Украинская правда

Максим Шкиль: Если прошлый год – это старт дорожного строительства, то этот год – мостового

Максим Шкиль: Если прошлый год – это старт дорожного строительства, то этот год – мостового

Основатель группы компаний "Автострада" Максим Шкиль – об итогах текущего строительного сезона, лидерстве в отрасли и фундаментальной проблеме в Украине.

По вашим оценкам, насколько успешным был этот строительный сезон? 

— Были поставлены амбициозные цели - отрасль должна была отремонтировать большое количество километров дорог, и сегодня можно сказать, что эти цели перевыполнены в высоком качестве и опережая графики. 

Это очередное подтверждение тому, что наши дорожники могут реализовать самые смелые задачи государства, и для этого не нужны только иностранцы.

Главное, чтобы была плановость, определенная программа.

Бизнес должен понимать, в каком периоде и что они должны сделать.

Тогда можно аккумулировать ресурсы, инвестиции и достичь определенных результатов. 

С годами тенденция развития дорожной отрасли в Украине меняется и идет к лучшему.

Если прошлый год - это старт дорожного строительства, то этот год я бы назвал стартом мостового строительства.

Очень много мостов возобновляется.

В Украине есть несколько проектов, которые я считаю знаковыми: Запорожский мост, Кременчугский, мост на Молдову в Ямполе, где уже весной мы планируем начать масштабное строительство. 

Вы сказали, что последние годы автодорожная отрасль развивается, а как вы развивались вместе с ней? Какая на сегодня ваша доля на рынке? 

— Чтобы правильно определить долю, нужно свести воедино местные, государственные и международные бюджеты и, исходя из оборота компании, посчитать.

Поэтому мне сложно назвать конкретные цифры. 

Хорошо, но ваша компания входит в топ-3 лидеров отрасли? 

— Однозначно да. Наш штат на сегодня составляет около 5,5 тыс. людей, количество техники - 2,5 тыс. единиц, асфальтобетонных заводов – 18.

Объем инвестиций за последние три года - больше 250 млн долл., и это самые крупные инвестиции по всему рынку. Все эти показатели говорят сами за себя и однозначно ставят нас в тройку лидеров. 

Есть амбиции и желание стать номер один?

— У нас не стоит вопрос чтобы стать первыми. Наша задача - делать свое дело.

У нас есть объемы контрактов, которые мы должны сделать быстро и качественно.

Также у нас есть вопрос социальной ответственности.

Почему у нас работают лучшие сотрудники?

Потому что мы являемся лучшим работодателем отрасли. Любые показатели - это уже следствие.

Для меня, как для собственника, самое главное - качество, скорость работы и команда.

Самое большое достижение - это создать лучшую команду в дорожной отрасли, и я считаю, что у нас она уже создана. 

 

По вашему мнению, насколько объем рынка будет позволять вам еще расти и развиваться? 

— На сегодняшний день ситуация в Украине выглядит так, что есть куда расти.

Если завтра что-то изменится - мы сделаем все, чтобы принимать участие в международных торгах, выходить на другие рынки.

Инфраструктурные проекты будут только развиваться и расти.

Очень много объектов строится в Европе и странах Азии. Сегодня мировой рынок имеет большую емкость и большую перспективу, поэтому я уверен, что нам будет там место. 

Если вдруг у нас не будет такой возможности, мы будем делать все, чтобы работать на субподряде, создавать коллаборации, партнерства с компаниями, которые имеют такую возможность.

Но я точно знаю, что если человек стремится - он достигает. Я себе в жизни никогда не ставлю пределы. 

На сегодняшний день вы, в основном, работаете на государственных дорогах. То есть вы бы хотели принимать участие в проектах, финансируемых Международными финансовыми организациями? 

— Это очень интересное и перспективное направление. Посмотрите, все проекты МФО четко выполняются, потому что компании должны отвечать требованиям, а за срыв сроков контракта вы попадаете в бан по всему миру.

Для нас это своего рода диверсификация рисков, возможность обезопасить себя от изменений конъюнктуры рынка или политики, если государство примет решение изменить направление расходов.

Автострада активно растет и развивается, что в перспективе позволит нам участвовать в международных торгах. Я думаю, что мы дойдем до этого на протяжении нескольких следующих лет. 

Говоря о зарубежных рынках, где именно вы себя видите? 

— Пока что я не готов говорить об этом. Сейчас у нас есть работа тут, в Украине, и наша задача - качественно сделать те проекты, которые есть.

На это я трачу свое время и ресурс.

Если я буду видеть, что мы недозагружены, если я буду видеть, что мы теряем, что емкость этого рынка значительно меньше, чем те компании, которые есть сегодня в Украине - тогда буду смотреть в ту сторону.

Плюс, мы все еще набираем опыт, чтобы соответствовать международным требования. 

 

Для многих контрактов сейчас привлекается международный технический надзор. У вас был такой опыт?  

— У нас практически на всех крупных объектах международный технический надзор. Более того, я прошу, чтобы он у нас был.

Почему?

Я считаю, что его функция будет выполнена так же, как и украинским технадзором, но с точки зрения нашего менталитета - доверия больше к ним.

Хотя там работают такие же люди, которые точно так же делают свою работу. Я считаю, что в Украине качественно осуществляется надзор за строительством дорог, но когда у нас присутствует международный технадзор, мы абсолютно этому рады и всячески этому содействуем.

Какие на сегодня самые болевые точки в отрасли?

— Было бы хорошо, чтобы все реформы в Украине были бы такими же успешными, как эта, поэтому важным вопросом сейчас является сохранность дорог.

Мы даем 10-летнюю гарантию после капитального ремонта дороги и было бы правильно, чтобы мы же и отвечали за ее эксплуатацию, так как правильное содержание напрямую влияет на то, насколько долго эта дорога прослужит.

Но сегодня эксплуатация на областных автодорах, а отвечать за их работу нам.

Второе - вопрос перегрузов.

У нас очень жаркое лето, и когда по новым дорогам начинают ездить фуры весом по 40 т - никакое полотно не выдержит.

Единственный выход - в разы увеличивать количество автоматических комплексов по взвешиванию на дорогах и ужесточить ответственность за перевес. 

Ранее рынок очень остро принял новый подход к выбору подрядчиков, заложенный в Методологии. Какая ваша позиция? 

— Сегодня, спустя два года, можно задать себе вопрос: правильное это было решение или нет? В моем понимании - да, потому что без четкой квалификации участников программу по восстановлению 12 тыс. км дорог реализовать не удалось бы. Я в этом глубоко уверен. 

Когда мы говорим о строительстве дорог, хотя это может касаться любой сферы, в первую очередь важен профессионализм и качество выполнения работ.

Государство от имени налогоплательщиков Украины заказывает услугу - построить дороги, и хочет, чтобы это было сделано хорошо.

Для этого у компании, которая оказывает эту услугу, должна быть соответствующая квалификация, количество сотрудников и техники, положительные отзывы.

Как компания, не имеющая, для примера, своего асфальтобетонного завода в регионе, может выполнить контракт за один бюджетный год, если для того, чтобы перевезти завод, смонтировать, получить все разрешения - нужно минимум полгода? 

Поэтому, хочешь строить - инвестируй в людей, бери их на работу, покупай асфальтные заводы и технику.

Если вы посмотрите на наш пример - мы все это сделали.

И это мог сделать любой другой, все условия для рынка одинаковые, и они были четко озвучены.

А те, кто не хочет инвестировать - могут работать на местных дорогах.

Сегодня их бюджет составляет более 20 млрд грн., что больше, чем весь бюджет "Укравтодора" в 2018 году.

Там они могут набраться опыта, качественно себя зарекомендовать и через год-три выходить на государственные дороги. 

Если посмотреть на этот вопрос еще глубже, то все сводится к правилам. Мне бы, например, хотелось, чтобы на международных торгах отменили квалификацию и мы могли принимать в них участие.

Но так не может быть - есть правила, которые все должны соблюдать.

Поэтому мы будем расти, развиваться, чтобы в конечном счете достичь своих целей. 

 

Что думаете про концессию дорог? Хотите принимать участие?

— У нас нет другого выхода в Украине, кроме как делать и развивать концессию дорог.

Наша сеть была спроектирована еще во времена Советского Союза, а сегодня количество машин в десятки раз больше.

Поэтому у нас должно быть много новых дорог, а существующие должны расширятся. 

Как вы в целом оцениваете состояние дорожной отрасли на сегодня? 

— То, что делается сейчас в Украине по строительству дорог - это минимум из минимума.

Состояние, которое у нас было в дорожном и мостовом строительстве еще пару лет назад - хуже некуда.

Обвалившиеся мосты, ямы по колено, в некоторых населенных пунктах люди полями объезжали...

Cовременный мир давно живет по-другому. 

Политики могут спорить о чем угодно, быть между собой не согласны, но делать ремонт в доме, в котором мы живем – нужно, и в этом вопросе все должны быть едины.

Программа, которая сейчас реализуется, должна иметь преемственность. Должен быть план на следующие 10 лет. В вопросе где брать деньги - может быть полемика.

Но в плане ремонтировать ли нам свой дом, мне кажется, тут вопрос риторический. 

Что необходимо сделать государству, для того чтобы дорожная отрасль могла дальше развиваться и быть более эффективной? 

— В Украину должны приходить инвесторы. Для них нужно создать условия - справедливая судебная система, прозрачная фискальная система, уменьшение налоговой нагрузки.

Я считаю, что это все даст доверие общества государству в целом и деньги на реализацию государственных проектов – в медицине, образовании, культуре, инфраструктуре. Это все часть определенного целого. 

Но самый главный вопрос - увеличить бюджет Украины. В 1991 году ВВП Украины было 145-150 млрд долл., Польши - 80 млрд долл. Сегодня ВВП Украины 155 млрд долл., Польши - 594 млрд долл.

Это является фундаментальной проблемой. Вокруг этого должна быть вся полемика - каким образом сделать Украину страной с большим ВВП. 

Украина имеет весь потенциал, чтобы быть успешной. Просто у нас проблема в том, что этим никто не использует.

Дорожник - такой же предприниматель, как и любой другой. Он не думает только о дорогах, он думает, как сделать так, чтобы в стране было хорошо.

Мы понимаем, что если эта страна будет успешна, в ней будут развиваться все сферы экономики, в ней будут строится инфраструктурные объекты.

Счастливые люди не должны думать о том, как им завтра выжить.

Это фундаментальные вещи, и государство должно давать емкие ответы, которых общество очень заждалось. 

 

В завершении, можете выделить несколько главных достижений компании за этот год и поделиться планами на следующий? 

— Первое - мы закончили дорогу Немиров-Ямполь. 125 км мы сделали за рекордные 90 дней и в высоком качестве.

Второе - порядка 80 км дороги Киев-Сумы по Черниговской области.

Третье - Ямпольский и Дарницкий мост.

В этом году нам удалось решить большое количество бюрократических вопросов - выкуп паев, согласование точки с молдовской стороной, заказ металла, проектные решения…

Мы сделали все, чтобы в следующем году начать активную реализацию этих проектов.  

Что касается следующего года, у меня есть принцип - я никогда не комментирую планы.

Может это суеверно, но я такой человек.

Я комментирую результат. Мы ставим перед собой определенные цели на 2022 год, и я уверен, что все получится, так как для этого нами уже созданы все условия и возможности - техника, инфраструктура, материально-техническая база и главное коллектив.