Украинская правда

Зачем была нужна приватизация?

Воссоздание Минпромполитики означает, что государство за счет налогоплательщиков намерено содержать орган, который будет лоббировать интересы олигархического капитала. Зачем тогда понадобилось отдавать за бесценок госпредприятия, если они, перейдя в частные руки, снова требуют льгот, дотаций и других форм господдержки?

Воссоздание Министерства промышленной политики и назначение его главой председателя правления Южного горно-обогатительного комбината Михаила Короленко продемонстрировало не только истинное отношение власти к проводимой ею админреформе, но и к управлению госактивами в целом.

А еще оно показало, что Ринат Ахметов по-прежнему стремится контролировать управление промышленностью страны.

Доказывать близость нового министра промполитики к богатейшему человеку Украины не приходится. До своего назначения министром, с 2004 по 2013 Короленко находился на руководящих должностях на Центральном горнообагатительном комбинате, Северном ГОКе, в "Метинвестхолдинге" и Южном ГОКе.

Минпромполитики возродилось из мертвых, и заменило "не сыгравший" проект Госагентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом.

А Короленко сменил не оправдавшего надежды Дмитрия Колесникова. В 2010 году планировалось, что Агентство станет монопольным управляющим всеми государственными предприятиями.

В случае успеха, Колесников стал бы мегавлиятельным человеком, потому что он забрал бы под себя все структуры, которые находятся в управлении других министерств и Фонда госимущества.

Нет сомнений, что эти огромные полномочия могли быть использованы в интересах непосредственно группы СКМ. Например, для скупки интересующих предприятий по заниженной стоимости, скупки имущества ликвидируемых структур или для заключения односторонне выгодных контрактов с предприятиями группы Ахметова и его бизнес-партнера Вадима Новинского.

Однако на пути усиления Колесникова встали другие влиятельные люди. В частности, это был первый вице-премьер и министр экономики Андрей Клюев. А в Верховной Раде всячески тормозилось принятие профильного закона, который утвердил бы монополию Агентства на управление госимуществом.

И вот, с воссозданием Минпромполитики предпринята вторая попытка поставить под контроль госсектор экономики.

Почему власть вернула министерство?

Государственное агентство по управлению государственными корпоративными правами и имуществом (ГАУГКПИ) было сформировано на базе Минпромполитики. Основанием для этого стал указ президента от 9 декабря 2010 года "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти".

Изначально, функции Госагенства оказались обрезанными. Ряд полномочий Минпромполитики были переданы в ведение Минэкономразвития и Минприроды.

Почему же власть возвращается к тому варианту, с которого начинала?

Тем более, что в марте 2012 года глава ГАУГКПИ Дмитрий Колесников заявил, что его ведомство планирует из 347 госпредприятий, которые находятся в его управлении, передать 63 на приватизацию и 180 ликвидировать. В результате оно намеревалось оставить под своей юрисдикцией лишь 104 предприятия.

Возникает вопрос: зачем расширять функции агенства до уровня министерства, если объем решаемых задач уменьшается более чем в 3,5 раза?

Фото wikipedia.org

Ответ на эти вопросы может крыться в факте, который получил огласку лишь недавно.

В начале февраля 2013 года пресс-служба Счетной палаты сообщила о результатах проверки главным контрольным органом страны системы управления госимуществом Украины. В нем отмечается: "Существующая ситуация с управлением госимуществом не соответствует потребностям экономики".

За этим небольшим утверждением стоит вопиющий факт, выявленный в ходе проверки. Оказалось, что после ликвидации Минпромполитики оно не передало в управление ни созданному агентству, ни ФГИ более тысячи госпредприятий. Они стали ничьими, два года работая на "карман" своих директоров.

Неужели власть осознала просчеты в своей деятельности и решила путем воссоздания усовершенствованного Министерства промышленной политики кардинально повысить эффективность управления государственными корпоративными правами и имуществом?

Возможно, отчасти и так. Но не только поэтому.

Проект под названием ГАУГКПИ так и не сработал. Ни в чьих интересах.

Минпромполитики вчера и сегодня

Давайте проанализируем, какие функции выполнял этот орган исполнительной власти ранее, и какие может выполнять сегодня.

Министерство промышленности было создано в феврале 1992 года на базе госкомитетов по металлургии и химии. Оборонные и машиностроительные предприятия объединили в Министерство машиностроения, ВПК и конверсии.

Их первоочередной задачей стал перевод промышленных предприятий из союзной собственности в собственность Украины.

С 1993 года по 1997 год под крыло Минпрома сначала перешла деревообрабатывающая промышленность, затем легкая, добыча и переработка золота, предприятия Минмашпрома, ВПК и конверсии.

После кризиса 1998 года Минпром как управленческий рудимент был ликвидирован в рамках административной реформы Леонида Кучмы.

Однако в 2001 году, после назначения на пост премьера главы Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, оно, несколько изменив свое название, было реанимировано. В таком качестве Минпромполитики существовало до 9 декабря 2010 года, вплоть до его ликвидации Януковичем.

С самого начала своего создания Минпромполитики его основными функциями было управление госпредприятиями и выбивание госдотаций отдельным отраслям - металлургии, авиапрому, химикам, кораблестроителям - путем разработки многочисленных лоббистских программ их развития.

Фото weekly.ua

Благодаря усилиям ведомства в 1997-1999 годах беспрецедентные льготы получило СП "АвтоЗАЗ - Daewoo". В 1999-2001 годах был реализован эксперимент в ГМК, в ходе которого предприятия отрасли под предлогом необходимости модернизации основных средств получили льготы по налогообложению.

Первое предприятие почило в бозе, не было и модернизации ГОКов и метзаводов. Зато значительно увеличились капиталы нарождавшихся украинских олигархов.

Кроме того, Минпромполитики под предлогом повышения эффективности управления госпредприятий активно лоббировало процесс создания на их базе холдингов и профильных объединений.

Как показывали дальнейшие события, все это делалось не ради декларируемой цели, а для теневой приватизации объектов, не подлежащих разгосударствлению.

Однако история существования Минпромполитики является лишь одним из фрагментов общей картины подозрительного нежелания высших должностных лиц сформировать эффективную систему управления промышленными госактивами.

Дело в том, что подобную функцию выполнял и выполняет Фонд госимущества.

Более того, первоначально планировалось, что именно ФГИ будет управлять всеми госпредприятиями Украины, постепенно готовя их к приватизации.

Однако, как выяснилось по результатам 1992 года, фонд физически не справлялся с одновременным решением двух задач: развертыванием процессов приватизации и налаживанием системы управления промышленными активами.

Поэтому последнюю задачу сначала распределили по профильным министерствам, а затем создали Министерство промышленности.

Фонду госимущества оставили в управление предприятия, которые передавались для приватизации, а также те, которые уже прошли этапы акционирования и льготной подписки - размещения акций среди членов трудового коллектива.

Скандальная кончина Госинвеста

Однако на этом процесс "совершенствования" управлением госсобственностью не завершился. Якобы для улучшения ситуации в вопросах управления корпоративными правами государства в конце 1995 года была создана кредитно-инвестиционная компания "Госинвест".

Предполагалось, что до 15 января 1997 года в уставный фонд компании будут переданы пакеты акции Николаевского глиноземного завода, Одесского припортового завода, "Эксимнефтепродукта", "Укрнефти", "Укргазпрома",

Запорожского алюминиевого комбината, Запорожского завода ферросплавов, концерна "Ориана", Мариупольского меткомбината им. Ильича и "Азовстали".

Фото bidla.net

Всего - на 395 млн грн. Однако этим планам не суждено было сбыться из-за принятия Верховной радой закона о программе приватизации на 1997 год, который запретил передавать госпакеты акций в уставные фонды компаний.

В 1997 году компания решила усилить свое участие в приватизации. "Госинвест" стала главным консультантом и идеологом создания СП "АвтоЗАЗ-Дэу". Последнее просуществовало до 2000 года, когда обиженная украинской властью южнокорейская компания вышла из СП.

Ее 50-процентная доля через год была продана по дешевке, еще и с привлечением льготного кредита Укрэксимбанка, Тариэлу Васадзе.

Последним всплеском деловой активности "Госинвеста" стал 1998 год.

Согласно решению Кабмина размер уставного фонда компании был определен в размере 400 млн грн. Кроме акций, он должен был формироваться за счет передачи векселей предприятий, имеющих бюджетные долги, и за счет денег. На начало 1998 года были переданы в полном объеме только деньги - 3 млн грн.

С приходом в ФГИ в 1997 году Владимира Ланового возобновился процесс наполнения уставного капитала за счет передачи госпакетов акций. За июль 1998 года "Госинвесту" были переданы акции нескольких НПЗ, машиностроительных и автомобилестроительных предприятий - всего около десяти объектов.

Наиболее ценным приобретением оказался пакет акций Национальной акционерной страховой компании "Оранта" - 56,4%.

Несмотря на эти подвижки, "Госинвест" потеряла возможность укрепить свое положение после неудачи, постигшей ее проект "29-й сертификатный аукцион", который она проводила с Минпромполитики в лице госпредприятия "Финпром".

Идея была проста: из выпущенных в обращение 300 млн компенсационных сертификатов гражданами было использовано только около 50 млн. Остальные 230 млн шт были переданы правительственными решениями в распоряжение "Финпрому" - 210 млн шт - и "Госинвесту" - 20 млн шт.

Если "Финпром" в самом деле не имел никакого отношения к компенсационным сертификатам, и их передача ему была чистой воды нарушением логики и закона, то "Госинвест" почти на законных основаниях мог воспользоваться КС, которые номинально находились в распоряжении контролируемой им компании "Оранта".

Фонду госимущества предписывалось провести один, но очень большой аукцион за КС. На него предполагалось выставить крупные пакеты - до 25% уставных фондов Харцызского трубного завода, меткомбината "Азовсталь" им. Ильича, НПО им. Фрунзе, "Росавы", "Мотор-сичи".

Таріел Васадзе 

Однако в последний момент, в августе 1998 года, Верховная рада приостановила проведение злосчастного аукциона до ноября, чтобы выяснить его законность.

В первой половине 1999 года в воздухе еще витал призрак "29 аукциона", но по мере того как сертификатная приватизация отходила в историю, а ФГИ учился продавать акции за деньги, вероятность его проведения таяла с каждым днем. В начале 2000 года президент Кучма подписал указ о ликвидации "Госинвеста".

Неудачный эксперимент

Виктор Янукович и те, кто его надоумил, не были первыми, кому в голову пришла идея создания некоего специального агентства по управлению государственным имуществом.

Указами президента Леонида Кучмы в 1998 году было создано Национальное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами.

Для размежевания функций управления государственными корпоративными правами и приватизации, Фонд госимущества должен был передать агентству часть своих специалистов и более 6 тыс пакетов акций, которыми руководил до этого.

С момента создания агентства резко усилился процесс, который, по меткому выражению Юрия Еханурова, получил название "приватизация менеджмента".

Весомые, а иногда и контрольные госпакеты акций привлекательных предприятий были переданы или готовились к передаче в управление негосударственным коммерческим структурам и даже физлицам на безальтернативной основе.

Первой ласточкой оказалось Калушское предприятие "Ориана", 50% + 1 акция которого были переданы в октябре 1998 году в управление украинско-канадскому СП "Шелтон". Это стало началом банкротства этого крупнейшего и высокодоходного при СССР нефтехимического концерна.

Затем "Украинскому кредитному банку" были переданы пакеты трех облэнерго. А в 1999 году ФГИ передал в управление тому же банку госпакет ОАО "Запорожский завод ферросплавов". Примерно тогда же контрольный госпакет "Запорожстали" перешел в управление от физического уполномоченного лица к юридическому.

За первый год своего существования Нацагенство ухитрилось погрязнуть в многочисленных коррупционных скандалах. Вот один из примеров.

В 1998 году правительство подписало договор с МВФ о продаже Крымского содового завода. Уже когда определили советника, который должен был этим заниматься, выяснилось, что агентство передало завод в управление Укрсоцбанку. Представители МВФ выразили по этому поводу недоумение.

Решением Кабмина в конце 1999 года Национальное агентство по управлению государственными корпоративными правами было ликвидировано. Все его функции и объекты были возвращены ФГИ.

Фото ark.gov.ua

Холдинги и ГАКи

Еще одной формой управления государственной собственностью, получившей активное распространение в Украине в 1995-2000 годах, стало создание Государственных акционерных и холдинговых компаний.

По декларируемому замыслу они были призваны облегчить Фонду госимущества и Минпромполитике управление госсобственностью.

Однако практика 1995-2001 годов показала, что такая эффективная во всем мире форма хозяйствования, как холдинговая компания, в Украине стала лишь завуалированной попыткой опосредованного завладения госимуществом или присвоения себе ренты в результате его хозяйственной эксплуатации.

По состоянию на 1 мая 2001, в реестр ФГИ было включено 29 государственных холдинговых компаний - ХК - и государственных акционерных компаний - ГАК, в состав которых вошло или должно было войти 325 пакетов акций ОАО. В них было сосредоточено имущества на 10 млрд грн.

За 2000 год прибыль получили только шесть компаний. В госбюджет ХК и их дочерние предприятия перечислили всего 212,5 тыс грн дивидендов.

Проведенный в 2000 году Межведомственной рабочей комиссией анализ выявил, что контроль за ГАК и холдингами утрачен и в центре, и на местах. В результате, началось неконтролируемое государством теневое отчуждение их имущества.

Именно так произошло с ХК "Укрнефтепродукт", где 50% + 1 акция принадлежали ФГИ. В конце 2000 года из госсобственности были отчуждены контрольные пакеты акций переданных этой компании трех стратегически важных предприятий - "Эксимнефтепродукт", "Крымнефтепродукт" и "Киевнефтепродукт".

Первое предприятие - это фактически Одесский нефтетранспортный терминал.

Критическая ситуация сложилась и с ГАК "Украинские полиметаллы", которая продала через ПФТС акции Орджоникидзевского, Марганецкого и Полтавского горно-обогатительных комбинатов. Этими пакетами ГАК управляла от имени государства и не имела права продавать их без санкции ФГИ.

Подобное произошло в ГАК "Укррудпром", лизинговой компании "Украгромашинвест", ГАХК "Укрпапирпром", ГАК "Укрвидав полиграфия", ГАХК "Артем", НАК "Надра Украины", ГАК "Укрмедпром", "Укрпромавтошинремонт".

Реформаторы Семенюк и Тимошенко

Новый вклад в совершенствование процесса управления госактивами попыталась внести Валентина Семенюк, которая в мае 2005 года была назначена главой ФГИ. Благодаря ее многолетним усилиям, в сентябре 2006 года Верховная рада приняла закон "Об управлении объектами государственной собственности".

Валентина Семенюк. Фото tsn.ua

Этот закон более четко разграничивал полномочия между Кабмином и другими органами управления, сужая возможности теневого отчуждения госимущества. Однако он не смог принципиально изменить ситуацию в данном вопросе.

Кроме того, социалистка Семенюк, постоянно произнося зажигательные речи о необходимости соблюдения государственных интересов и подборе кадров по профессиональным признакам, не особо демонстрировала это на практике.

За три года ее работы были заменены на социалистов или близких к ним людей большинство руководителей крупных заводов, фабрик, комбинатов и учреждений, которыми на то время управляло приватизационное ведомство.

Примеры - назначение генеральным директором ОАО "Турбоатом" первого секретаря Харьковского обкома СПУ главы наблюдательного совета Мегабанка Виктора Субботина и назначение сначала президентом "Энергоатома", а затем генеральным директором концерна "Укратомпром" на то время социалиста Андрея Деркача - сына главы СБУ времен президентства Леонида Кучмы.

Первый до прихода на "Турбоатом" никогда ранее не работал не только в машиностроительной отрасли, но и в производственной сфере. А опыт второго в атомной энергетике ограничивался получением образования в Харьковском высшем военном командно-инженерном училище ракетных войск.

Не могла обойти своим вниманием проблему повышения качества управления государственными активами и Юлия Тимошенко. Она сосредоточилась на разработке нормативно-правовой базы для конкурсного отбора и материальной мотивации эффективного менеджмента на госпредприятиях.

Такой жестко регламентированный контрактами подход, в общем-то, разумен. Однако дальше деклараций и подготовки многочисленных проектов нормативно-законодательных документов Тимошенко не пошла.

В конце 2008 года она сумела выдавить с должности председателя ФГИ Семенюк и назначить на этот пост Дмитрия Парфененко. Заместителем председателя ФГИ, отвечающим за корпоративное управление, был назначен Сергей Бухаленков.

Главной задачей Бухаленкова стала замена руководителей предприятий, которые находились в управлении приватизационным ведомством, на приближенных к БЮТ людей, аккумулирование с их помощью средств для нужд партии и усиления, с прицелом на президентские выборы, влияния на трудовые коллективы.

В то время ходили интересные слухи о "прайсе" на нужное назначение. Например, плата только за назначение на должность руководителя предприятия с долей государства якобы колебалась от 50 до 500 тыс долл, в зависимости от размеров, финансовой ликвидности АО и степени участия должностных лиц ФГИ в принятии кадрового решения.

Вероятно, это только слухи, которые могли запускаться в интересах политической борьбы.

Фото 24.ua

Лоббист олигархического капитала

Многочисленные факты указывают на то, что система управления государственными активами в Украине была изначально ориентирована на теневой передел госсобственности. Со временем этот процесс достиг высшей степени "совершенства".

Официальные цели приватизации - поиск эффективного собственника, привлечение инвестиций для модернизации основных средств, освобождение государства от затрат на их содержание и получение доходов в бюджет.

Однако Виктор Янукович за несколько дней до назначения руководителем Минпромполитики Михаила Короленко поручил премьеру создать рабочую группу по вопросу предоставления поддержки предприятиям ГМК.

А поскольку большая часть предприятий ГМК находится под контролем Рината Ахметова, на которого работал Короленко, нетрудно представить себе выводы рабочей группы.

Химики в лице бизнесмена Дмитрия Фирташа также рады реанимации Минпрома, который поможет им получить льготные цены на газ для производства минеральных удобрений и господдержку титановой отрасли.

Машиностроителям необходимо от Минпромполитики получение госзаказа и создание условий, при которых отечественные предприятия получат преимущества в тендерах, если оборудование закупается на госсредства.

Возникает закономерный вопрос: зачем было отдавать фактически за бесценок государственные предприятия, если они, перейдя в руки частного капитала, снова требуют льгот, дотаций и других форм господдержки?

Иначе говоря, воссоздание Минпромполитики означает, что государство за счет средств налогоплательщиков намерено содержать орган, который будет лоббировать интересы олигархического капитала.

Подытожив, можно с уверенностью констатировать: в сферах приватизации и управления государственным имуществом в Украине наблюдается полная кланово-олигархическая идиллия.

Владимир Ларцев, экс советник председателя Фонда госимущества, директор Центра антиолигархической политики