Закрытый клуб 40-летних мужчин
После тяжелого экономического кризиса 1998 года последовало десятилетие экономического подъема.
Ежегодные темпы роста ВВП в России достигли 10% в 2000 году и в среднем в течении десяти лет составляли 7% в год.
Экономика росла, вместе с ней бурно рос российский бизнес, в стране открывались представительства и "дочки" транснациональных компаний.
В это время владельцы и менеджеры российских компаний улучшили качество корпоративного управления путем внедрения современных практик, пишет Сергей Солнцев из Департамента прикладной экономики Высшей школы экономики.
Повышению качества управления способствовали IPO российских компаний на западных площадках, размещение облигаций и привлечение западных кредитов.
Спрос на топ-менеджеров высокой квалификации рос очень быстро, компании агрессивно нанимали новых управленцев высшего звена, часто с использованием хедхантинга или привлечения иностранной силы.
Новый кризис осенью 2008 года завершил десятилетие экономического роста. ВВП России упал на 7,8% в 2009 году. Предприятия столкнулись со снижением спроса и финансовыми трудностями.
Спрос на топ-менеджеров тоже изменился. Новой задачей стало сокращение расходов и финансовое оздоровление, а в худшем случае - банкротство.
В ВШЭ решили проанализировать изменения на рынке труда топ-менеджеров в России в 2000-х годах. В основе исследования - информация об отставках и назначениях почти шести тысяч менеджеров с конца 1999 года до 2009 года.
Данные - пол, возраст, национальность, образование, опыт работы, сектор экономики, тип компании - были собраны по сообщениям газеты "Ведомости" и с официальных сайтов компаний.
За этот период большая часть менеджеров сменила место работы один раз, 539 менеджеров - два раза, 74 - три раза, 20 - от четырех до шести раз. Компании в различных сферах - сельское хозяйство, энергетика, промышленность и сфера услуг - были разделены на обычные - 68% - и транснациональные - 32%.
Фото iinfo.com.ua |
Круговорот русских Mad Men
Выяснилось, что российский рынок труда руководителей высшего звена - замкнутая система, где доминируют профессиональные управленцы.
Типичный топ-менеджер в России - человек с научной степенью в области экономики или техники в возрасте 30-40 лет, который каждые два-три года движется вверх по карьерной лестнице в корпорации.
В период экономического роста российские компании чаще всего привлекали менеджеров со стороны - 55,8% всех назначений. Эта доля выросла с 38,8% в четвертом квартале 1999 года до 65,1% в 2007 году.
Снижение доли внешних кандидатов в 2008-2009 годах до 54% было связано с экономическим кризисом. Спад производства снизил спрос на высшее руководство, поэтому компании предпочитали продвигать уже нанятый персонал.
Есть значительная разница в доле внешних и внутренних назначений: большинство внутренних приходится на сектор газа, цветную металлургию, деревообработку и нефтяную промышленность.
Доли внутреннего продвижения и внешнего рекрутинга
Топ-менеджеры предпочитают внутреннее продвижение в течение первого и второго годов работы на одной позиции. Таким образом, компании должны обеспечить карьерный рост для своих топ-менеджеров каждые один-два года, чтобы удержать их и снизить вероятность увольнения.
Финансовые компании имеют 70,4% назначений со стороны, страховые - 66,6%, рекламные - 62,4%. Эти секторы конкурентные, там работает много фирм.
Приток свежих сил на рынок топ-менеджеров ограничен: продвижения менеджеров из среднего звена составили всего 7% от общего числа назначений. То есть рынок профессиональных топ-менеджеров замкнут, и они мигрируют из одной фирмы в другую.
Кризис позвал знающих
Около 99,6% российских топ-менеджеров имеют высшее образование, у 65% есть научная степень: у 31% - по точным наукам, у 27% - по экономике, у 7% - в области гуманитарных и социальных наук, у 5% - по праву. 35% топ-менеджеров России имеют две степени и более.
Среди иностранцев больше мужчин-обладателей второй академической степени в области экономики. 61% топ-менеджеров России закончил один из московских вузов, 16,5% - вузы Санкт-Петербурга.
В России 88% топ-менеджеров имели опыт работы в том же секторе, 56% имели такую же позицию, 45% менеджеров работали в той же компании.
Фото photospress.ru |
В годы кризиса доля управленцев верхнего уровня с экономическим и юридическим образованием увеличилась. Компании были вынуждены изменить свою политику, чтобы сократить издержки и реструктурировать бизнес.
Если разделить компетенции на две группы - общие знания для всех компаний и конкретные навыки в отдельной отрасли - выяснится, что в кризис компаниям понадобились руководители со знанием отрасли.
Доля менеджеров с двумя степенями снизилась с 43% в 2008 году до 18% в 2009 году, а доля топ-менеджеров с опытом работы в той же отрасли увеличилась.
В управленцы женщин не берут
Доля женщин-руководителей составила только 15,6%, среди директоров - 7,2%. Российские компании менее склонны привлекать женщин к управлению по сравнению с транснациональными корпорациями - 14,7% и 18,5% соответственно.
Доля женщин выросла в 2000-2007 годах и выровнялась в 2008-2009 годах.
Этот рост можно объяснить увеличением спроса на менеджеров высшего уровня в период экономического бума в России, которое вызвало дефицит квалифицированных менеджеров-мужчин. Кризис в 2008-2009 годах снизил спрос на всех топ-менеджеров, включая женщин-руководителей.
Доля женщин-топ-менеджеров в России
Самым высоким процент женщин-руководителей был в рекрутинге, рекламе, страховании, бухгалтерском учете, консалтинге и праве. В сельском хозяйстве, добыче углеводородов, угледобыче, машиностроении, энергетике, металлургии - самый низкий процент женщин-руководителей.
Женщин чаще всего продвигают внутри компании, чтобы избежать "стеклянного потолка" - барьера из-за гендерных стереотипов. Женщины на 4-6 процентных пунктов имеют большую вероятность продвижения, чем мужчины-менеджеры.
Женщины-руководители в среднем моложе мужчин, отчасти из-за более раннего возраста выхода на пенсию.
Возрастная структура мужского и женского топ-менеджмента в России
Иностранцев выписывать не принято
Доля иностранных менеджеров в транснациональных компаниях была в четыре раза больше - 36%, чем в российских - 7,4%. Это связано с тем, что у первых есть возможность переводить сотрудников из одного офиса в другой.
Было зафиксировано значительное снижение доли иностранных менеджеров в крупных корпорациях во второй половине 2000-х годов - с 37,6% в 2005 году до 25,7% в 2009 году. Это снижение можно объяснить растущим числом русских управленцев с требуемой квалификацией.
Доля женщин среди менеджеров-иностранцев составляет лишь 7% из-за двойных барьеров: "стеклянного потолка" и сложностей с переездом.
Секторы экономики с самым большим процентом иностранных менеджеров: учет и консалтинг - 30%, топливные сектор - 27%, юридические услуги - 22%.
Это небольшие изменения для эпохи экономического кризиса. Дело в том, что крупным холдингам для избежания увольнений выдали кредиты. Неэффективные команды управленцев уцелели и остались сидеть на своих местах.