Депутаты сдали олигархов за недвижимость без налогов
Александр Клименко протолкнул закон о трансферном налогообложении, Анатолий Кинах и Владимир Наконечный – налоговые льготы судостроителям, а Тариэл Васадзе – утилизационный сбор. За то, что депутаты позволили "ободрать" олигархов, их освободят от налога на недвижимость.
17 апреля состоялось долгожданное заседание налогового комитета Верховной Рады.
Долгожданным оно было потому, что на нем наконец присутствовал министр доходов и сборов Александр Клименко. До этого он несколько раз отменял приезд в самый последний момент – наверное, по причине никак не меньшей, чем вызов к президенту. Наконец, министр согласился приехать.
Думается, причина прежних неявок понятна. Все это время Клименко готовил пакет документов, которые нужно было "протолкнуть" через налоговый комитет, возглавляемый Виталием Хомутынником. Кроме того, он вел позиционную борьбу как минимум по двум направлениям – созданию финансовой полиции и трансферному ценообразованию.
По первому пункту уже одержана промежуточная победа – отдельный орган финансовой полиции до сих пор не создан, а вот в составе Миндоходов налоговая милиция оказалась в существенно урезанном виде. Из слов министра можно понять, что он уже сократил ее штат на треть, и намерен едва ли не ликвидировать налоговую милицию как таковую.
По второму направлению до последних пор проходила жаркая борьба. Об этом "Экономическая правда" писала совсем недавно.
Судя по тому, прошло заседание комитета, бои продолжаются. Об этом говорит хотя бы тот факт, что три вопроса в повестке дня налогового комитета были внесены с нарушением норм регламента. То есть, они появились накануне вечером, и депутаты физически не могли оценить, за что им собственно предлагают поднять руки.
Об этом не преминула сказать оппозиционная часть членов комитета. Среди них откровенно выделялись Сергей Терехин и Алла Продан. И в какой-то момент уже казалось, что документы будут сняты с рассмотрения и перенесены, скажем, на четверг или вообще на "когда-то".
Но руководитель комитета Виталий Хомутынник в очередной раз доказал, что не зря пьет свой дорогой виски. Долгое "бодание" с Терехиным и Продан закончилось в его пользу. Глава комитета придумал хитрую формулировку, не предусмотренную, но и не запрещенную регламентом, и таки "протолкнул" то, что явно обещал "протолкнуть" Клименко.
Группа поддержки Клименко и Хомутынника |
Иначе и не могло случиться – за ним стояло достаточное количество "штыков". Любопытно, что заседание комитета должно было начаться в 14-30. Присутствующих собралась добрая сотня человек, но время шло, а половины депутатов не было. Отсутствовали, естественно, провластные депутаты, среди которых следует отметить Тариэла Васадзе, Сергея Клюева, Дмитрия Святаша и Олега Царева.
Они явно где-то совещались с Хомутынником и Клименко, а после гуськом зашли в зал заседаний с уже четкими договоренностями. Дальше они действовали как единое целое.
Что именно им сказал Клименко, остается тайной. Видимо, нужны были исключительно сильные аргументы, чтобы народные избранники поддержали сразу три законопроекта, которые нужны были для организации работы Миндоходов. Чуть позже подтянулся Игорь Еремеев, который в своей традиционной манере – как бы между прочим – помог протолкнуть самые важные для Хомутынника вещи.
Самый жесткий вариант "трансферного" закона
Главным блюдом дня был, конечно, проект закона "О трансферном ценообразовании".
"Экономическая правда" писала, что этот документ стал камнем преткновения между "младореформаторами" и олигархами. Изначально шло к тому, что представители "Семьи" в правительстве собирались серьезно "пощипать" самых богатых бизнесменов страны. Однако те начали оказывать противодействие, и команда Сергея Арбузова включила задний ход. В частности, Госпрограмма активизации экономики, составленная первым вице-премьером, уже содержала крайне скромные поступления от пресечения оптимизационных схем.
На комитете 17 апреля закон "О трансферном ценообразовании" должен был приниматься в крайне постном виде. Как сообщил ЭП один из оппозиционных депутатов, базовые параметры этого закона должны были быть такими:
- минимальная сумма операций за год с одним контрагентом, которая подлежала мониторингу согласно закону о трансферном ценообразовании, повышалась с 50 до 200 млн грн (потенциально выгодно Дмитрию Фирташу);
- из-под действия закона вынимались все операции по оптимизации налогообложения внутри страны (это именно то, чего добивается Ринат Ахметов);
- предусмотреть, что все авансовые переплаты по налогам будут вычитаться из тех сумм, которые Миндоходов насчитает по трансферному закону;
- ввести запрет на штрафы сроком три года.
Такие формулировки означали бы окончательную и бесповоротную победу олигархов в борьбе против налогообложения трансферных операций.
Виктор Пінчук, Сергей Тарута, Ринат Ахметов. Фото УП |
Но едва начался доклад Клименко, прозвучали совершенно иные вещи. В частности:
- минимальный порог для проверки - 50 млн грн операций за год с одним контрагентом;
- мониторинг операций между связанными предприятиями как по внешним, так и по внутристрановым операциям;
- начало действия закона – с момента принятия, а не с отсрочкой.
Но самое главное - мониторинг внешних операций не только с оффшорами, которые признает украинское законодательство, но и с непризнанными налоговыми гаванями. В частности, Клименко назвал две: Кипр и кантон Цуг.
Чтобы было понятно, через Кипр свою продукцию "гоняют" почти все ведущие бизнесмены Украины. А вот кантон Цуг – это излюбленное место Фирташа. В свое время, Сергей Тигипко пиарился на том, что обещал перекрыть поток денег на Кипр. Окончилось все тем, чем обычно заканчивается у Тигипко - неловкой тишиной.
Это, безусловно, главная интрига в отношениях между олигархами и "Семьей".
Полную аудиозапись представления, дебатов и голосования по закону о трансферном ценообразовании можно послушать здесь.
Почему столь резонансный документ поддержали провластные депутаты, у которых есть собственные бизнесы с миллиардными оборотами? В частности, Сергей Клюев и Игорь Еремеев.
Ответ может быть простым. Один из трех законопроектов, которые были внесены в нарушение регламента, касался налогообложения недвижимости. По сути, этот закон освобождает от уплаты налога наиболее состоятельных граждан страны, которые имеют не только огромные дома площадью в сотни квадратных метров, но и по нескольку квартир.
В кабминовском законопроекте с многочисленными правками эти люди проходят как "сиротки". Документ выносится на второе чтение, и теперь гарантированно пройдет.
Видимо, провластные депутаты договорились с Клименко: "мы тебе – закон о трансферном ценообразовании, а ты не трогаешь нашу недвижимость". Вроде как, поменяли интересы олигархов на свои мелкошкурные. А что касается Ахметова и Фирташа - эти найдут, как выкрутиться.
А Клименко с радостью согласился. Объемы сбора налогов по этим законопроектам несопоставимы. Это небо и земля. А олигархи и так не платили бы налог с недвижимости. Записали бы свои дома на юрлица или на бомжей, и еще попросили бы дотацию на свет и газ.
Но, пожалуй, депутаты попросили кое-что еще. В частности, Анатолий Кинах и Владимир Наконечный с ненавязчивой помощью Еремеева протолкнули налоговые льготы судостроителям (о том, кому принадлежат заводы, читайте здесь). А Тариэл Васадзе с Дмитрием Святашем – утилизационный сбор на импортные автомобили.
Васадзе отомстит России
Да, владелец "УкрАВТО" и главный импортер Mercedes Тариэл Васадзе праздновал победу. Ему удалось провести через комитет документ, который очень нужен лично ему.
Речь идет об утилизационном сборе. Причем, в довольно причудливом виде.
17 апреля налоговый комитет утвердил законопроект, который регламентирует сбор денег на утилизацию автомобилей.
Но есть и другой – базовый – законопроект, который регулирует порядок расходования этих денег. За него Верховная Рада голосовала еще в конце 2012 года. Так вот, базовый законопроект находится в ведении комитета Юрия Воропаева, и тот отложил рассмотрение документа до мая. По мнению уважаемого юриста, он очень "сырой".
Что получается. 18 апреля в Верховной Раде будет рассматриваться документ, который предписывает всего лишь сбор денег. А это именно то, чего добивался Васадзе. Как будут расходовать эти деньги, и будут ли расходовать вообще, его слабо волнует.
Тариэл Васадзе. Фото novostimira.com.ua |
Все потому, что законопроект Тариэла Шакровича задуман как "зеркальная" мера по отношению к закону об утилизационном сборе, который ввели россияне.
Российский сбор автоматически "убил" экспорт в Россию автомобилей, сделанных в Украине. А это автомобили, изготовленные на "УкрАВТО" ("Ланосы", продаваемые в РФ как Chance). Они стали существенно дороже, и тут же проиграли ценовую конкуренцию в России. Благо, там построили свои заводы мировые производители действительно приличного уровня.
Зато российские автомобили продолжают ввозиться в Украину без уплаты сбора. Такая несправедливость попросту отдавала в пользу РФ внутренний рынок, на котором долгие годы "паслись" Васадзе, Дмитрий Святаш и другие автопромышленники. ЭП много писала, что правительство Украины с подачи этих людей стало лоббировать введение утилизационного сбора и даже заградительных пошлин.
Главной целью Васадзе и К° было просто внедрить сам сбор. Чтобы импортные машины стали дороже, и они могли беспрепятственно продавать свои далеко не самые совершенные "корыта". Например, те же российские авто, но уже собственной сборки. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь.
Нужно признать. Если бы в Украине собирались действительно высококлассные машины (например, Ford или та же Toyota), старания Тариэла Шакровича стоило бы только поддерживать. Но он поступает удивительно коварно, добиваясь помощи государства, но производя китайские машины. Дешевые, небезопасные и вообще…
Так что законопроект по утилизационному сбору, одобренный на заседании налогового комитета 17 апреля, - это личная месть гражданина Васазде государству Россия.
"Россияне приняли, перекрыли границу, и 13 автомобильных заводов, и больше 800 предприятий комплектующих не можем поставить автомобили в Россию. А Россия нам поставляет без налогов", - пояснил сам Васадзе.
С принятием закона об утилизационном сборе, российские машины станут стоить дороже.
Сергей Терехин возглавлял группу недовольных. Фото на фоне затылка Дмитрия Святаша |
Сергей Терехин, критиковавший, абсолютно прав – это новый налог. Платить этот налог будут простые покупатели автомобилей. И обговаривать это нужно как обычный налог – с особой длинной процедурой.
И он построен вопреки здравому смыслу. Как бы ни говорил Васадзе, что "все цивилизованные государства имеют такой налог". Безусловно, это не аргумент.
По утверждению депутата, утилизационный сбор должен платиться за утилизацию. А значит, его должен платить тот человек, который утилизует автомобиль. Чаще всего, это последний владелец. Но почему законопроект предусматривает, что платиться утилизационный сбор должен при покупке автомобиля?
Ведь если машина будет ездить 10 лет, собранные деньги должны где-то храниться. И они должны не просто сохраниться (что уже непросто в условиях "лопающихся" банков), но и преумножиться. Ведь это сегодня 1000 долларов – это сумма, достаточная для утилизации полутора тонн железа, резины и пластмассы. А через 10 лет инфляция может превратить сегодняшнюю "штуку баксов" в аналог 10-ти гривен.
Далее, совершенно верно отметил Терехин, стоимость утилизации нельзя считать по "кубикам" двигателя. Гораздо корректнее определять ее по весу машины, или по ее габаритам. Ведь на огромном фургоне может стоять 2-литровый дизель, а на крошечном BMW – трехлитровый агрегат.
Но самое смешное, что в законопроекте про утилизационный сбор оказалась масса "левых" пунктов. Например, от уплаты сбора некие депутаты предложили освободить тех, кто ввозит шкуры крупного рогатого скота.
Олег Ляшко умудрился вписать свою "хотелку" в законопроект Васадзе. Фото zhzh.info |
А вот депутат Олег Ляшко, который грозился поднять вредителей на вилы, предложил включить в утилизационный закон пункт про порядок начисления налоговых обязательств при торговле ценными бумагами.
Как появились подобные перлы? По словам Хомутынника, за время доработки к данному законопроекту поступило 81 предложение, из которых 70 учтены. Слишком много для случайности.
Вряд ли эти вещи появились без ведома руководства комитета. Но вряд ли уже кто-то признается в том, что помогал импортеру шкур крупного рогатого скота.