госсовета", - рассказывает юрист.

По его словам, если у государства пытаются отобрать акции предприятия, то потерпевшей стороной будет Фонд госимущества. Значит, делом займется Минюст Украины. Если же нелегитимные власти Крыма намереваются отобрать у "Моря" основные фонды, то истцами также могут быть компания и ее кредиторы.

В 2014 году реестровая небанковская кредиторская задолженность ФСК "Море" составила около 30 млн грн. Долг перед банком "Надра" украинского олигарха Дмитрия Фирташа по текущему кредиту, полученному для выполнения "китайского" контракта, - 118 млн грн.

Долговая яма

Компания "Море" - уникальное украинское предприятие. Оно производит скоростные суда из легких сплавов с динамическими принципами поддержания, включая военные, на подводных крыльях и на воздушной подушке.

Сколько стоит такое предприятие? Его официальная оценка не проводилась, поскольку приватизация несколько раз откладывалась. Размер уставного фонда - 113 млн грн - явно не отражает настоящей стоимости судостроительной компании.

Убытки - общая проблема ценных государственных предприятий, которые не были вовремя приватизированы. Не секрет, что долгами искусственно обременялись многие привлекательные украинские активы за несколько лет до предполагаемого срока приватизационного тендера.

Не стала исключением и феодосийская компания, чьи убытки в 2007 году достигли 63 млн грн на фоне крупных долгов перед госфондами и банками.

Изначально "Море" пытались загнать в долговую яму представители крымских властей. В 2006 году экс-председатель Верховной рады АРК Борис Дейч поделился планами по управлению предприятием с общественностью.

ФСК "Море". Фото glavnoe.ua

По его мнению, феодосийский завод следовало бы раздробить на мелкие предприятия для обслуживания и стоянки яхт.

В 2007 году парламент Крыма обращался к Кабмину с просьбой предоставить Совмину автономии полномочия по управлению акциями ФСК, а также по приватизации компании. Киев проигнорировал эту просьбу, и в игру вступил бывший первый секретарь Севастопольского горкома КПСС Павел Власенко.

Подконтрольная ему севастопольская фирма "Персей", которой "Море" задолжало 1,2 млн грн, инициировала дело о банкротстве в Хозяйственном суде Крыма. От претензий Власенко судостроительной компании удалось отбиться.

Спустя полгода аналогичное заявление подало киевское ООО "Драккар". Сумма долга "Моря" перед "Драккаром" была смехотворной - 200 тыс грн. Позже выяснилось, что эта фирма действовала в интересах бизнесмена Ивана Фурсина.

Хозяйственный суд Крыма открыл процедуру санации ФСК "Море" в июле 2008 года и продлил ее до 2 января 2015 года. Управляющим санацией суд назначил Виталия Кривенко, а распорядителем имущества компании - Романа Марченко. Санатором компании выступает одесский Мисто-банк, подконтрольный Фурсину.

Бизнесмен ранее сумел выкупить кредиторские требования к "Морю" на 20 млн грн у "VAB банка" и "Пиреус банка". Таким образом, Фурсин, по данным прессы, сконцентрировал контрольную долю кредиторской задолженности крымского предприятия - на тот момент около 120 млн грн из 192,3 млн грн.

С июля 2012 года акциями ФСК "Море" управляет госконцерн "Укроборонпром". С концерном компания согласовывает всю свою хозяйственную деятельность. "Укрспецэкспорт" также экспортирует продукцию предприятия.

Это не ухудшило финансовое положение феодосийского предприятия. "Море" выплатило многомиллионные долги Министерству соцполитики, Фонду соцстрахования, Пенсионному фонду, погасило задолженность по зарплате, приняло в штат дополнительных рабочих и начало гасить реестровый долг.

Правда, для выполнения крупного заказа для правительства Китая "Море" взяло крупный кредит у банка "Надра". Как уверяет Марченко, предоставление займа было коммерческой сделкой, и за ней не скрывается имущественный интерес Фирташа к судостроительному предприятию.

"Море" работало прибыльно. В 2011 году его выручка составила 137,4 млн грн, в 2012 году - 120,4 млн грн. Очевидно, предприятие целенаправленно выводили из кризиса. Хотя обычно в расчете на приватизацию долги наращиваются.

Фото glavnoe.ua

Все изменилось после аннексии Крыма Россией. "Сейчас предприятие не работает, сотрудники не получают зарплату", - говорит Марченко.

"Укроборонпром" строит отношения со своими 13 крымскими предприятиями, опираясь на закон "Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины". Согласно этому документу, на территории полуострова запрещается ряд видов хозяйственной деятельности.

"Если власти оккупированного Крыма доведут до конца свою авантюру с национализацией имущества ФСК, вполне может случиться, что "Море" не будет стоить ничего, Украина будет контролировать лишь юридическую "оболочку", а не само предприятие", - отмечает Марченко.

В Кремле украинское "Море" оправданно считают конкурентом российскому Центральному морскому конструкторскому бюро "Алмаз" (Санкт-Петербург).

После незаконной национализации имущества стоит ожидать создания на мощностях ФСК "Море" нового предприятия, которое будет работать на экономику России в полном согласии с питерским судостроительным заводом.

Однако судьба крымского предприятия может оказаться печальнее. Россиянам по силам закрыть судостроительную компанию или же превратить ее в стоянку, обслуживающую яхты "невыездных" российских миллиардеров.

Нелегитимные "крымские власти" уже обнародовали планы закрытия морских торговых портов в Феодосии и Евпатории. На их месте обычно возникает либо городская "клоака", пристанище преступников, либо гавани для роскошных яхт, как, например, в старом порту французского Марселя.

В любом случае Украина утратит перспективное предприятие, а кредиторы ФСК "Море" потеряют деньги.

Наследие не поделили

После развала СССР мощности по проектированию и изготовлению судов на воздушной подушке и подводных крыльях достались в Украине - ФСК "Море" - и России - ЦМКБ "Алмаз".

Рынок десантных кораблей на воздушной подушке достаточно невелик - развитые страны эту технологию имеют.

Украинское и российское предприятия ищут клиентов среди стран, которые ранее  не обладали такой технологией, но у которых есть потребность в патрулировании прибрежных вод или многочисленных островов. Среди потенциальных клиентов - Китай, Греция, Индия, Индонезия, Ливия.

Источник morye.kafa.crimea.ua. Нажмите для увеличения

Суда, построенные ФСК "Море", эксплуатируются более чем в 20 странах мира. Основной вид продукции компании - десантный корабль на воздушной подушке "Зубр", многофункциональные патрульные катера "Гриф" и "Калкан", малый противолодочный корабль на подводных крыльях "Сокол".

Впервые интересы "Моря" и "Алмаза" пересеклись в 2000 году. Тогда Греция выразила желание приобрести четыре десантные корабля типа "Зубр".

Украине не удалось подписать двухсторонний контракт с греками. Подписывали втроем - Украина, РФ и Греция. Постсоветские державы должны были поставить стране-члену НАТО по два корабля. Стоимость контракта с украинской стороной составила около 97 млн долл, с российской - около 101 млн долл.

Однако в 2010 году, опередив россиян, "Море" выиграло контракт на выпуск четырех судов, прототипом которых являлся "Зубр", для правительства Китая.

По условиям договора, два корабля строились в Украине, еще два - в Китае с участием украинских специалистов. Китай также получал техническую документацию по этому проекту.

Держатель контракта - "Укрспецэкспорт" - посчитал возможным поделиться технологией с Китаем, ведь это были хорошие, но все же старые советские технологии. Сумма сделки превысила 300 млн долл.

Первое судно, построенное в Украине, отправили заказчику в апреле 2013 года, второе - в спешном порядке из-за аннексии Крыма - в начале марта 2014 года.

Россияне также были заинтересованы в китайском контракте. Они подавали свои предложения, но проиграли в конкурентной борьбе украинской компании.

После обнародования информации о победе ФСК "Море" на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге глава делегации "Рособоронэкспорта" Олег Азизов заявил, что Украина нарушила авторские права российских конструкторов при заключении контракта с КНР.

Отгрузка Китаю судна-амфибии, 2013 год. Фото glavnoe.ua

Украинская сторона категорически отвергла эти обвинения. В Киеве ответили, что обязательство согласовывать передачу документации с разработчиком распространяется на украинско-российские разработки после 1991 года.

"Алмаз" изготовил и передал чертежи ФСК "Море" еще в советские времена, в связи с чем феодосийское предприятие является законным владельцем документации на проект со всеми полномочиями. К тому же, украинский "Зубр" имел ряд значительных отличий от старой советской разработки.

В целом, Москва не против нейтрализовать конкурента. Тогда на рынке вооружений градус конкуренции понизится. Таким образом, планы национализации "властями Крыма" украинской судостроительной компании "Море" являются прямой угрозой его дальнейшему существованию.

Что можно сделать?

"Соседнее государство лишило Украину 5% территории. Понятно, что на фоне такого преступления события вокруг ФСК "Море" - капля в огромной чаше незаконных действий "крымских властей" и властей России.

Однако я как лицо, назначенное судом и Минпромполитики распорядителем имущества ФСК "Море", буду делать все для возврата этого предприятия Украине или, как минимум, получения компенсации", - отмечает Марченко.

Адвокат полагает, что необходимы консультации между правительственными структурами, юристами и представителями отдельных предприятий, которые лишились имущества в связи с аннексией Крыма.

Как известно, Кабмин готовит иски в международные суды на 1 трлн грн. Именно так оценил Минюст захваченные Кремлем украинские объекты в Крыму. В международные суды планируют обратиться и представители ФСК "Море".

"Если правительство будет отстаивать в суде получение компенсации стоимости утраченного имущества, то оно косвенно признает, что Украина этого имущества лишилась безвозвратно, и de-facto признает аннексию Крыма", - поясняет юрист.

По его словам, украинским властям нужно подавать иски о компенсации за невозможность пользоваться своим имуществом с того времени, как Крым подвергся оккупации. Тогда всем станет ясно: Украина рассчитывает на возврат полуострова и всего своего имущества.

Десантный корабль "Зубр". Фото wikipedia.org