Олег Назаренко: Нужно ставить вопрос, какие заработки у украинских автозаводов

Олег Назаренко: Нужно ставить вопрос, какие заработки у украинских автозаводов

Среда, 6 июня 2012, 21:50 -
Фото avtolab.in.ua
- И все-таки, что нас ожидает в случае принятия пошлины на импортные автомобили? - Очень большие удары пойдут на Украину. Плюс для государственного бюджета будут последствия.

В интервью "Экономической правде" бывший первый замглавы Секретариата президента Александр Шлапак сказал, что Петр Порошенко не будет "по мелочи тырить". Но, похоже, уже не "мелочь".

6 июня новый министр экономики объявил, что Межведомственная комиссия по внешней торговле приняла решение о повышении пошлин на импортные автомобили.

Несколько фактов. Первый - возглавляет комиссию Порошенко. Второй - его же семья является владельцем корпорации "Богдан", которая производит автомобили Богдан-2110 (Лада 2110), Богдан-2111 (Лада 2111), Hyundai Accent, Hyundai Elantra XD и Hyundai Tucson. Все - именно с небольшими двигателями. Третий – от введения пошлины выиграют те, кто собирают автомобили в Украине, в том числе "Богдан".

И главный – импортные машины снова подорожают. А вместе с ними "подскочат" цены на вторичном рынке автомобилей. Да, в Украину начнут заводить разобранные машины, чтобы тут прикрутить к ним колеса и продавать. Но стоить они будут почти столько же, сколько ввезенные целиком.

Реклама:

Так что Петру Алексеевичу нужно найти очень веские доводы, чтобы назвать происшедшее не фактом коррупции, а поддержкой национального производителя. Напомним, одно из толкований коррупции – это использование властных полномочий для решения личных вопросов.

Техническая информация (по данным AUTO-Consulting): спецрасследование в отношении импорта автомобилей началось с лета 2011 года по иску ассоциации "Укравтопром". Оно должно было завершиться в конце мая 2012 года. Изначально автопроизводители добивались введения специальных заградительных пошлин на автомобили с объемом двигателя 1,0-1,5 л и 1,5-2,2 л, которые составляют 80% украинского рынка. Они предлагали выставить их на уровне 33,4% и 47% соответственно. Понятно, что эти цифры были непроходными.

Министерство экономики в конце апреля (уже при Порошенко) сделало свои выводы по итогам спецрасследования, и рекомендовало Комиссии ввести дополнительные пошлины в размере 6,45% и 15,1% на срок 3 года. Окончательное решение должна была принять Межведомственная Комиссия, главой которой стал тот же Порошенко.

Интервью с Гендиректором Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олегом Назаренко мы сделали накануне принятия комиссией окончательного решения. В нем представитель всех автоимпортеров оценивал, как именно отреагируют крупнейшие автопроизводители на шаг Минэкономики. Он считает, что Украину ожидает торговая война. Если и правда так, осталось недолго.

- Какие сейчас существуют предложения по поднятию пошлин на автомобили и комплектующие? И где они рассматриваются?

- У меня есть документ за подписью министра экономики, который был направлен в посольства Российской федерации, посольство Турции и в представительство ЕС. В нем было четко указано, что Министерство экономики предлагает провести консультации, так как оно будет предлагать Межведомственной комиссии по международной торговли (а по закону оно обязано сначала провести консультации) ввести спецпошлину 6,46% на автомобили рабочим объемом до 1,5 литров, и 15,1% для автомобилей до 2,2 литра.

Я знаю, что рассказывают разные вещи. Но у меня есть основания верить тому, что я получил из представительства ЕС. Я знаю, что 17 апреля были проведены консультации и с посольством США, и с другими, где позиция Минэкономики была официально озвучена.

Собственник АвтоЗАЗа и один из инициаторов расследования Тариэл Васадзе. Фото autocentre.ua

- Не так давно проходила новость, что подано предложение о введении спецпошлин 33,4% и 47%.

- Да, это документ за подписью вице-президента "Укравтопрома" Хазана. У меня он также есть. Ну, это по принципу "просишь больше – рассчитываешь на меньшее".

Вообще, нет никаких предпосылок вводить даже пошлину 0,01%. Потому понятно, что Минэкономики не может слишком уж резко поступить, и принять те цифры, которые они предлагают. Поэтому в данном случае Минэкономики предложило те же 6%.

По большому счету, нам эти 6% мешают. Гражданам Украины – мешают.

Черкасскому, Луцкому заводу, "Еврокару" 15% - это серьезно. А 6% - давайте посудим, что получает единственный украинский автопроизводитель (ЗАЗ), который экспортирует машины, и которого признает производителем, по крайней мере, Россия?

- Что значит "по крайней мере"?

- У нас по закону есть три вида производителя. В украинском законодательстве изменение кода товара (ввез машинокомплект, а продаешь автомобиль) – ты уже производитель. Можно ввезти швейцарские часы, произвести с ними какую-то операцию (ремешок приделать), и считается, что это уже товар украинского производства.

Но вот по законам СНГ нужно, чтобы было 50% добавочной стоимости. То есть, нужно покрасить его, сварку сделать. Приложить труд. В Украине на экспорт идут автомобили Lanos и Sens, которые Россия признает как автомобили украинского производства, потому что там 50% добавочной стоимости.

ВТО не признает у нас ни одного украинского производителя. По правилам ВТО, страной происхождения товара является та страна, где товар был произведен или подвержен наибольшей переработке. А если ты завезешь машинокомплект, хоть бриллиантами обвешай и 90% добавочной стоимости ему сделай, все равно машинокомплект будет считаться сделанным в Чехии или Южной Корее.

К чему я веду. В Россию поставляется примерно 3000 автомобилей в год. Что получает наш украинский завод (ЗАЗ – ЕП), который выпускает автомобили объемом до 1,5 литров? Они получат 6% преференций, зато теряют российский рынок. Я не понимаю их логику.

- Почему теряют?

- Это европейцы могут играть в игры, говорить толерантно, рассуждать. Вы что, считаете, что Россия простит такую пощечину?

Новый старый президент РФ Владимир Путин. Фото dmir.ru

- Вы имеете в виду, что пошлина ударит по экспорту ВАЗов в Украину?

- Да.

Что Россия введет ответные санкции – это 100%, сразу же, учитывая личность нового президента. Тем более, она еще не член ВТО, и ей даже не надо согласовывать свои действия. Вы сами видите сырные войны.

Давайте будем откровенны. У России все равно есть комплекс старшего брата, или старшей сестры. И тут они узнают, что "украинцы хотели бы против наших машин что-то сделать", особенно учитывая любовное отношение их нового президента к автомобилям ВАЗ. И тут его машинам пытаются запретить ввоз. "Врубит" так, чтобы Украине мало не показалось.

- А ВТО как отреагирует?

- То, что ВТО тоже "врубит" – это другое дело. У меня есть сообщение, что 15 мая состоялась встреча Европейской ассоциации автопроизводителей (куда входят Mercedes, VW, Renault, Fiat и другие крупнейшие). Они приняли решение: если Украина введет спецпошлины, то они через Еврокомиссию и в рамках ВТО отстаивать введение ответных санкций. Тогда пострадают и металлурги, и производители сельскохозяйственной продукции, и химики.

Что расследование ведется – это нормальная практика. Но если вы зайдете на сайт Минэкономики, то посмотрите, по каким товарам проводились расследования. Металлопрокат, чугунные прутки, ферроникель, ферросплавы. Условно, украинским предприятиям рекомендуют покупать сырье у украинского производителя, а не у иностранного. То есть, идет защита бизнесмена.

А это не расследование, это бизнес-разборка. Никому в мире не приходило в голову проводить расследование по товарам народного потребления и запретить их ввоз. Это уже нарушение прав личности. Поэтому европейцы ошеломлены, и 100% будет большая серьезная реакция.

- Кто с украинской стороны "пробивает" эти спецпошлины?

- Ассоциация "Укравтопром".

- А кто именно инициировал, и кто сейчас это "продавливает"?

- Изначально было три заявителя. Запорожский автомобильный завод (належить Таріелу Васадзе, збирає Lanos, Sens, Chevrolet та багато інших марок – ЕП), "Еврокар" (офіційний представник Олег Боярин, збирає Skoda – ЕП) и Кременчугский автосборочный завод (належить Дмитру Святашу, збирає ВАЗи – ЕП).

Потом присоединилась к расследованию корпорация "Богдан" (належить родині міністра економіки Петра Порошенка. Зокрема, збирає автомобілі Богдан-2110 (Лада 2110), Богдан-2111 (Лада 2111), Hyundai Accent, Hyundai Elantra XD та Hyundai Tucson - ЕП). Потом Кременчугский автосборочный не то что исчез, но не давал предварительных данных и не участвовал в слушаниях.

Петр Порошенко. Фото rupor.od.ua

- Какова роль Петра Порошенко в этом процессе?

- Вы спросите у Минэкономики, я не участвую в спецрасследовании и не знаю, как принимаются решения.

Я могу говорить только о том, что я вижу. Почему-то исчез один заявитель, а присоединился к расследованию другой, который изначально в нем не участвовал.

- Каков интерес "Богдана" в этом?

- "Богдан" собирает автомобили Hyundai, это открытая информация. Плюс, собирают ВАЗы с объемом 1,6 литра, - так называемые "чобітки".

- Есть общая аксиома: если создавать заградительные барьеры для импортных автомобилей, то вырастет объем производства собственных автомобилей, и они должны стать гораздо дешевле. Почему этого не происходит в Украине?

- Ну, знаете, есть такой анекдот. Продают в Одессе семечки: все по 2 грн стаканчик, а один по 3 грн. Его спрашивают: "почему у тебя 3 грн?" – "А потому что 3 грн – это больше".

То есть, хочется заработать. Один из представителей "Укравтопрома" говорил, что если ввести пошлины, то импортные автомобили не подорожают.

- Почему?

- Потому что прибыли заводов-производителей такие большие, что даже пошлины в 47% они смогут компенсировать тем, что снизят отпускные цены в Украину.

Я говорю: ну, если руководитель "Укравтопрома" говорит, что у зарубежных заводов такие заработки, то нужно ставить вопрос, какие заработки у украинских заводов?

Фото m2motors.com.ua

- "Укравтопром" подтверждает цифрами, что они несут убытки?

- Конечно, подтверждает. Я абсолютно согласен, у них убытки. У них в три раза упали продажи, по сравнению с 2008 годом.

Но вопрос в том, что рынок упал в 3,5 раза. Вот в чем причина. В 2008 году продавалось 635 тыс автомобилей, а в 2010 году – 200 тыс. Рынок упал, поэтому у них убытки. И у импортеров убытки.

В том-то и дело с этим спецрасследованием. Если убытки есть, то должны быть заградительные меры, но только если эти убытки вызваны действиями импортеров. А если пожар случился, чума была, все работники ушли в запой на месяц иди директор проворовался, - это ж тоже убытки. Но никому в голову не взбредет просить ввести защитную пошлину, потому что директор проворовался, а работники – пьяницы? Японцы же, когда у них случилось землетрясение, не просили дать им преференции. Потому что явление, которое никто не ожидал. А кризис что, кто-то ожидал?

Они объясняют: "вот, нам плохо". Так всем плохо! Конечно, вы продавали 350 тыс машин в год, а сейчас продаете 100 с чем-то. Но и импортеры продавали 300 тысяч, а сейчас 100. В чем разница? Импортеры ж не плачут и не бегают (до Мінекономіки - ЕП). Вот в чем причина.

- Васадзе и Святаш – они и импортеры, и производители. Они что, по себе бьют такими предложениями?

- Ну почему? В 2008 году в Украине собирали Mercedes, Chrysler. Теперь они импортируются, потому что стало невыгодно их собирать. То есть, если будут введены достаточно высокие заградительные пошлины, то в Украине снова начнут производиться "Мерседесы" и "Опеля". На "Еврокаре" снова начнут собирать Audi и VW. То есть, масса автомобилей, которые сейчас импортируются, будут завозиться в Украину через сборку.

Фото МВ

Для чего это и делается. Ведь тот же Mercedes должен пройти в Германии полную диагностику, ему должны "прокачать" все системы. Потом его разобрали, привезли в Украину и снова собрали. Это достаточно затратно. Ведь разобранный автомобиль гораздо сложнее довезти, чем собранный. Плюс, разборка-сборка – тоже проблема. Проще завезти в Украину готовый Mercedes.

Поэтому сразу же, как пошлина стала 10% (діє зараз, з часів вступу до СОТ - ЕП), сразу стало невыгодно собирать в Украине подобные автомобили.

- По расследованию: какие этапы уже прошли, и что еще впереди?

- Уже все. Прошли слушания, где мы высказали свою позицию и разбили все доводы "Укравтопрома". Надеюсь, нас услышали. 17 апреля, я уже говорил, Минэкономики провело консультации с представительствами и посольствами, где они очертили свою позицию, что будут рекомендовать комиссии принять вот такие спецпошлины: 6,46% и 15,1%. Они услышали жесткое "нет". Я общался со всеми представительствами и посольствами. Все как один не поддержали и сказали, что нет никаких оснований для введения этих пошлин. Поэтому вы нарветесь, ребята, на ответные шаги с нашей стороны.

Ну, Министерство экономики выслушало и сказало, что донесет эту точку зрения до министра.

Потом я знаю, что министр дважды обсуждал этот вопрос с европейским комиссаром по торговле Карлом де Гуфтом. И тоже, насколько мне известно из европейских источников и статьи в Reuters, - …почитайте, очень жестко написано. Видимо, в связи с этим идет определенное затягивание и продление расследования. Оно и понятно. Решение предстоит принять непростое. С одной стороны, чиновники не хотят и украинских автосборщиков обидеть. С другой, они взвешивают, сколько негатива Украина получит, и как пострадают ее национальные интересы.

Ангела Меркель. Фото dw.de

Я не люблю касаться вещей, далеких от автопрома. Но Европа и мировое сообщество имеют к Украине определенные претензии. Так вот, это так себе. Другое дело, когда к Меркель (Ангела, канцлер Німеччини - ЕП) придет Volkswagen, бюджетообразующее предприятие Германии. Или же к новому президенту Франции придет Citroen, тоже бюджетообразующий. И скажут: "иди, защищай мои интересы".

"Укравтопром" говорит, что они проведут переговоры с ВТО и добьются для себя повышения пошлин. Но средневзвешенная пошлина должна оставаться неизменной. Япония может сказать, условно: "хорошо, поднимайте пошлины на автомобили, но снижайте на холодильники". Так что, ради того, чтобы на ЗАЗе работали люди, нужно уволить всех работников с "НОРДа"?

- И все таки, что нас ожидает, в случае принятия пошлин?

- Очень большие удары пойдут на Украину. Плюс, для государственного бюджета будут последствия.

Ментальность украинцев такова, что они любят наступать на одни и те же грабли. В 2009 году по инициативе Сергея Терехина (тоді міністр економіки - ЕП) правительство Юлии Тимошенко уже вводило 13-процентную надбавку к пошлинам. Так вот, импорт автомобилей в Украину прекратился.

Меня тогда пригласили на встречу к первому вице-премьеру Александру Турчинову. Он спросил: "что нужно сделать, чтобы вы начали импортировать?" Я говорю: "только снять пошлину обратно, иначе ничего не получится". "Ну как же вы? Вы блефуете" Я отвечаю: "Не блефуем. Дело в том, что в Украине нет украинских импортеров, за исключением Mitsubishi – только официальные представительства. Им просто стало неинтересно импортировать. Какой-то японец в головном офисе принял решение, что эти "Тойоты" быстрее продадутся в Германии или США, чем в Украине с более высокой ценой. Поэтому зачем им рисковать и думать: а купят ли украинцы подорожавшие машины?".

Вы знаете, сколько Каддафи машин импортировал? Ооо, каждой молодой семье дарил. Когда война началась, понятно, импорт прекратился. И Украина тоже получила дополнительные квоты.

То есть, Украина получит очень серьезные последствия.

Реклама: