Украинская правда

"Золотые яйца" украинских инвесторов

Основатели инкубаторов не рассчитывают на быструю прибыль. "Мы понимаем, что возвращение этих инвестиций может занять пять-семь лет".

На Западе чрезвычайно популярными остаются бизнес-инкубаторы.

Это структуры, которые создаются для поиска и коммерциализации новых технологий в наукоемких сферах - ІТ, биотехнологиях, альтернативной энергетике.

Классический инкубатор предоставляет компании место локации, обучение с привлечением известных экспертов в области венчурного инвестирования, комплексные консалтинговые услуги, юридическое и финансовое сопровождение и, собственно, поиск инвесторов.

В некоторых случаях команды получают инвестиции в размере 20 тыс долл и больше. Взамен бизнес-инкубатор получает от 15% акций компании.

Обычно в первый год прекращают существовать до 90% созданных компаний. Когда же фирмы получают помощь бизнес-инкубатора, этот процент сокращается до 20%.

Пионеры инкубаторов

Мода на открытие бизнес-инкубаторов докатилась до Украины. Только с начала 2012 года в стране было запущено три инкубатора.

Первым стартовал бизнес-инкубатор EastLabs - новое направление инвестирования известного украинского миллиардера и мецената Виктора Пинчука. А на днях в селе Счастливом под Киевом открывает двери и Happy Farm, в которую инвестировала команда частных инвесторов, имена которых не называются.

В Одессе недавно запустили инкубатор WannaBiz. Анонсировали создание студенческого бизнес-инкубатора и на базе Харьковского национального университета радиоэлектроники.

Столь активное увлечение бизнес-инкубаторами объясняется осознанием средним и крупным бизнесом перспективности венчурного инвестирования. За примерами успешной реализации стартапов далеко ходить не нужно: капитализация и прибыль Facebook, Google, Twitter, Instagram и других стартапов говорит сама за себя.

Украина пока не прославилась созданием подобных проектов, но отечественные ІТ-специалисты занимают верхние позиции в списках лучших разработчиков в мире.

Свежий пример - победа донецких студентов на конкурсе Microsoft Imagie Cup с проектом, благодаря которому можно распознавать и озвучивать жесты языка глухонемых с помощью мобильного телефона.

Согласно открытым источникам, первые бизнес-инкубаторы появились еще в 1950-х годах в Великобритании. В 1985 году в мире уже действовало 70 таких проектов, в 1992 году - 470, в 1995 году - 1 100, из них 525 в США и 75 в Китае.

Украина пока не может похвастаться подобной статистикой - действующие бизнес-инкубаторы в стране можно пересчитать на пальцах одной руки.

Первый бизнес-инкубатор появился в 2008 году. Его идейным вдохновителем стал пионер венчурного движения Денис Довгополый.

Всего с 2005 года он с единомышленниками предпринял семь попыток для создания "физического" бизнес-инкубатора.

Все они провалились - инвесторы всегда видели более выгодную альтернативу для использования своих площадей или денег.

"Поскольку нас нет своих денег, мы решили использовать имеющиеся ресурсы - опыт, связи и знания.

Изучив опыт более чем 20 ведущих инкубаторов в мире, заключив соглашения с некоторыми из них, мы запустили наш инкубатор в формате Enterperneurship Academy", - вспоминает Довгополый.

Создание такого инкубатора не требовало больших вложений, но позволяло правильно распоряжаться ресурсами. В отдельную структуру под названием GrowthUp инкубатор выделился в мае 2010 года.

Через GrowthUp уже прошло около 120 компаний. Довгополый уточняет, что до мая 2010 года компании никто не считал - тогда эта деятельность была несистемной. "Всего через наши курсы с 2007 года прошло около 3 тыс человек, которые, по моим оценкам, создали около 300 компаний", - подытожил он.

Хлеба и зрелищ

Инкубатор Довгополого нельзя назвать классическим, поскольку он ориентирован больше на комплексные консалтинговые услуги, обучение, подготовку документов для инвесторов, рассылку резюме проектов аккредитованным инвесторам.

В отличие от других бизнес-инкубаторов GrowthUP не предоставляет физические места для размещения компаний и не проводит подбор команды.

По словам Довгополого, его компания находится в постоянном поиске бизнес-модели. Объясняется это тем, что на территории СНГ не могут быть применимы бизнес-модели, которые работают на Западе.

В Украине действуют и другие крупные инкубаторы. Кроме упомянутых EastLabs и Happy Farm, есть еще молодежный бизнес-инкубатор Polyteco, который работает на базе научного парка "Киевская политехника".

EastLabs и Happy Farm работают по схожей схеме, предоставляя командам-создателям стартапов полный набор услуг: коучинг, бизнес-девелопмент, обучение и развитие, юридическое, финансовое, HR-сопровождение, продвижение стартапов, офис со всеми условиями для работы.

Happy Farm предоставляет разработчикам проживание и питание.

EastLabs инвестирует в команду 20 тыс долл. Взамен, по словам партнера EastLabs Эвелин Бучацки, бизнес-инкубатор получает 15% акций компании.

WannaBiz, как и EastLabs, предоставляет финансовую помощь в размере 20 тыс долл взамен 15-25% компании. За 15% корпоративных прав в созданной компании Happy Farm инвестирует в развитие стартапа 70 тыс долл.

Фото nsk.kp.ru

Инкубатор GrowthUp, напротив, начинал с отсутствия всяких обязательств со стороны стартапа при входе в учебную сессию.

Потом была введена небольшая оплата, которая, как утверждают его основатели, не покрывала и 10% затрат.

По существующим сегодня условиям выпускникам инкубатора иногда предлагаются консалтинговые сервисы в обмен на долю в бизнесе.

"Поскольку мы активно работаем с более чем тридцатью инвесторами, и некоторые из них помогают нам в том числе и финансово, с этого года мы вводим для наших инвесторов правило first refusal right или "право первой ночи". Оно подразумевает право преимущественного инвестирования", - говорит Довгополый.

Ожидания инвесторов

Основатели инкубаторов не рассчитывают на быструю прибыль. По словам Эвелин Бучацки, EastLabs является венчурным инвестором посевной, ранней, стадии. "Мы понимаем, что возвращение этих инвестиций может занять много времени, может быть, пять-семь лет", - отмечает она.

Создавая инкубатор, в компании оценивали всю степень риска подобных инвестиций. В год EastLabs планирует инвестировать в более чем 30 проектов на 600 тыс долл. Сегодня в инкубаторе работает семь команд, ведется поиск других.

В EastLabs видят два вероятных сценария дальнейшего развития стартапов.

Один заключается в его приобретении стратегическим инвестором после относительно короткого периода времени - около трех лет. Второй предусматривает либо получение денег от инвесторов в несколько этапов, либо развитие бизнеса вплоть до выхода на IPO или приобретения. Это может занять пять-десять лет.

О медленном возвращении вложенных в проекты инвестиций говорят и в бизнес-инкубаторе Happy Farm. По рассказу генерального директора инкубатора Анны Дегтеревой, после семимесячной программы Happy Farm готова "вести" стартап еще год-полтора. Именно этот срок и будет оптимальным для возврата вложений.

"Если говорить о качестве стартапов, то в процесс конкурсного отбора проектов для участия в нашей программе мы закладывали пропорцию один к десяти. То есть мы ожидали, что каждый десятый проект из сотни ожидаемых будет действительно инновационным и перспективным", - отметила Дегтерева.

Будущее под колпаком

Мнение экспертов относительно открытия в Украине бизнес-инкубаторов расходятся. Так, в GrowthUp прогнозируют сужение этого сегмента.

По мнению Довгополого, в ближайшие годы большинство классических инкубаторов в Украине и мире закроется. Он объясняет это тем, что инкубаторы будут создаваться при опытных структурах, например, при больших интернет-холдингах.

Фото studsovet.ipsa.kpi.ua

С другой стороны, американские и европейские инкубаторы начинают международную экспансию и уже активно работают с компаниями из Украины.

"Наши инкубаторы не смогут конкурировать с ними ни по ресурсным возможностям, ни по накопленному опыту, ни по возможности привлекать инвесторов следующих раундов инвестирования", - предполагает Довгополый.

По его словам, в стране есть ассоциация научных инкубаторов, которая объединяет десятки инкубаторов при разных исследовательских институтах, университетах и муниципалитетах.

Там, несмотря на "совковость" большинства из них, есть специалисты с большим опытом и положительными результатами.

В EastLabs же уверены: этот сегмент будет расти в геометрической прогрессии, и стартовый капитал будет мотивировать все больше и больше талантливых специалистов развивать бизнес и привлекать капитал.

В GrowthUp подсчитали, что на каждый 1 млн населения нужен один инкубатор и дополнительно по одному в каждом городе, где уже сложилась внутренняя предпринимательская экосистема.

Согласно прогнозам игроков рынка венчурного инвестирования, инициаторами открытия бизнес-инкубаторов будет крупный отечественный бизнес и компании с российским капиталом. В России таких инкубаторов уже более ста.