Українська правда

Отечественные фармкомпании: расширение присутствия во время пандемии

1 апреля 2020, 12:58

Однако последние события с распространением коронавируса продемонстрировали, что фармрынку предстоит решить новые задачи, которых раньше просто не существовало.

Новые вызовы 

Вызванное коронавирусом острое респираторное заболевание COVID-19 показало, что глобализация мировой экономики – явление достаточно зыбкое.

Коронавирус закрыл границы не только для людей, но и для товаров, несмотря на то, что в Европе страны и правительства активно заявляли о свободном перемещении грузов. В результате оказалось, что значительные партии лекарственных средств не могут быть доставлены в Украину без личного вмешательства высших руководителей госорганов разных стран.

Еще одним проблемным моментом стало ограничение воздушного сообщения, которое создало препятствия, в частности, для поставок препаратов из Индии.

Другим вызовом, с которым уже сталкиваются фармацевтические компании, в том числе и украинские, является значительное сокращение объемов производства фармацевтического сырья – активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) в Китае. Это привело к дефициту и росту цен на субстанции, а, значит, достаточно скоро отразится на ценах на лекарственные средства, причем не только на отечественные.

Рынок 2019 – рост в деньгах, падение в упаковках

По данным компании SMD, в целом общий объем фармрынка в 2019 году составил 2,4 млрд долл, что на 14% больше, чем годом ранее. В пятерку лидеров в денежном выражении, по данным SMD, входят компании "Фармак", "Санофи", "Артериум", "Дарница", "Байер".

В гривневом эквиваленте рынок составил 63 млрд грн, в том числе 51 млрд грн – лекарственные средства. Из них рынок безрецептурных препаратов составил 41 млрд грн. Общий объем рынка лекарственных средств, которые реализуются через бюджетные закупки и по программе реимбурсации – 9,6 млрд грн (в том числе, через публичные закупки – 7,9 млрд грн, через реимбурсацию – 1,7 млрд грн).

Основным трендом, который аналитики прослеживали в 2019 году, был рост сегмента рецептурных препаратов. Этот рост зафиксировали не только в деньгах, но и в упаковках.

Объем фармрынка в 2019 году составил 2,4 млрд дол, что на 14% больше, чем годом ранее

Важным элементом развития рецептурного сегмента стала программа "Доступные лекарства", которая предполагает, что стоимость препарата, который пациенты покупают в аптеке по рецепту, компенсируется из бюджета полностью или частично. При этом одним из последствий развития программы реимбурсации стало уменьшение доли безрецептурных препаратов, которые часто переходят в сегмент биодобавок.

Программа "Доступные лекарства" является прототипом страховой медицины и активно развивается. В упаковках в 2019 году программа выросла на 6%. Впрочем, более активного количественного роста программы реимбурсации не стоит ожидать, так как программа целевая и рассчитывается исходя из четко определенного, благодаря внедрению электронных рецептов, количества пациентов.

Украинские лекарства, по данным компании "Проксима Рисерч", лидируют в таких категориях АТС-препаратов, как средства, влияющие на систему крови и гемопоэз, из которых 53% отечественные препараты, дерматологические средства (55% отечественные) и средства, действующие на нервную систему (51% – отечественные).

По данным компании "Проксима Рисерч", отечественные производители в настоящее время лидируют в таких сегментах, как кровезаменители и перфузионные растворы, где они занимают 87% рынка, кардиологические препараты (71%), прочие средства, действующие на нервную систему (52%), психолептические средства (61%), противоэпилептические средства (52%), иммуностимуляторы (63%), средства для лечения ран и язвенных поражений (58%), анестетики (73%), противопаркинсонические препараты (58%), средства, действующие на микобактерии (57%), контрастные средства (61%)  и препараты, применяемые в офтальмологии и отологии (87%).

Государственный спрос

Фармрынок Украины традиционно остается рынком out-of-pocket, т.е. рынком, который финансируется из кармана потребителя и потребитель фактически сам формирует номенклатуру препаратов, представленных на рынке. Тем не менее, благодаря активным действиям государства, бюджет стал активным участником фармрынка, а доля государства составила 19% фармрынка.

При этом, аналитики SMD отмечают, что государственные закупки растут активнее, чем розничный/аптечный рынок.

Бюджетные закупки включают в себя как закупки централизованные из госбюджета, так и региональные программы, и закупки непосредственно клиник. В активно развивающемся сегодня сегменте закупок клиник восемь из десяти позиций лидеров занимают отечественные компании.

Всего клиники увеличили закупки на 18% в денежном и на 11% в натуральном выражении. Основным нюансом этого сегмента является то, что клиники закупают, главным образом, препараты, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, хотя прямого запрета закупать что-то вне этого перечня нет. Тем не менее, доля препаратов из Нацперечня составляет 58% всех закупок, которые проводили больницы в 2019 году. 

Лидером этого сегмента стала корпорация "Здоровье", доля которой в денежном выражении составила почти 16%. Корпорация нарастила объемы продаж в этом сегменте на 43%. В тройку лидеров сегмента также вошли корпорация "Юрия-фарм", доля которой составила 12,6% и корпорация "Артериум" (8,2%).

В 2019 году прошли первые закупки лекарств через новую институцию – госпредприятие "Медицинские закупки Украины" (МЗУ). В проведенных ею торгах активное участие принимали отечественные компании. В пятерку крупнейших поставщиков МЗУ вошли корпорация "Здоровье", доля которой составила почти 36% сегмента в денежном выражении, "Лекхим групп" (9,6%), "Артериум" (4,8%), "Борщаговский химфармзавод" (2,9%).

В то же время, по итогам 2019 года в централизованных закупках лекарственные средства (за средства госбюджета) отечественная фарма не вошла в число основных поставщиков украинских клиник – в ТОП-10 лидеров сегмента входят только иностранные компании. Впрочем, это абсолютно закономерный результат продуктового портфеля отечественных компаний, которые пока не производят препараты для лечения онкологии и других сложных заболеваний, занимающих основное место в номенклатуре госзакупок.

Активно растет рынок пищевых добавок, который в 2019 году вырос в денежном выражении почти на треть. Правда, в натуральном выражении рынок вырос всего на 4%, так что активным драйвером роста сегмента выступает все-таки рост цен и вытеснение из сегмента дешевых препаратов более дорогими. Впрочем, пищевые добавки не относятся к категории критически важных для жизни и здоровья людей, поэтому строгих правил ценового регулирования здесь не применяют.

В розничном сегменте из-за роста госзакупок в 2019 году наглядным стало сокращение онкологических препаратов, антибиотиков, инфузионных растворов, что привело к значительному сокращению сегмента в натуральном выражении.

Новые препараты и инвестиции в модернизацию

По мнению коммерческого директора "НПЦ "Борщаговский химико-фармацевтический завод" (БХФЗ, Киев) Евгения Совы, успеху отечественной фармпродукции во многом способствовало то, что практика назначения отечественных препаратов, в том числе новых генериков, которые украинские фармкомпании выводят на рынок после завершения сроков патентной защиты импортных оригинальных препаратов, позволяет убедиться в высокой эффективности этих лекарств.

"Наряду с более низкими ценами на такие препараты, это создает ощутимое конкурентное преимущество при выборе лекарственного средства", – считает Евгений Сова.

Исполнительный директор АО "Фармак" Владимир Костюк, в свою очередь, считает, что переориентация потребителей на отечественные лекарства стала возможной, в том числе, благодаря ответственному подходу ведущих украинских фармкомпаний к качеству продукции и выполнению требований GMP и, в частности, благодаря европейской сертификации GMP украинских производственных линий.

Исполнительный директор АО "Фармак" Владимир Костюк
Ukranews

Например, в "Фармак" 20 производственных линий имеют сертификацию GMP, соответственно продукция, которую выпускает компания

Вітчизняні компанії щорічно оновлюють портфелі продуктів новими генеричними препаратами різних АТС-класів, представляючи широкий асортимент продукції. Так, "Фармак" виробляє препарати в усіх чотирнадцяти терапевтичних групах, щорічно виводячи на ринок приблизно 20 нових ліків, в тому числі складнокомпонентних, сучасних препаратів. В даний час в розробці в компанії близько 100 лікарських засобів.

Ситуація, що склалася, показала, доступ до життєво важливих препаратів, значна частина з яких – імпортні, може припинитися навіть при великому бажанні іноземних фармвиробників поставляти препарати в Україну та навіть при дуже лояльній ціновій політиці іноземних компаній.

Єдиним можливим рішенням проблеми має стати розвиток вітчизняних фармкомпаній, розширення їх асортименту та вихід за рамки звичної аптечної номенклатури, освоєння виробництва госпітальних препаратів. Ще одним важливим кроком має стати диверсифікація поставок субстанцій і сировини.

В даний час перед вітчизняною фармой стоїть важливе завдання – зберегти динаміку зростання і позиції на ринку. Спрогнозувати темпи зростання української фармпромисловості і ринку в цілому сьогодні неможливо.

является сертифицированной, как для Украины, так и для Европы.

"Лекарственные средства, выпущенные на одних и тех же линиях, сегодня экспортируются в Европу и продаются в Украине. Фармпроизводители значительные средства вкладывают в модернизацию.

В частности, Фармак с 1995 года инвестировал в модернизацию более 250 млн долларов. На исследования и разработки "Фармак" направляет около 5% от выручки, а это около 15 млн долларов ежегодно.

Это не считая программы капитальных инвестиций для создания новых промышленных мощностей, лабораторий и технологий, куда только в прошлом году компанией было направлено около 30 млн долларов", – говорит Владимир Костюк.

По словам Костюка, украинские фармпроизводители большое внимание уделяют качеству своей продукции и соответствию требованиям европейских стандартов, в том числе ISO и GMP. Ежегодно компания проходит примерно 15 международных инспекций и проверок.

Поддержание заявленного уровня возможно благодаря инвестициям в модернизацию и создание новых отечественных производств. Инвестиции отечественных фармкомпаний в развитие производства достигают сотен миллионов долларов.

В частности, Фармак с 1995 года инвестировал в модернизацию более 250 млн долларов, инвестиции ПАО "Научно-производственный центр "Борщаговский химико-фармацевтический завод" (БХФЗ, Киев) в развитие производства только в 2018 году составили почти 162 млн грн, фармкомпания "Интерхим" в 2016 году инвестировала в проект по созданию лабораторно-производственного комплекса 50 млн евро.

Перспективы и возможности

Отечественные компании ежегодно обновляют портфели продуктов новыми генерическими препаратами различных АТС-классов, представляя широкий ассортимент продукции. Так, "Фармак" производит препараты во всех четырнадцати терапевтических группах, ежегодно выводя на рынок примерно 20 новых лекарств, в том числе сложнокомпонентных, современных препаратов. В настоящее время в разработке у компании около 100 лекарственных средств.

Сложившаяся ситуация показала, что доступ к жизненно важным препаратам, значительная часть их которых – импортные, может прекратиться даже при большом желании иностранных фармпроизводителей поставлять препараты в Украину и даже при очень лояльной ценовой политике иностранных компаний.

Единственным возможным решением проблемы должно стать развитие отечественных фармкомпаний, расширение их ассортимента и выход за рамки привычной аптечной номенклатуры, освоение производства госпитальных препаратов. Еще одним важным шагом должна стать диверсификация поставок субстанций и сырья. 

В настоящее время перед отечественной фармой стоит важная задача – сохранить динамику роста и позиции на рынке. Спрогнозировать темпы роста украинской фармпромышленности и рынка в целом сегодня невозможно.

С одной стороны, продукция фармпроизводитлей однозначно будет востребована, что вселяет оптимизм. С другой, сегодня трудно предположить, как на фармпроизводстве отразится общеэкономический кризис, в который нас неминуемо втянет коронавирус и общий спад мировой экономики.

Тем не менее, понятно, что отечественные фармкомпании уже нарастили потенциал для того, чтобы стать драйвером для украинской экономики и фактически полностью обеспечить потребности внутреннего рынка.

Аналитики ожидают, что украинские фармпроизводители смогут освоить новые для себя сегменты и наладить выпуск госпитальных препаратов, которые закупаются за средства бюджета.

Отечественные компании согласны, но для запуск такой программы им нужно время (не менее трех лет), гарантированные госзаказы, так как эти препараты не могут быть проданы в рознице, и изменения законодательства, позволяющие украинским фармкомпаниям выпускать современные генерики.

Автор: Максим Орловский