Украинская правда

Атомная энергетика Украины: полная зависимость или рывок вперед?

Неприемлема изначальная зависимость от страны-поставщика критических компонентов АЭС. Но, по всей видимости, готовится сценарий, когда Украине действительно не нужны будут свои производители оборудования, проектировщики, ученые и прочий персонал. Ведь все эти услуги можно пакетом закупить у россиян, а свой высококвалифицированный кадровый потенциал уволить и отправить на базары продавать китайские товары. Или же подметать офисы у иностранных компаниях.

Какой путь выберет властный истеблишмент Украины для такой научно-емкой отрасли, как атомная энергетика?

Предпочтет он полную зависимость от одного из мировых лидеров в этой отрасли, или же создаст необходимые и достаточные условия для ее собственного развития? Ответа пока нет. Зашли в тупик практически все вопросы, касающиеся не только развития отрасли, но и возможности ее дальнейшего безопасного существования.

Сегодня атомных мощностей в Украине достаточно, но в ближайшей перспективе ситуация может измениться с точностью до наоборот. Построенные в советские времена АЭС почти исчерпали свой ресурс, и пришло время подумать, что можно предложить взамен.

Однако второй год подряд заморожены практически все начатые инвестиционные проекты, реализуемые в НАЭК "Энергоатом" (общей стоимостью почти 60 млрд грн), в том числе и крупнейший из них – строительство 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС стоимостью порядка 40 млрд грн.

Длительность строительства ядерных блоков – порядка 8 лет. Эти блоки планировали ввести в действие в 2016-2017 году, строить их думали вместе с россиянами. Начиная с 2008-го года, работы над этим проектом шли полным ходом, но сейчас атомщики замерли в ожидании: какую же судьбу готовит отрасли нынешнее руководство Украины?

Вполне очевидно одно: который год подряд отрасль остается донором всей экономики страны, и населения в том числе. Искусственно сдерживается тариф на электроэнергию от АЭС – в нем отсутствует инвестиционная составляющая, не хватает средств даже на обеспечение ядерной безопасности.

Тариф – это инструмент, с помощью которого можно остановить развитие отрасли. Однако взамен нее наша страна, как, впрочем, и многие другие государства, пока что ничего предложить не может.

В чем же причина сложившейся ситуации? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале стоит вспомнить об имеющемся мировом опыте. А он гласит: в любой стране создаваемые и действующие АЭС должны опираться на собственный инжиниринг и собственное атомное машиностроение.

При сооружении новых АЭС до 70% используемого для этих целей оборудования должно производиться в собственной стране. Украина же полностью зависима от россиян, и, похоже, вопреки ранее достигнутым договоренностям, останется зависимой навсегда.

В течение последних четырех лет НАЭК "Энергоатом" провел консультации по вопросам использования разработок реакторных установок для нужд атомной энергетики Украины с ведущими мировыми компаниями-производителями

Мощности российских заводов по производству корпусов реакторов перегружены собственными заказами, поэтому вряд ли можно будет рассчитывать на своевременные поставки, если в Украине начнут строить ядерные энергоблоки.

Проект Х3-Х4 должен был стать своеобразным плацдармом для восстановления работоспособности всего строительно-монтажного и проектировочного комплексов Украины. На этом проекте "Энергоатом" запланировал создать свой инжиниринг, отработать новые функции строительства. Это должно делаться для того, чтобы затем развернуть строительство остальных атомных блоков, предусмотренных обновленной Энергетической стратегией Украины до 2030 года, - но уже по проекту отечественного серийного энергоблока.

Функции организации строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на вновь сооружаемых энергоблоках были возложены на подразделение "Энергоатома" - "Атомпроектинжиниринг" (АПИ). Этот центр был обязан обеспечивать инженерное сопровождение проектирования и строительства новых ядерных установок, поставку специального и общепромышленного оборудования для новых энергоблоков.

Структура НАЭК "Энергоатом". Нажмите, чтобы увеличить

Главная задача – максимально задействовать в строительстве энергоблоков Х3-Х4 украинских проектировщиков, наш машиностроительный комплекс, а также свои предприятия автоматизации технологических процессов. Переговоры по данному вопросу украинские атомщики давно ведут с потенциальными поставщиками оборудования, включая россиян.

Элементы реакторной установки планировали делать на таких заводах тяжелого машиностроения, как "Энергомашспецсталь" (Краматорск), собственником которого в конце 2010 года стал российский "Атомэнергомаш". Планировали также задействовать Новокраматорский завод тяжелого машиностроения (Краматорск), ОАО "Азовмаш" (Мариуполь) и другие предприятия. Сборку реакторной установки и ее испытания думали проводить на харьковском "Турбоатоме" - по данным руководства завода, предприятие имеет необходимые площади, научный, технический и кадровый потенциал.

Виктор Янукович на "Турбоатоме". Фото Михаила Маркива

В общей сложности, страна, планирующая развивать атомную энергетику, должна иметь собственное производство реакторного, турбинного, тепло-гидравлического и электротехнического оборудования, а также производство систем контроля и управления ядерным энергоблоком. И, конечно же, производство систем обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО).

Переговоры с россиянами велись с учетом этих планов и были достигнуты соответствующие договоренности. В 2008 году на конкурсе по выбору проекта реакторной установки для строительства энергоблоков Х3-Х4 победила российская компания "Атомстройэкспорт". Сразу же компания "Энергоатом" начала готовиться к большому рывку.

Создавать производство отечественного ядерного реактора планировалось на базе российской конструкции ВВЭР – россияне пообещали продать лицензию. В июне 2010 года подписано Соглашение между Кабинетом Министров Украины и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве энергоблоков №3 и 4 Хмельницкой АЭС.

Статья 4 данного Соглашения гласит: "В целях осуществления сотрудничества, предусмотренного этим Соглашением, Российская сторона обеспечит организацию финансирования в объеме, необходимом для проектирования, строительства и введения в эксплуатацию энергоблоков №3 и 4 Хмельницкой АЭС, в том числе для оплаты товаров, работ и услуг, поставляемых из Российской Федерации в Украину или закупаемых в Украине, при условии частичного софинансирования с Украинской стороны".

Еще через два года - в сентябре 2012 года - был принят Закон № 5217-VI, одобряющий строительство 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС.

Что же произошло в действительности? Почему не реализован сценарий развития ядерной отрасли, столь выгоден для Украины?

Ни министр энергетики Эдуард Ставицкий, ни глава НАЭК Никита Константинов не отстаивают интересы атомной отрасли. Фото energoatom.kiev.ua

Процесс организации планируемого производства оборудования на заводах Украины до сих пор не начат, и сегодня уже никто во властных структурах, включая и руководство НАЭК "Энергоатом", даже не упоминает о ранее достигнутых договоренностях с россиянами. Как будто их никогда и не было.

Более того, в подразделениях "Энергоатома" ликвидируются организационные структуры, созданные для реализации стратегически важных для страны проектов. Может, исчезла потребность в собственном инжиниринговом центре?

сли да, то речь пойдет о совершенно другом подходе к осуществлению масштабного строительства. Но выгоден ли он нашей стране?

Перед атомщиками Украины стоят очень сложные задачи: строить с "нуля" новые энергоблоки и выводить из эксплуатации блоки, отработавшие проектный ресурс.

Сложность состоит в том, что за последние два десятилетия в Украине полностью разрушено управление процессом реализации технологически сложных научно-емких проектов, качеством продукции. Такие процессы, как управление качеством, организация строительно-монтажного комплекса, организация национального энергетического машиностроения требуют серьезной поддержки со стороны властных структур, и, конечно же, особая роль возлагается на руководство компании "Энергоатом". Однако все делается с точностью до наоборот, хотя в нашей стране продолжает действовать вышеупомянутый закон, одобряющий строительство 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС, и даже упомянутое выше межправительственное соглашение.

На фоне происходящего кажется очень странным сделанное для прессы 4 марта 2013 года заявление президента Виктора Януковича. Пребывая с визитом в России, незадолго до встречи с Владимиром Путиным президент заявил: "нам необходимо принять совместное решение, чтобы ускорить строительство двух атомных энергоблоков – Х-3 и Х-4".

Значит, строительство все же планируется, и, по всей видимости, готовится сценарий, когда Украине действительно не нужны будут свои производители оборудования, проектировщики, ученые и прочий персонал. Ведь все эти услуги можно пакетом закупить у россиян (это называется построить блок "под ключ"), а свой высококвалифицированный кадровый потенциал уволить и отправить на базары продавать китайские товары. Или же подметать офисы у иностранных компаниях.

Фото energoatom.kiev.ua

Для стран, избравших атомную энергетику как основу энергетической безопасности государства, неприемлема изначальная зависимость от страны-поставщика критических компонентов АЭС – ядерного топлива, реактора, расчетных программ по определению уровня безопасности. Ведь запланированные к строительству АЭС в Украине будут работать практически весь 21-й век.

Все крупнейшие мировые производители основного оборудования для АЭС с пониманием относятся к пожеланию стран-заказчиков иметь производство критических компонентов в своих странах, не говоря уже о необходимости иметь всю проектно-конструкторскую и научную документацию, чтобы самим отвечать и контролировать безопасность своих ядерных объектов. Все крупнейшие мировые разработчики реакторных установок лицензируют свою продукцию в странах Америки и Европы, Индии и Китае.

По этому пути должна двигаться и Украина. В противном случае, наша страна окажется в полной зависимости от выбранного партнера.

СПРАВКА. Проектно-конструкторское и промышленно-производственное обеспечение ядерно-энергетического комплекса Украины

В составе атомного комплекса бывшего СССР действовала мощная система проектно-конструкторской поддержки и промышленно-производственного обеспечения атомной энергетики.

Созданием и развитием водо-водяных реакторов ВВЭР занимается генеральный конструктор (ОКБ "Гидропресс"), научный руководитель (Курчатовский институт), генеральные проектировщики (Московский, Ленинградский "Атомэнергопроект"). Также были в Союзе отраслевые ведущие организации по отдельным направлениям деятельности:

-               материаловедение, расчеты прочности, неразрушающий контроль (НПО ЦНИИТМАШ, Прометей);

-               машиностроительные технологии (НИИКИМТ);

-               научно-техническая поддержка эксплуатации (ВНИИАЭС);

-               пуско-наладочные работы (Союзатомтехэнерго) и другие.

После распада СССР для обеспечения сопровождения эксплуатации действующих энергоблоков, Украина стала использовать услуги этих организаций на договорной основе.

Последующее развитие ядерной энергетики, предусмотренное Энергетической стратегией Украины до 2030 года, требует создания собственного мощного проектно-конструкторского и промышленно-производственного комплекса.

В Украине отсутствует производство и проектирование реакторных установок. И хотя процедура купли-продажи лицензии на изготовление реактора довольно-таки сложная (ее контролируют высшие органы государства), Украина просто обязана организовать – в кооперации с мировыми поставщиками реакторных установок – разработку национальных проектов ядерных энергоблоков и других объектов ядерно-энергетического комплекса, а также соответствующее сопровождение на всех этапах их жизненного цикла.

Эти производства определяют энергетическую безопасность любого атомного государства. Атомно-энергетический комплекс уже давно мог бы стать ядерным локомотивом украинской экономики. Однако без надлежащей поддержки со стороны властных структур этого не произойдет.

Виктор Янукович не имеет стратегии развития атомной энергетики, в отличие от Владимира Путина. Фото lenta-ua.net