Украинская правда

Still alive: 6 лет, как Украина больше не покупает российский газ

Still alive: 6 лет, как Украина больше не покупает российский газ

25 ноября 2015 года "Газпром" в последний раз перекрыл Украине газ. С тех пор мы перестали покупать голубое топливо у ненадежного поставщика и вражеского соседа.

Хотя в недалеком прошлом это казалось невозможным. Через 6 лет Украина прошла путь трансформации собственного газового рынка и переориентировалась на ЕС.

Как нам удалось соскочить с "газовой иглы" Кремля и что делать дальше – в специальном проекте Украинской правды и Федерации работодателей нефтегазовой отрасли.

 

Хроники перекрытия вентиля

25 ноября исполнилось 6 лет, как Украина импортировала последние объемы российского газа. Укртрансгаз в тот день создал сайт-счетчик с красноречивым названием ссылки – "still-alive". Он насчитал: без голубого топлива от вражеского соседа мы живем уже 2194 день.

За это время Украина начала трансформацию собственного газового рынка, прошли реформы в Нафтогазе. А сама государственная компания впервые за долгое время перестала быть убыточной.

До 2014 года Украина ежегодно импортировала из России от 30 до 55 миллиардов кубов природного газа в год и платила за них огромные средства – в среднем на 5 миллиардов долларов больше, чем получала за транзит.

К тому же действовал принцип "бери, или плати". Российская Федерация создавала кабальные условия сотрудничества, выгодные только ей.

И когда в 2015 году Газпром прервал поставки в Украину, Кремль ожидал скорой капитуляции – вспоминает председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.

"Мы должны помнить, что у нас была критическая зависимость от поставок российского газа. Они действительно могли рассчитывать на то, что это заставят Украину становиться на колени. Потому что зимой не будет хватать газа для отопления, в первую очередь, жилых домов. Тогда немногие верили, что Украина сможет обеспечить все свои потребности в импортном газе с европейского рынка. Но нам это удалось", – рассказывает Юрий Витренко.

Понимание, что в обмен на газ Россия будет шантажировать Украину и требовать уступок в вопросах суверенитета и независимости, побудило к поискам альтернативных источников снабжения голубым топливом.

Впервые вопрос о возможном реверсе газа из стран Европы начали обсуждать еще во время украинско-российского газового конфликта в 2009 году.

В 2015-м самым большим направлением стала Словакия. Также Украина импортирует газ из Польши и Венгрии.

"Это был вопрос не только безопасности, но и экономической целесообразности. Потому что Украина впервые в истории начала получать газ по рыночным ценам, которые были дешевле того, что предлагал нам монополист Газпром", – отмечаетсоучредительница Фонда сталого развития, народная депутатка VIII созыва Наталья Кацер-Бучковская.

Сейчас мы потребляем около 30 миллиардов кубов природного газа в год. Из них собственная добыча составляет примерно 20 миллиардов, а импортируем около 10 миллиардов кубов, то есть всего треть от общих потребностей.

Если сравнить с 2013 годом – цифры меньше в несколько раз. Тогда мы потребляли более 50 миллиардов кубометров газа.

И почти 30 миллиардов импортировали из России!

 

Ставка на реформы и энергоэффективность

Диверсификация источников и возможность отказаться от покупки газа в Российской Федерации стали базой для дальнейших успехов. Украина работает над созданием полноценного рынка газа.

А также провела реформы и демонополизацию. Состоялся анбандлинг – процесс отделения газотранспортной системы Украины в управление независимого оператора. Как и предусматривают европейские стандарты, в частности, Третий энергетический пакет ЕС.

Отделение газоснабжающих и газораспределительных компаний были вынуждены начать и облгазы.

На рынке появились десятки новых поставщиков газа. Это привело к появлению конкуренции за потребителя, который сейчас сам может выбрать лучшие цены.

Важную роль в энергетической трансформации играет также повышение уровня энергоэффективности промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

В этом вопросе мы достигли прогресса, однако есть еще к чему стремиться.

"Потребление 30 миллиардов кубометров газа в год, учитывая размер ВВП Украины – слишком велико. К примеру, в Польше ВВП в 4 раза выше, а потребление газа в 1,5 раза меньше, чем у нас", – сравнивает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар.

К тому же экономное потребление – это вопрос не только экономической выгоды, но и спасения планеты. На последнем климатическом саммите ООН Украина вместе со всем цивилизованным миром взяла на себя обязательство к 2030 году сократить уровень выбросов парниковых газов на 40%.

 

"Сегодня очень остро встал вопрос уменьшения загрязнения окружающей среды. Поэтому страны Европы и США ищут более чистые альтернативные источники энергии. Такие как водород, солнечная, ветровая генерация, биотопливо. Поэтому, если Украина введет подобные тенденции, переформатирует собственный рынок и будет двигаться в ногу со всем цивилизованным миром, это будет ей на пользу. Но для этого нужно пройти определенный путь. Нужна правильная стратегия", – отмечает соучредительница Фонда сталого развития, народная депутатка VIII созыва Наталья Кацер-Бучковская.

При переходе на возобновляемые источники энергии многие страны Европы, в том числе и Германия, рассматривают газ как более экологичную транзитную технологию взамен угля.

Украина способна покрыть свои потребности собственным газом, убеждают специалисты.

"Нам нужно наращивать добычу собственного газа. Это, конечно, задача не одного года. Но без этого мы будем под действием факторов уязвимости. Поэтому нужно закрыть наш газовый баланс собственным газом. С одной стороны, нарастить его добычу, с другой – сократить его потребление", – добавляет Михаил Гончар.

Для увеличения добычи Украина имеет перспективные участки на Востоке и на черноморском шельфе.

Они могут увеличить количество украинского газа уже в ближайшие 10-15 лет.

"В недрах Украины достаточно запасов углеводородов. Речь идет о сотнях миллиардов кубометров запасов, которые могут послужить еще не одному поколению украинцев.

Лишь один черноморский шельф при благоприятных условиях в перспективе способен давать около 10 млрд кубометров газа в год, когда выйдет на пик своей мощности. Хватает запасов газа и на суше.

Надеюсь, все эти новые месторождения в среднесрочной перспективе позволят перезагрузить отечественную добычу и превратить Украину из импортера в экспортера газа", - отмечает глава Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко.

 

Россия против

Конечно, энергетическое развитие Украины и ее независимость все 6 лет не устраивают Российскую Федерацию, которая стремится вернуть нас в свою геополитическую орбиту.

Кремль нацелился остановить транзит по украинской ГТС с помощью своих обходных газопроводов.

Всеми доступными средствами Россия пытается ускорить сертификацию уже достроенного трубопровода Северный поток-2. И прибегает к своему любимому и проверенному методу – шантажу.

За летний период Россия "осушила" европейские хранилища и создала дефицит голубого топлива на рынке.

Восстановить полноценные поставки федерация готова в обмен на запуск Северного потока-2.

Из-за российских манипуляций цены на европейских хабах осенью побили рекордные отметки.

Правительства в Европе принимают чрезвычайные меры, чтобы сдержать рост цен на энергоносители для населения.

Украина в этом плане справилась даже лучше. В наших подземных хранилищах достаточно газа – более 16,5 млрд кубометров (на 23 ноября). Этого хватит для прохождения зимнего отопительного сезона.

Однако шантаж России, вероятно, достигнет пика зимой. Украине важно, чтобы ЕС устоял перед этим давлением и не делал исключений для Северного потока-2 во время процесса сертификации.

Ведь газопровод никакой не экономический проект, а геополитическое оружие Кремля. И если оно заработает, Россия сделает все, чтобы остановить транзит газа через Украину.

"Если нет газа, проходящего через Украину в Европу – России легче начать полномасштабную военную операцию против нашей страны. А ведь российские потоки не пострадают, а Кремль продолжит получать деньги с европейского рынка. Да и сами европейцы не ощутят немедленного эффекта от такой войны: поставки газа в их дома не прекратятся", – отмечает Юрий Витренко.

Северный поток-2 не отвечает энергетическим критериям ЕС. Сертификация компании Nord Stream 2 AG как независимого оператора противоречит правилам третьего энергопакета Евросоюза и подрывает основы конкуренции на рынке.

Чтобы контролировать возможные нарушения на этапе сертификации, Нафтогаз и Оператор ГТС Украины подали заявку на участие в процессе, которую немецкий регулятор - Федеральное сетевое агентство Германии - удовлетворил.

Это позволит в ближайшее время представить BNetzA свои аргументы против сертификации заявителя и обязывает регулятор рассмотреть эти аргументы.

 

Как сохранить стратегичность ГТС?

В ближайшем будущем главная задача для Украины – сохранить транзит по своей ГТС. Ведь она является залогом безопасности Украины. Кремль уже разгоняет фейки о плохом техническом состоянии нашей газотранспортной системы, чтобы иметь аргументы для прекращения транзита.

Киеву приходится решительно опровергать ложь Кремля и на этом фронте гибридной войны. Ведь украинская ГТС годами бесперебойно снабжает газом ЕС.

Является оптимальным и гораздо более дешевым маршрутом для многих стран Европы.

"Украина сейчас может предложить вдвое большие мощности, чем Северный поток-2. Наша ГТС готова прокачивать до 146 миллиардов кубометров по конкурентным тарифам", – констатирует генеральный директор Оператора ГТС Украины Сергей Макогон.

Газпром не собирается снабжать нашу ГТС такими объемами газа. Это могли бы сделать другие независимые поставщики, в частности, страны Средней Азии.

Для этого Россия должна разблокировать нашу ГТС со своей стороны – на украинско-российской границе. Пока же возможность прокачивать газ по Украине с российской территории имеет только Газпром.

Не менее важно окончательно интегрировать украинскую ГТС в европейскую систему. И заинтересовать Европу хранить свои резервы в украинских ПХГ.

В 2020 году западные компании закачали в украинские хранилища рекордные 10 миллиардов кубов топлива для хранения.

"Важная задача украинской энергетической дипломатии – стимулировать Брюссель не поддаться на газовый шантаж со стороны России, который она пытается делать последние несколько месяцев. И настаивать на сохранении транзитной роли ГТС хотя бы в тех объемах, которые есть сейчас. Апеллируя к тому, что мы фактически являемся частью газового рынка ЕС. И есть соглашение об ассоциации, которое предусматривает интеграцию", – настаивает Михаил Гончар.

А вот о возвращении к покупке газа напрямую из России не может быть и речи, убеждены специалисты. В то время, когда российские войска проводят непонятные маневры вблизи наших восточных границ, такой шаг стал бы самоубийством.

Мы должны брать пример с таких стран как Польша, которым удалось добиться своей энергетической независимости. Тем более, что за 6 лет мы создали для этого все предпосылки.