Украинская правда

Как провалился бюджет 2012 года

Бюджет 2013 года не может быть выполнен, потому что он в точности повторяет модель 2012 года. Налоговики собирали по максимуму, а Минфин "выпускал" деньги в "ручном" режиме. И все равно, недовыполнение бюджета-2012 составило почти 10% и по доходам, и по расходам. Тайны бюджета-2012 открывает секретный отчет Счетной палаты.

18 июня Верховная Рада "провалила" отчет министра финансов Юрия Колобова о выполнении госбюджета-2012.

С одной стороны, правильно сделала, потому что нынешнее правительство заслужило "пинок" за свою "успешную" деятельность.

С другой стороны, крайним оказалось министерство, которое по большому счету является хотя и верным, но довольно механическим исполнителем воли совершенно других людей. Которые, как повелось, остаются за кадром.

Прежде всего, это Виктор Янукович, который довольно цинично отказался выступать перед Радой со своим ежегодным посланием. Кроме того, это премьер Николай Азаров, который выполняет роль "свадебного генерала, имеющего свои интересы" в правительстве "младореформаторов".

А если смотреть глобально, в "успехах" украинской экономики виновата вся нынешняя система власти, которая не могла не родить подобного монстра.

Почему не будет выполнен бюджет-2013

На прошлой неделе Колобов произнес ту же самую фразу, которую произносили до него все предыдущие министры финансов.

"Урезания никакого не будет…Абсолютно реалистичный бюджет, даже с учетом того, что экономика не вырастет в запланированном формате", - ответил он на вопрос, планирует ли правительство идти на секвестр (законодательное уменьшение бюджета – ЭП).

Да, Колобов сказал неправду. И даже не потому, что он "плохой". Предположим, что никакому министру нельзя признавать, что дела идут ни к черту. Иначе на следующий день, того и гляди, он уже не министр.

Николай Азаров и Виктор Янукович до начала "пакращення". Фото president.gov.ua

Правда пока что не совсем лицеприятная для экономического блока правительства во главе с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым. Есть четкие признаки того, что экономика Украины трещит по швам. Падение промышленного производства за пять месяцев составило 9,3%, а впереди традиционно тихое лето. Для того, чтобы дать толчок экономике, остается осень. Но закладывать предпосылки для толчка должны уже сегодня. А активности правительства в этом отношении не видно. Поэтому со всей уверенностью можно предполагать, что провал в промышленном производстве отразится на всем ВВП Украины.

На фоне такой экономики говорить о выполнении бюджета-2013 смешно. Падающая экономика не дает увеличения налогов из года в год. С "серой" экономикой ситуация еще хуже – попробуй собери налоги с компаний-однодневок, которые банкротятся сразу после того, как продали контрабандный товар или "срубили" миллиард на госзакупках. Тем более, что эти структуры контролируются влиятельными группами, включая "Семью".

Выскажем на удивление точное предположение. Бюджет-2013 гарантированно не будет выполнен – ни по доходам, ни по расходам.

Это и есть главная причина, по которой правительство не торопится пересматривать бюджет, хотя в конце прошлого года оно обязалось внести в парламент правки уже по итогам I квартала. Это и есть причина, по которой депутаты оставили надежду пролоббировать через Верховную Раду свои "хотелки". Какие правки, какие "хотелки", если и этот бюджет не выполняется?

И, кстати, это же причина, по которой не сработает Госпрограмма активизации экономики. "Лучший центральный банкир Восточной Европы" Сергей Арбузов сегодня даже не вспоминает о своем детище. "Ребенок" оказался нелюбимым.

Руководитель экономического блока правительства Сергей Арбузов. Фото Фото "Коментарі"

Как провалился бюджет 2012 года

О том, как будет выполнен бюджет-2013, можно судить по прошлогодним результатам.

В распоряжении "Экономической правды" оказался отчет Счетной палаты по итогам выполнения госбюджета-2012. Данный документ чиновники "забыли" опубликовать, и крайне неохотно распространяли среди "своих".

Это тот самый отчет, в котором традиционно "зубастая" Счетная палата не нашла ни единого нарушения со стороны правительства.

Выводы говорят сами за себя.

Есть сугубо экономические предпосылки для провала бюджета-2013. Исходные параметры роста экономики, на основе которых считали прошлогодний бюджет, оказались слишком завышены.

Здесь и далее выдержки из отчета Счетной палаты по выполнению госбюджета-2012

"Вниз" потянули строительство, сельское хозяйство, промышленность и оптовая торговля – по сути, базис украинской экономики. "Вверх" тянула только розничная торговля и финансовые операции – удел чистой спекуляции.

К слову, Колобов уже признал, что в 2013 году стоит ожидать роста ВВП на уровне 1-1,5%, а не 3,4%. После более чем резких заявлений Мирового банка это, можно сказать, на редкость осторожное признание истины.

"Государственный бюджет в 2012 году не выполнен как по доходам, так и по расходам. Доходы госбюджета в целом составляли 346,054 млрд грн, или 90,3% плана (383,0376 млрд грн). Расходы государственного бюджета осуществлены в сумма 395,6815 млрд грн, или 92,7% плана (427, 0407 млрд грн)", - констатирует СП.

Сбор доходов в общий фонд в 2012 году составил 89,9% плана. Учитывая план по сбору доходов в бюджет-2013, примерно то же самое произойдет и в этом году. Это причина, почему правительство так настаивает на запуске финансовых векселей. В бюджете не хватает "живых" денег, чтобы финансировать защищенные статьи (куда входит преимущественно "социалка"), составляющие гораздо больше 90% расходов.

Мы видим, что особенно большим оказался провал по сбору налога на добавленную стоимость. Причем, как "внутреннего", так и "импортного". Предположим, что часть этого провала обусловлена функционированием "теневой" экономики (в частностью, контрабандой нефтепродуктов). Однако в целом недостаточный сбор "внутреннего" НДС говорит о стагнации в экономике.

Любопытный факт, подтверждающий наши допущения. В пояснениях к таблице читаем, что Верховная Рада увеличила план по сбору "импортного" налога на добавленную стоимость – и ровно все это повышение оказалось не выполненным. В обоих случаях речь шла о цифре примерно 14 млрд грн. Зато план по "внутреннему" НДС подняли на 2,9 млрд грн, а недовыполнение составило 12,4 млрд. Все таки стагнация.

"Дырки" от недостаточного сбора налогов покрывал как мог Национальный банк. В 2012 году он перечислил в бюджет 179,2% плана. Не является секретом, что эти деньги (13 млрд грн) были просто "напечатаны". На самом деле, эмиссия НБУ в пользу правительства оказалась в разы большей, просто она была влита в бюджет через механизм ОВГЗ, а его видно по другим статьям.

Так плохо ли собирались налоги в Украине? Оказалось, что нет. Счетная палата привела данные, которые показывают ежегодный прирост сбора денег правительством. Оказалось, что налоговики в 2012 году превзошли прошлогодний результат на 10%!

Конечно, можно поставить вопрос иначе – "Почему не на 20%?" А потому, что экономика Украины находится в рецессии. Она "падает".

Ситуация с расходами госбюджета в 2012 году еще более показательна. Недостаток "живых" денег привел к тому, что правительству пришлось выкручиваться как только можно.

Наиболее пострадавшей оказалась отрасль ЖКХ. Из общего фонда госбюджета ей выделили только 47,8% обещанных денег. Также среди отстающих оказались спорт, экология и оборона. Здравоохранение получило 91% обещанного.

Высвобожденные деньги правительство пускало на "социалку", и не только. Напомним, прошлый год запомнился громкими историями о баснословно дорогой малине для президента и строительстве новой вертолетной площадки для него же. А еще – статистикой, сколько было "освоено" денег на угольных дотациях, выплатах сельхозпроизводителям, строительстве дорог и госзакупках.

Что касается социальных расходов, то из отчетности Счетной палаты может сложиться впечатление, что все отлично. Расходы на социальное обеспечение профинансированы в размере 97,4% плана, трансферты в местные бюджеты (откуда и финансируются врачи и учителя) – на 97,4%. Однако идеальными выглядят лишь цифры.

Как рассказал бывший замминистра социальной политики Павел Розенко, в прошлом году массовой стала практика отпусков "за свой счет". Врачей и учителей заставляли писать заявления о том, что они хотят отгулять полмесяца-месяц без получения денег. Цинизм ситуации заключался в том, что реально люди работали, чтобы не потерять рабочие места.

Также ощутимо выросли долги по зарплатам перед работниками бюджетных предприятий (см. Комментарий эксперта после текста).

Фото zz.te.ua

Наверняка, такие "дыры" появились на фоне сверхнапряжения власти. В прошлом году состоялись парламентские выборы. Поэтому власть изо всех сил пыталась наскрести деньги на "социалку". Особенно большими были вливания в Пенсионный фонд, потому что пенсионеры представляют из себе особо "взрывоопасный" электорат.

Чтобы уменьшить расходы, широко применялись уловки Госказначейства. "Экономическая правда" писала, что чиновники вроде бы утверждали разрешения на расходование денег (открывали ассигнования), но на практике удивительно часто получатели денег то ли неправильно составляли документы, то ли поздно их подавали. В итоге, деньги не были потрачены. А значит, они "как ненужные" возвращались в бюджет.

Вчитайтесь в эти строки. Удивительно цинично о том, что государственные органы якобы "не захотели освоить" миллиарды гривен.

Недостаток финансирования не мог не отразиться на эффективности работы государственных органов. Отчет Счетной палаты испещрен высказываниями в духе "Министерство … не обеспечило выполнение программных заданий…"

Из той же области - вот такие дикости. Кабмин просто устраивал волокиту с оформлением госзаказа, чтобы не тратить деньги.

Вообще, при прочтении отчета невольно складывалось впечатление, что это бюджет блокадного Ленинграда, а нынешнее Министерство финансов работает в таких же форс-мажорных обстоятельствах, как и Минфин времен кризиса 2008 года. Что он буквально вынужден хронически "вручную" перераспределять хронически недостающие деньги.

Естественно, 2012 оказался очень бюджетно-дефицитным.

При изначальном плане 38,8 млрд грн, реальная "дыра" в госбюджете достигла 53,4 млрд грн. Финансировался дефицит преимущественно за счет привлечения новых долгов.

А также впервые так активно использовался метод "Изменение объемов бюджетных средств". Это так называемое "перекидывание" денег. В ручном режиме в 2011 году были перераспределены 4,6 млрд грн, а в 2012 – уже 17,3 млрд грн.

Удивительно, насколько мало дала приватизация – всего 6,7 млрд грн. Власть распродала огромное количество пакетов облгазов и энергетических компаний. С сумасшедшими скидками их купили "свои" олигархи.

В проигравших – госбюджет. Но это, похоже, меньше всего волновало президента и правительство.

***

На закуску.

"Экономическая правда" писала, что новый руководитель Счетной палаты не нашел никаких нарушений в выполнении госбюджета-2012. Совершенно очевидно, он не найдет их и в 2013 году, который пока что удивительно похож на прошлый.

Так вот, мы нашли в отчете Счетной палаты несколько пунктов о зафиксированных нарушения. Мы пришли к выводу, что ничего страшного не произошло.

Должно быть, новый руководитель Счетной палаты Роман Магута не успел прочитать отчет собственного ведомства. А потому решил, что лучше будет поступить дипломатично – сказать, что правительство работало без нарушений.

В принципе, так и есть. Ну разве могут быть нарушения в бюджете, который больше похож на бюджет Украины образца 1990-х?

Виктор Янукович. Фото ipress.ua

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Павел Розенко, экс-замминистра социальной политики Украины

Задолженность государства перед бюджетниками существует. Вот только есть очевидная задолженность, а есть скрытая.

Очевидная особенно проявилась в конце 2012 года. Тогда все бюджетные учреждения примерно на 10-30% увеличили задолженность по зарплатам. Особенно это касалось учреждений образования и медицины. Бюджет на их содержание рассчитывался под значительное сокращение штата учителей, врачей и других представителей бюджетной сферы. Но власть не рискнула провести сокращения в год парламентской кампании.

Существует также скрытая задолженность по "социалке". Ни для кого не секрет, что работников бюджетной сферы заставляют писать заявления о том, что они хотят уйти в отпуск за свой счет на срок от 2 недель до месяца. Это так называемые неоплачиваемые отпуска.

Цинизм ситуации в том, что на самом деле преподавателей и врачей заставляют работать в это время. "Иначе мы вас в конце года будем вынуждены вообще уволить". Руководители учреждений доносят до работников идею, что единственный способ сбалансировать бюджет и избежать увольнений – это вот такие отпуска за свой счет.

Занимаются этим практически все. Легче назвать, кто не написал такие заявления.

С другой стороны, власть в 2012 году пыталась выполнить другую группу социальных обязательств. В первую очередь, по выплате пенсий. Пенсионеры считаются "ядерным" электоратом Партии Регионов. На Пенсионный фонд были брошены колоссальные средства через дополнительные выплаты и небольшое повышение пенсий.

Парадокс в том, что делалось это за счет зарплат бюджетников и увеличения долгов перед предприятиями, которые оказывают людям социальные услуги. В частности, это предприятия общественного транспорта и ЖКХ.

Руководители бюджетных предприятий, лишенных бюджетного финансирования, вынуждены либо увольняться и сокращать людей, либо искать не самые лучшие пути для решения сложившихся ситуаций. В частности, они брали кредиты для выплаты зарплат, чтобы погасить бюджетную задолженность перед своими работниками. Проверяющие, конечно, не должны поощрять за такие вещи, но в данном случае прокуратура и другие органы закрывают глаза на нарушения.

Интересна ретроспектива развития бюджетной задолженности с 2010 года по настоящий день. Снижение задолженности по выплате заработных плат демонстрировали предприятия частной формы собственности, и даже предприятия в стадии банкротства. Тогда как по госпредприятиям и предприятиям, зависимым от бюджета, задолженность за этот период выросла на 50-70%.

Когда нынешний министр социальной политики Наталья Королевская рассказывает, что все преимущественно частные предприятия наращивают задолженность, она или не знает цифр, или намеренно дезинформирует общество.

***

Юрий Колобов, министр финансов Украины. Выступление в Верховной Раде 18 июня 2013 года. Доклад об итогах выполнения госбюджета-2012

Правительством в соответствии с нормами Бюджетного кодекса представлен отчет о выполнении бюджета на 2012 год.

Макроэкономические показатели. 2012 год был очень сложным из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, медленного роста глобальной экономики - фактически 3,2% против прогноза 4%. Рецессия стран Еврозоны - минус 0,6%. Снижение цен на черные металлы на мировом рынке на 11,4%.

Украине удалось удержать тенденцию к экономическому росту благодаря проведению правительством реформ, инициированных Президентом Украины.

Реальный рост ВВП составил 0,2%, номинальный ВВП вырос на 8,2% до 1,4 трлн грн. Несмотря на низкую инфляцию 0,2%, правительство вело политику повышения социальных стандартов, и достигло реального роста заработной платы на 14,4%, что является самым высоким показателем за последние 6 лет.

Продолжение положительной динамики развития и укрепления устойчивости банковской системы способствовало дальнейшему восстановлению доверия населения к ней и расширению ресурсной базы банков. Это обусловило рост общего объема депозитов на 80,6 млрд грн, или на 16,4%.

Относительно дохода бюджета. Проведение эффективной налоговой политики и улучшение администрирования налогов обеспечили рост доходной части бюджета в 2012 году: госбюджета - на 10%, до 346,1 млрд грн, общего фонда госбюджета - на 8,9%, до 289,6 млрд грн.

Возмещение налога на добавленную стоимость увеличилось по сравнению с 2011 годом на 7,4%, или на 3,2 миллиарда до 46 млрд грн. В автоматическом режиме возмещено 23,2 млрд грн, или 50,5% общей суммы возмещения. На конец 2012 года отсутствует остаток просроченных сумм НДС по возмещению.

Расходы бюджета. Во исполнение Программы Президента Украины Виктора Януковича "Богатое общество. Конкурентоспособная экономика. Эффективное государство" и его социальных инициатив было обеспечено финансирование повышенных социальных показателей и расходов инвестиционного характера.

В 2012 году расходы государственного бюджета увеличились на 18,7%, до 395,7 млрд грн, с общего фонда госбюджета - на 19,6% до 343,6 млрд грн. Правительство обеспечило полное финансирование на должном уровне повышенных течение года социальных расходов. Кассовые расходы социальной направленности из общего фонда госбюджета выросли против 2011 года на 44,3 млрд грн, до 272,8 млрд грн.

В рамках реализации социальных инициатив Президента, была возобновлена постепенная компенсация гражданам расходов от обесцененных денежных сбережений (в "Сбербанке СССР" – ЭП), и выплачено 4,6 млрд грн.

В условиях ухудшения внешней конъюнктуры, бюджетная политика Украины в 2012 году была также направлена ​​на поддержку и развитие экономики. На капитальные расходы государственного бюджета направлено 29,5 млрд грн. Были осуществлены расходы на поддержку и развитие: сельского хозяйства в сумме 6,5 млрд грн, угольной отрасли и других отраслей по добыче твердого топлива в сумме 12,8 млрд грн, дорожного хозяйства в сумме 12,6 млрд грн, на поддержку НАК "Нафтогаз Украина "в сумме 19,8 млрд грн. Обеспечена подготовка и успешное проведение чемпионата Европы по футболу Евро-2012, на эти цели направлено 6,4 млрд грн.

Кроме прямого финансирования, правительство предоставляет достаточно существенную поддержку субъектам хозяйствования путем предоставления налоговых льгот. По данным Государственной налоговой службы Украины, за 2012 год потери бюджета вследствие льготного налогообложения составили 48,7 млрд грн. По данным Государственной таможенной службы, за 2012 год субъектами хозяйствования получено льгот на сумму 42,9 млрд грн. На развитие регионов из госбюджета в местные бюджеты было перечислено трансфертов на общую сумму 125,8 млрд грн, что на 32,1% больше, чем в 2011 году.

Фото ipress.ua

Субвенции на обеспечение социальной защиты перечислены в пределах зарегистрированных обязательств в объеме 43,1 млрд грн, что на 18,7% больше, чем в 2011 году. Субвенция на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию территорий профинансированы в сумме 2,6 млрд грн.

В 2012 году впервые было предусмотрено создание Государственного фонда регионального развития, средства которого в объеме 1 млрд грн были направлены на реализацию мероприятий социально-экономического развития регионов.

Относительно дефицита Государственного бюджета Украины. В 2012 году он у нас значительно меньше, чем у многих высокоразвитых стран мира. Необходимость своевременного проведения социальных расходов и расходов развития в условиях замедления развития мировой экономики привела к формированию дефицита государственного бюджета в объеме 53,4 млрд грн, или 3,8% ВВП. По оценкам, ожидаемый бюджетный дефицит в 2012 году остается на высоком уровне во многих высокоразвитых странах мира: в Японии 10% ВВП, в США 8,7% ВВП, в Испании 7%, во Франции 4,7%.

Что касается государственного долга. На конец 2012 года государственный и гарантированный государством долг составлял 515,5 млрд грн, или 36,6% ВВП, и находится на экономическом безопасном уровне. Он соответствует критериям, определенным Бюджетным кодексом Украины - не выше 60% ВВП. При этом, благодаря повышению эффективности управления государственными финансами, нам удалось сократить на 27,8 млрд грн уровень государственного долга Украины, который установлен законом о госбюджете на 2012 год и скорректирован в соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Украины. На конец 2012 года государственный долг Украины составил 399,2 млрд грн.

Также хотел бы отметить, что одной из основных задач долговой политики государства было уничтожение долговой нагрузки. На начало 2012 года средний срок до погашения долга составлял 4,1 года, а на конец 2012 года - уже 5,1 года.