Украинская правда

Ахметов устроил экологическую катастрофу

Въезжая в Мариуполь, гости города осознавали, что они попадают в зону экологического бедствия. Кварталы обычно окутывает облако плотного тумана.

Несколько месяцев назад гости Мариуполя осознавали, что они въезжают в зону экологического бедствия.

На въезде в город их встречало облако плотного тумана сероватого цвета. Если человек шел по улице в белой одежде, то через какое-то время она становилось грязной от разводов.

Никто из местных жителей не решался вывешивать сушить белье на балкон. Более того, мало кто решался открыть окно, чтобы проветрить собственную квартиру - в ней воздух был изначально чище.

В итоге, весь Мариуполь был вынужден дышать грязным воздухом.

После того как с протестами выступили экологи, а их поддержали местные жители, "Метинвест" Рината Ахметова поспешил принять меры. Он распространил заявления, что компания всегда заботилась об экологии регионов, в которых работает. Это было примерно месяц назад.

Но что было бы, если бы не возмутились экологи? И как отразится уже происшедшая утечка на здоровье жителей Мариуполя, особенно их детей?

Почему металлургия загрязняет атмосферу

Со времен независимости Украине досталась роль поставщика стальных полуфабрикатов. В то время доминировало убеждение, что во втором десятилетии 21 века ЕС станет чистой от промышленных выбросов зоной.

Нижние, самые "грязные" производства будут размещены на периферии - в развивающихся странах. В европейских же городах эти цепочки будут замыкаться сталепрокатными мощностями, которые производят дорогую конечную продукцию и не вредят окружающей среде.

Еще до приватизации украинские стальные активы нуждались в коренной модернизации. Уровень износа мощностей в среднем составлял 60%, а инвестиции в перевооружение оценивались экспертами в 500-800 млн долл ежегодно.

Начинать все процессы надо было в 1990-х. Однако модернизация началась в начале 2000-х годов, после того как заводы получили частных собственников.

Фото censor.net.ua

При этом в Украине нет нормативных требований по замене или реконструкции неэффективных доменных печей или агломерационного оборудования. Решение об их модернизации отдается на усмотрение владельцев заводов. А тех в первую очередь интересует рост производства и вопросы энерго- и ресурсосбережения.

Все экологические проблемы при обновлении предприятий решаются даже при таком подходе - новое оборудование автоматически снижает уровень выбросов в два-три раза. В украинской практике немало таких примеров.

В результате реконструкции мощностей Авдеевского коксохимического завода выбросы уменьшились более чем на 2 тыс тонн химических веществ в год. Практически все проекты модернизации домен, которые осуществляли меткомбинаты, также были весьма эффективными в плане сокращения выбросов.

Проблема в том, что направление модернизации всегда задавалось сбытом - увеличением объемов производства выгодных по себестоимости полуфабрикатов.

В связи с этим развивались преимущественно доменные и сталеплавильные переделы. А вот наиболее вредные и изношенные участки производства - аглофабрики - большинство украинских меткомбинатов обновить не успели по причине наступления финансово-экономического кризиса.

С точки зрения бизнеса понять затруднения владельцев стальных компаний можно. Однако в 2012 году прокуратура Италии доказала связь между выхлопами меткомбината Ilva с ростом ряда опасных заболеваний жителей этого региона и на этом основании закрыла завод, несмотря на протесты итальянских министров.

Город и два меткомбината

Это в полной мере прочувствовали на себе жители Мариуполя. В начале ноября от 5 до 10 тыс человек приняли участие в экологическом митинге "Стоп, смог!" против выбросов в атмосферу и Азовское море отходов меткомбинатов группы "Метинвест".

В Мариуполе размещено сразу два меткомбината - "Азовсталь" и ММК им. Ильича. Соответственно, техногенная нагрузка выше, чем в других городах металлургов.

Протестующие горожане потребовали от руководства меткомбинатов устранить причины появления плотного смога со специфическим запахом.

Фото censor.net.ua 

Как поясняют члены экологического движения "Дайте кислорода!", сверхнормативные выбросы предприятий не успевают рассеиваться в атмосфере, поэтому уровень вредных веществ повышается.

Острое противостояние между представителями меткомбинатов и лидерами экологического движения длилось почти месяц. К декабрю стороны выяснили пункты, по которым можно вести переговоры и находить консенсус.

В пресс-службе группы "Метинвест" ЭП заявили, что работы по снижению техногенной нагрузки на Мариуполь велись не один год.

"В 2011 году закрыли мартеновский цех, уменьшив выбросы более чем на 4 тыс тонн, а сброс сточных вод в реку Кальмиус - на 30 млн кубометров. В 2012 году со значительным опережением сроков были остановлены три коксовые батареи "Азовстали", что позволило снизить объем выбросов вредных веществ по коксохимическому производству на 50%", - заявили представители компании.

А вот остановку на капитальный ремонт аглофабрики "Азовстали" можно расценивать как реакцию "Метинвеста" на требования жителей города.

"Если после проведения всех необходимых работ на аглофабрике ситуация с экологией не улучшится, "Метинвест" готов пойти на такой шаг, как ее полное закрытие, несмотря на то, что аглофабрика для нас технологически важна.

Параллельно проводится масштабная реконструкция аглофабрики на меткомбинате "ММК им. Ильича" с целью полной остановки аглофабрики "Азовстали" и перехода на использование агломерата ММК", - сообщили ЭП в пресс-службе "Метинвеста".

Максим Бородин, один из координаторов экологического движения "Дайте кислорода!" в Мариуполе, говорит, что после временной остановки аглофабрики ситуация значительно улучшилась - превышения концентраций вредных веществ фиксировались, но в меньшей степени.

Наряду с этим, активист говорит, что специалисты, знающие ситуацию с газоочистками фабрики, не прогнозируют кардинального улучшения после проведенных работ в ноябре.

Фото censor.net.ua

"Мы с опасением ждем запуска аглофабрики, хотя представителями компании "Метинвест" было озвучено твердое решение: в случае невозможности устранить смог, остановить ее незамедлительно", - говорит Бородин.

Он добавляет, что после увеличения объема производства на более мощной аглофабрике металлургического комбината им. Ильича ухудшилась экологическая обстановка в другой части города.

"Ильичевская аглофабрика имеет лучшее географическое расположение, более современное очистное оснащение на части агрегатов и более высокие трубы, что способствует лучшему рассеиванию вредных веществ, но, видимо, проблема выбросов связана с совокупностью технических проблем", - отмечает он.

Кто напишет план модернизации

В целом активисты экологического движения полагают, что среди первоочередных мер, которые должны предпринять руководство промышленных гигантов Мариуполя, значатся приведение в порядок существующего газоочистного оборудования и ликвидация неорганизованных выбросов.

Они также настаивают, чтобы на предприятиях увеличили штат рабочих, обслуживающих очистные агрегаты, и проводилось систематическое финансирование текущих расходов на обслуживание и ремонты.

"Поэтапная модернизация не должна быть направлена в сторону одного лишь увеличения производства, как это было на "Азовстали" в последние шесть лет. Необходимо соблюдать паритет между ростом производства и его экологичностью. Нужны прямые инвестиции в постройку новых очистных сооружений", - озвучивает требования экологического движения Бородин.

Главная же проблема, по словам мариупольских активистов, в том, что все крупные мероприятия и вложения средств намечены на отдаленную перспективу - 2015-2016 годы. Учитывая ситуацию на мировом рынке металла, нет полновесных гарантий того, что денежные средства для модернизации предприятий будут доступны.

При этом экологическое движение не настаивает на закрытии предприятий.

"Если заводы закроют, материальное положение жителей города значительно ухудшится. Но дальнейшая жизнь в условиях загрязнения чревата негативными последствиями для здоровья мариупольцев. И собственник, и жители города понимают, что сосуществование предприятий и горожан без улучшений экологической ситуации в ближайшее время невозможно", - отмечает Бородин.

Фото censor.net.ua

В "Метинвесте" же заявляют, что модернизация производств двух предприятий уже началась и продвигается активными темпами. За последние два года группа вывела из строя ряд устаревших мощностей "Азовстали".

"Из последних масштабных проектов модернизации "Азовстали" можно отметить строительство участка контролируемого охлаждения стана 3600 - в октябре завершились все тесты, и установка работает в автоматическом режиме. Также реализуются еще два крупных проекта на ТЭЦ.

На ММК им. Ильича построена турбовоздуходувка. На финальной стадии - внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива - ПУТ - в доменные печи.

На будущее запланирована масштабная реконструкция аглофабрики. Сроки привлечения финансирования будут зависеть от ситуации на мировых рынках капитала", - сообщили ЭП в пресс-службе группы "Метинвест".

Вопрос финансирования довольно острый, ведь речь идет о крупных суммах, которые привлечь на рынке капитала в нынешние времена очень непросто.

В начале 2012 года "Метинвест" официально заявил, что собирается инвестировать в два мариупольских меткомбината 8 млрд долл до 2020 года, не указав при этом конкретных мероприятий. Помимо этого, на сайте Украинского реестра углеродных единиц приведены проекты совместного осуществления украинских меткомбинатов.

Согласно им, модернизация аглодоменного передела Алчевского меткомбината и Днепровского меткомбината им. Дзержинского (оба принадлежат корпорации ИСД) оценивается 2,2 млрд. долл и 1,1 млрд. долл соответственно.

Господдержка загрязненного региона

На вопрос, как государство могло бы помочь улучшить экологическую ситуацию в городе, в компании ответили, что "Метинвест" выражает готовность к любому сотрудничеству с госорганами и местными сообществами при условии, что принципы сотрудничества соответствуют общепринятым в цивилизованном мире подходам.

Этот дипломатичный ответ, очевидно, можно расценить так: наиболее действенной со стороны государства будет помощь финансовая, но предоставленная в такой форме, которая не вызовет шквала нападок в адрес компании.

Фото metallurgy.at.ua

Представители экологического движения из государственных мер поддержки одобряют придание Мариуполю статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Это даст возможность получать дополнительные средства от государства для проведения первоочередных мероприятий, способных сократить объемы загрязнения. А сама процедура должна обратить внимание правительства на несоблюдение природоохранных мероприятий.

"Поскольку наши предприятия вносят существенный вклад в экономику государства, то и внимание к здоровью жителей должно быть соответствующим. Это достойное медобслуживание горожан с полной реконструкцией существующих больниц и финансирование льготных условий ежегодного отдыха мариупольцев за пределами города. Не только работников заводов, а всех жителей", - говорит Бородин.

Он называет еще один возможный вариант господдержки города: привлечение внешних средств - грантов ЕС, США и денег от продажи квот на выбросы - для альтернативной модернизации экологического оборудования предприятий.

"Этот вариант не должен превратиться в очередную кормушку для чиновников и менеджмента предприятий. Каждый шаг таких процедур должен быть прозрачен, контролируем государством и общественностью, что при нынешнем уровне коррупции реализовать сложно", - отмечает активист.