Бойко открыл ящик Пандоры
Меморандум с электрометаллургами подписан, и начал действовать. Но только с двумя заводами Игоря Коломойского, а сам текст тщательно скрывается. Как только другие предприятия узнали об этом, они ринулись лоббировать льготы для себя. Примечательно, что если они идут в обход Юрия Бойко, им отказывают.
"Если вы дали льготы Этому, то дайте и мне!"
Видимо, теперь украинские олигархи мыслят только такими категориями.
После перемирия с действующей властью, которое зафиксировано в Госпрограмме активизации экономики, они рассматривают государственный бюджет исключительно как часть своего бизнеса.
А началось все, казалось бы, с невинного желания исподтишка подмахнуть одному известному олигарху.
Выступая на открытом заседании правительства 27 февраля 2013 года, вице-премьер Юрий Бойко заявил: "Мы завершили переговоры и подписали меморандум о запуске ферросплавных предприятий, и в ближайшее время запускаются эти два завода".
Конечно, он имел в виду Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы, принадлежащие Игорю Коломойскому и его партнерам. С марта 2013 года они наконец получили льготную (пониженную) цену на электроэнергию, и смогут снизить себестоимость производимой продукции.
Бойко не побоялся взять на себя ответственность, которую не решился взять на себя его предшественник Валерий Хорошковский. 5 февраля 2013 года главный газовый переговорщик подписал злополучный Меморандум.
"Экономическая правда" посвятила целую сагу рассказу о том, как Коломойский пытался получить льготы для своих заводов. Мы указывали, что саму эту просьбу нельзя объяснить экономическими категориями или государственным интересом - сразу по нескольким причинам.
Первая причина состоит в том, что эта сделка является, по сути, коррупционным соглашением.
Изначально предполагалось предоставлять льготы десяти предприятиям, которые можно отнести к условной отрасли "электрометаллургия". Вот они: "Запорожский титаномагниевый комбинат", "Запорожский производственный алюминиевый комбинат" (ЗАЛК), "Стахановский завод ферросплавов", "Запорожский завод ферросплавов", "Никопольский завод ферросплавов", "Побужский ферроникелевый комбинат", "Электрометаллургический завод "Днепроспецсталь", "Донецкий электрометаллургический завод" (бывший ИСТИЛ), "Электросталь" и "Металлургический завод "Днепросталь".
Еще в середине 2012 года было понятно, что такой широкий список приводится исключительно для замыливания глаз. Ведь уже тогда в проекте меморандума между правительством и электрометаллургами содержалась одна притянутая за уши норма о 60 млн кВт-часах и 30%.
"Экономическая правда" много раз писала, что этот критерий является искусственным и никак не обоснованным. Что его нельзя применять, потому что он создан исключительно под предприятия Коломойского – одновременно и "60", и "30" соблюдают только они.
Хотя есть предприятия, которые потребляют гораздо больше электричества, и которым скидка жизненно необходима.
Тем не менее, чиновники нескольких министерств – включая Минэкономики и Минэнерго – продолжали лоббировать именно критерий 60/30. А "сверху" их прикрывал ответственный чиновник Кабмина – в последнем воплощении, это Бойко.
Никто не удивился, когда из огромного перечня остались лишь два завода Коломойского – Запорожский и Стахановский. Льготы получили именно те предприятия, под которые они изначально моделировались.
Что это, если не победа коррупции?
Вторая причина, почему льготы заводам Коломойского были неправильными -днепропетровский олигарх просил льготы, не желая принимать на себя адекватные встречные обязательства.
Дело в том, что заводы Коломойского занимаются явной оптимизацией налогообложения. И об этом "Экономическая правда" писала, обильно цитируя заключения Таможни.
Первоначальный проект Меморандума предполагал, что электрометаллургии могут получить льготы только при соблюдении трех главных условий. Первое – они сохранят трудовой коллектив и его зарплаты (ну, куда без этого в социалистической Украине?).
Второе – они обещали перестать на время действия льгот пользоваться схемами по искусственному занижению стоимости - в частности, с использованием оффшорных компаний. Это должно было создать условия для того, чтобы владельцы заводов платили больше налогов в Украине.
Наконец, третье – это обновление производственных мощностей. Собственно, это то, ради чего олигархи просили льготы.
Как и представители ГМК в марте 2013 года, электрометаллурги в середине 2012 года божились, что воспользуются временной передышкой, чтобы перевести производство на энергосберегающие технологии.
ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ МЕМОРАНДУМ
Казалось бы, ладно - посмотрим, как они сдержат свое слово.
Но проблема в том, что смотреть негде.
Мы попытались найти текст Меморандума, о котором говорил Бойко. Но в базе законодательства, принятого Кабинетом министров, его нет. Последний документ, посвященный данной теме, гласит о том, что вице-премьер получает право подписать договоренность с заводами.
Так что же подписал Бойко? Какие обязательства он наложил на ферросплавные заводы Коломойского?
Ігор Коломойський. Фото УП |
И особенно, как он собирается заставить днепропетровского олигарха платить налоги?
И почему, в конце концов, сам Меморандум скрывается? Что в нем тайного?
Что касается государственного интереса, тоже не все так просто.
Предприятия, которые платят за электроэнергию вместо Коломойского, имеют право знать, почему они это должны делать. Что имеется в виду?
Причина третья. Дело в том, что льготная цена на электроэнергию не берется ниоткуда.
Чтобы скидку получил Коломойский, платить больше будут все остальные участники Энергорынка – а это все другие предприятия Украины. Да, доплачивать придется немного – но в этом ли дело?
Чем заводы Игоря Коломойского лучше, чем, скажем, судостроительные заводы Вадима Новинского? Или чем они лучше, чем Запорожский титано-магниевый комбинат?
Представители днепропетровского олигарха аргументируют такую выборочность: "разве вы против того, чтобы были запущены заводы, на которых работают тысячи людей?"
Естественно, мы не против. Но разве это следует делать подобным путем?
На других предприятиях электрометаллурги работают тысячи людей, и они не меньше заслуживают льготную цену на электроэнергию.
Почему же правительство идет на то, чтобы назначать более избранных на основе надуманных критериев?
ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ
"Экономическая правда" писала, что другой олигарх – Ринат Ахметов, который имеет непризнанную монополию на рынке электроэнергии – был против того, чтобы Коломойский получил льготы.
Причина такого отношения лежала в том, что с началом кризиса днепропетровец выставил дончанину настолько высокую цену на ферросплавы, что тот вынужден был завозить сырье из-за границы.
Это вылилось во вполне конкретные проблемы для Коломойского. Премьер-министр Николай Азаров подписал постановление, которым дал олигарху льготную цену на электричество, еще 1 октября 2012 года. Однако это высочайшее решение тормозилось на уровне нижестоящих инстанций, которые подконтрольны (неофициально, естественно) Ахметову. То Совет Энергорынка не вовремя собрался на совещание, то еще что-то.
Однако в начале 2013 года, как указывали мы в одной из прошлых публикаций, произошло событие, о котором посторонние лица не знают. Мы можем лишь делать предположения, переосмысливая вновь открывшиеся факты. Очень похоже, что Коломойского "уговорили" продавать Ахметову ферросплавы по приемлемой цене. И в итоге, тот дал "добро".
Вот постановление №222 Нацкомиссии по регулированию рынка энергетики. В нем зафиксированы льготы для заводов Коломойского. Но не зафиксировано никаких встречных обязательств двух заводов.
Предприятие | мар | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноя | дек | |
"Стахановский завод ферhосплавов" | млн. кВт·ч | 76 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 97 | 97 | 97 |
"Запорожский завод ферросплавов" | млн. кВт·ч | 83 | 107 | 136 | 149 | 149 | 160 | 165 | 171 | 168 | 168 |
Источник: НКРЭ
В ответ Нацкомиссия попросила контролировать объемы электроэнергии, которые должны потреблять два завода.
К слову, пока что ЗФЗ и СФЗ не справляются с этими нормативами.
ПОЯВИЛИСЬ ДРУГИЕ ЖЕЛАЮЩИЕ
Интересно, вице-премьер действительно рассчитывал, что ему удастся спрятать текст Меморандума, и на этом решатся все проблемы?
На самом деле, Бойко и Коломойский открыли ящик Пандоры.
Как только два суперизбранных завода получили льготную цену на электроэнергию, они тут же спросили: "А чем государство поможет нам?"
Например, российский "ЛУКОЙЛ" воспрял духом, и снова ведет переговоры с правительством. Он хочет получить льготы и по налогам, и по плате за тепло.
Обязательства, которые должен взять на себя Кабмин по соглашению с "ЛУКОЙЛ" |
Резко расширилось и количество претендентов на получение льгот предприятиям ГМК.
И это, похоже, только начало. По словам наших источников в Администрации президента, на них обрушилась лавина писем от просителей, которые сочли себя обиженными.
Кстати, у них неплохие перспективы. Всех "обиженных" принимает Юрий Бойко, который успешно "протолкнул" льготы для Коломойского, и сейчас готовит льготы для металлургов.
Хотите пойти в обход Бойко? Тогда с вами могут произойти удивительные вещи – как случились они, скажем, с Запорожским алюминиевым комбинатом (ЗАЛКу), Запорожским титано-магниевым комбинатом (ЗТМК) и им подобными.
Многочисленные инициативы натолкнулись на внезапно возникшую неуступчивость органов власти.
В частности, в одном из писем НКРЭ решила напомнить правительству, что впредь подобные льготы были бы неуместны. В частности, их нельзя давать ЗАЛКу и ЗТМК.
Одно за одним, правительство отказывало всем другим предприятиям в получении той льготы, которую получили заводы Коломойского. Причем, на основании все того же надуманного критерия 60/30.
КАК ЧИНОВНИКИ УХОДЯТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Опыт чиновничьей работы – это то, чего у Юрия Бойко не отнять. Все решения приняты так, будто это результат коллективного голосования, а не его личная воля.
А под решения "реввоенсовета" подложены "объективки" других органов власти. Вот, например, письмо Запорожской обладминистрации.
В частности, текст этого документа практически слово в слово переписан в письме Минэкономики, которым ЗАЛК "отшивают еще один раз. И все по тому же критерию 60/30.
Хотя, пожалуй, в чиновничьих баррикадах есть уязвимое место. Правительственные чиновники не смогут объяснить, почему они не заметили другую группу "объективок". В частности, свидетельства налоговиков о том, что предприятия Коломойского активно использовали оффшоры даже после того, как Николай Азаров подписал постановление, дающее им льготную цену на электроэнергию. Да, они не стали покупать ток дешевле, но ведь постановление уже вступило в силу!
По свежим данным Налоговой, за первые месяцы 2013 года два завода практически ничего не заплатили в бюджет. Да, они собрали со своих работников 5,3 млн грн подоходного налога, но причем тут завод? Это деньги работников.
И, конечно же, подтвердилось то, о чем говорилось давно – заводы Коломойского продолжали активно работать с оффшорными зонами.
О чем это говорит? Видимо, о том, что ненужные "объективки" власть просто не хочет замечать.
Что ж, это прекрасный подарок всем следующим правительствам. Подобно тому, как сегодня "сидит" Юлия Тимошенко за газовые договоры, многие нынешние члены правительства могут побывать в судах за свои более чем спорные решения.
Конечно, если следующая власть захочет их привлечь к ответственности.