А надежны ли инвестиции в латиноамериканские страны?
Действия, подобные тем, которые предприняла президент Аргентины Кристина Фернандес в отношении компании YPF, отпугивают иностранный капитал. Общий объем инвестиций в страны Латинской Америки вырос в 2011 году на 31%, однако в случае Аргентины он увеличился только на 3%.
Национализация одной из крупнейших электростанций Боливии и нефтяной компании YPF в Аргентине подняла целую волну беспокойства по поводу надежности инвестирования средств в страны Латинской Америки. Национализации испанских компаний Repsol и Red Eléctrica усилила раскол между латиноамериканскими странами, которые поддерживают частную инициативу, и теми, которые выступают за больший контроль со стороны государства.
И эта тенденция распространяется на инвестиционные потоки. Бразилия, Мексика, Чили, Колумбия и Перу стали основными латиноамериканскими странами-получателями иностранных инвестиций в прошлом году, в то время как Аргентина, Венесуэла и Боливия отошли на второй план.
Действия, подобные тем, которые предприняла президент Аргентины Кристина Фернандес в отношении компании YPF, отпугивают иностранный капитал. Общий объем инвестиций в страны Латинской Америки вырос в 2011 году на 31%, однако в случае Аргентины он увеличился только на 3%, как явствует из отчета, подготовленного Экономической комиссией по странам Латинской Америки и бассейна Карибского моря (CEPAL).
Страны с динамично развивающейся экономикой, способные предоставить наибольшие юридические гарантии, получили наибольший объем инвестиций: на первом месте стоит Бразилия (43% от общего объема), за которой идут Мексика (13%), Чили (11%) и Колумбия (9%). Аргентина получила лишь 5% средств, Венесуэла – 3,5% (после нескольких лет падений и скромных взлетов эта страна восстановила приток инвестиций, чем ошеломила всех) и, наконец, Боливия – менее 1%. Если соотносить объемы инвестиций с размерами экономики, то во главе списка окажется Чили, за которым следуют Перу, Колумбия, Боливия, Бразилия, Аргентина, Мексика и Венесуэла.
Инвестиции в страны Латинской Америки. Данные Cepal, Reuters и Bloomberg/El País |
"В целом, проблем для инвесторов в Латинской Америке нет, за исключением отдельных стран, в особенности Аргентины в связи с ее внутренней обстановкой", считает Альфредо Арауэтес (Alfredo Arahuetes), профессор мировой экономики Католического института делового управления (ICADE). В то время как Чили, Бразилия, Мексика и Колумбия изыскивали способы привлечения капиталовложений, Боливия, Венесуэла и Эквадор в течение последних пяти лет проводили национализацию горнодобывающих и энергетических предприятий и авиакомпаний.
И второй группе стран пришлось дорого за это заплатить. Рисковая премия (то есть, разница между долговыми обязательствами каждой страны в долларах и долговыми обязательствами государственного казначейства США) в Венесуэле достигает 992 базовых пунктов, в Аргентине – 965 и в Эквадоре – 808. В остальных странах она ниже 200 пунктов.
"За всеми этими решениями стоит популизм, и это самое сложное", поясняет Сильвана Инсигнарес (Silvana Insignares), профессор международного права Северного университета в Колумбии. "Это противоречивые страны. Взять, к примеру, ту же Боливию, чей президент 1-го мая подписывает указ о национализации филиала испанского предприятия Red Eléctrica, а через несколько часов отправляется вместе с президентом испанской нефтяной компании Repsol на открытие завода по сжижению газа", добавляет эксперт.
Как CEPAL, так и Международный валютный фонд (МВФ) не считают, что эта тенденция распространилась на все страны Латинской Америки. "Это очень неоднородный континент, и нельзя сказать, что происходящее носит характер тенденции", заявил пресс-секретарь МВФ Джерри Райс (Gerry Rice) через несколько дней после национализации иностранных предприятий в Аргентине и Боливии.
"В странах, руководство которых выступает против частного предпринимательства, в особенности против частных иностранных компаний, нет юридических гарантий для размещения инвестиций", поясняет Фернадо Молина (Fernando Molina), главный редактор боливийского журнала Pulso. "Помимо национализации, предпринимаются другие недружественные меры, такие как увеличение налоговых ставок, изменение правил финансирования, пересмотр тарифов… Одни из них направлены на распределение богатства, другие предпринимаются по политическим соображениям", добавляет он.
Национализация компании YPF перевела Аргентину, в 2008 году национализировавшую Аргентинские авиалинии и пенсионные фонды, в разряд стран, которые не могут обеспечить гарантии капиталовложениям. "В этой стране возможна национализация также и других предприятий, однако в других странах мне это кажется маловероятным. Давайте не будем сваливать всех в одну кучу.
Венесуэла национализирует, но платит за это", говорит Альфредо Арауэтес. В 2009 году Чавес национализировал филиал банка Santander, предварительно договорившись о том, что выплатит ему компенсацию в размере 755 миллионов евро. Боливийский президент Ево Моралес начал переговоры с энергетической компанией Red Eléctrica de España с целью определения размера компенсации. Власти Буэнос-Айреса, со своей стороны, дали понять, что потери Repsol уже компенсированы в виде прибыли, полученной с 1999 года.
Многое поставлено на карту в Латинской Америке. Испанские инвестиции в Латинской Америке превышают 90 миллиардов евро и в основном сосредоточены в Бразилии, Мексике, Чили, Колумбии и Перу, а также в Аргентине. Среди основных инвесторов – банк BBVA, телекоммуникационная компания Telefónica, нефтегазовые компании Gas Natural Fenosa, Endesa, Repsol, издательский холдинг Prisa [выпускающий, в том числе, и газету "El País"]. Хотя теоретически Перу и относится к числу надежных стран в плане обеспечения инвестиций, в латиноамериканской печати все чаще появляются утверждения, что следующая на очереди - компания Telefónica после истечения у нее срока лицензии.
Оригинал публикации: Los países con más seguridad jurídica de América Latina acaparan la inversión
Перевод на русский ИноСМИ