Максим Шкиль: Если прошлый год – это старт дорожного строительства, то этот год – мостового
Основатель группы компаний "Автострада" Максим Шкиль – об итогах текущего строительного сезона, лидерстве в отрасли и фундаментальной проблеме в Украине.
— По вашим оценкам, насколько успешным был этот строительный сезон?
— Были поставлены амбициозные цели - отрасль должна была отремонтировать большое количество километров дорог, и сегодня можно сказать, что эти цели перевыполнены в высоком качестве и опережая графики.
Это очередное подтверждение тому, что наши дорожники могут реализовать самые смелые задачи государства, и для этого не нужны только иностранцы.
Главное, чтобы была плановость, определенная программа.
Бизнес должен понимать, в каком периоде и что они должны сделать.
Тогда можно аккумулировать ресурсы, инвестиции и достичь определенных результатов.
С годами тенденция развития дорожной отрасли в Украине меняется и идет к лучшему.
Если прошлый год - это старт дорожного строительства, то этот год я бы назвал стартом мостового строительства.
Очень много мостов возобновляется.
В Украине есть несколько проектов, которые я считаю знаковыми: Запорожский мост, Кременчугский, мост на Молдову в Ямполе, где уже весной мы планируем начать масштабное строительство.
— Вы сказали, что последние годы автодорожная отрасль развивается, а как вы развивались вместе с ней? Какая на сегодня ваша доля на рынке?
— Чтобы правильно определить долю, нужно свести воедино местные, государственные и международные бюджеты и, исходя из оборота компании, посчитать.
Поэтому мне сложно назвать конкретные цифры.
— Хорошо, но ваша компания входит в топ-3 лидеров отрасли?
— Однозначно да. Наш штат на сегодня составляет около 5,5 тыс. людей, количество техники - 2,5 тыс. единиц, асфальтобетонных заводов – 18.
Объем инвестиций за последние три года - больше 250 млн долл., и это самые крупные инвестиции по всему рынку. Все эти показатели говорят сами за себя и однозначно ставят нас в тройку лидеров.
— Есть амбиции и желание стать номер один?
— У нас не стоит вопрос чтобы стать первыми. Наша задача - делать свое дело.
У нас есть объемы контрактов, которые мы должны сделать быстро и качественно.
Также у нас есть вопрос социальной ответственности.
Почему у нас работают лучшие сотрудники?
Потому что мы являемся лучшим работодателем отрасли. Любые показатели - это уже следствие.
Для меня, как для собственника, самое главное - качество, скорость работы и команда.
Самое большое достижение - это создать лучшую команду в дорожной отрасли, и я считаю, что у нас она уже создана.
— По вашему мнению, насколько объем рынка будет позволять вам еще расти и развиваться?
— На сегодняшний день ситуация в Украине выглядит так, что есть куда расти.
Если завтра что-то изменится - мы сделаем все, чтобы принимать участие в международных торгах, выходить на другие рынки.
Инфраструктурные проекты будут только развиваться и расти.
Очень много объектов строится в Европе и странах Азии. Сегодня мировой рынок имеет большую емкость и большую перспективу, поэтому я уверен, что нам будет там место.
Если вдруг у нас не будет такой возможности, мы будем делать все, чтобы работать на субподряде, создавать коллаборации, партнерства с компаниями, которые имеют такую возможность.
Но я точно знаю, что если человек стремится - он достигает. Я себе в жизни никогда не ставлю пределы.
— На сегодняшний день вы, в основном, работаете на государственных дорогах. То есть вы бы хотели принимать участие в проектах, финансируемых Международными финансовыми организациями?
— Это очень интересное и перспективное направление. Посмотрите, все проекты МФО четко выполняются, потому что компании должны отвечать требованиям, а за срыв сроков контракта вы попадаете в бан по всему миру.
Для нас это своего рода диверсификация рисков, возможность обезопасить себя от изменений конъюнктуры рынка или политики, если государство примет решение изменить направление расходов.
Автострада активно растет и развивается, что в перспективе позволит нам участвовать в международных торгах. Я думаю, что мы дойдем до этого на протяжении нескольких следующих лет.
— Говоря о зарубежных рынках, где именно вы себя видите?
— Пока что я не готов говорить об этом. Сейчас у нас есть работа тут, в Украине, и наша задача - качественно сделать те проекты, которые есть.
На это я трачу свое время и ресурс.
Если я буду видеть, что мы недозагружены, если я буду видеть, что мы теряем, что емкость этого рынка значительно меньше, чем те компании, которые есть сегодня в Украине - тогда буду смотреть в ту сторону.
Плюс, мы все еще набираем опыт, чтобы соответствовать международным требования.
— Для многих контрактов сейчас привлекается международный технический надзор. У вас был такой опыт?
— У нас практически на всех крупных объектах международный технический надзор. Более того, я прошу, чтобы он у нас был.
Почему?
Я считаю, что его функция будет выполнена так же, как и украинским технадзором, но с точки зрения нашего менталитета - доверия больше к ним.
Хотя там работают такие же люди, которые точно так же делают свою работу. Я считаю, что в Украине качественно осуществляется надзор за строительством дорог, но когда у нас присутствует международный технадзор, мы абсолютно этому рады и всячески этому содействуем.
— Какие на сегодня самые болевые точки в отрасли?
— Было бы хорошо, чтобы все реформы в Украине были бы такими же успешными, как эта, поэтому важным вопросом сейчас является сохранность дорог.
Мы даем 10-летнюю гарантию после капитального ремонта дороги и было бы правильно, чтобы мы же и отвечали за ее эксплуатацию, так как правильное содержание напрямую влияет на то, насколько долго эта дорога прослужит.
Но сегодня эксплуатация на областных автодорах, а отвечать за их работу нам.
Второе - вопрос перегрузов.
У нас очень жаркое лето, и когда по новым дорогам начинают ездить фуры весом по 40 т - никакое полотно не выдержит.
Единственный выход - в разы увеличивать количество автоматических комплексов по взвешиванию на дорогах и ужесточить ответственность за перевес.
— Ранее рынок очень остро принял новый подход к выбору подрядчиков, заложенный в Методологии. Какая ваша позиция?
— Сегодня, спустя два года, можно задать себе вопрос: правильное это было решение или нет? В моем понимании - да, потому что без четкой квалификации участников программу по восстановлению 12 тыс. км дорог реализовать не удалось бы. Я в этом глубоко уверен.
Когда мы говорим о строительстве дорог, хотя это может касаться любой сферы, в первую очередь важен профессионализм и качество выполнения работ.
Государство от имени налогоплательщиков Украины заказывает услугу - построить дороги, и хочет, чтобы это было сделано хорошо.
Для этого у компании, которая оказывает эту услугу, должна быть соответствующая квалификация, количество сотрудников и техники, положительные отзывы.
Как компания, не имеющая, для примера, своего асфальтобетонного завода в регионе, может выполнить контракт за один бюджетный год, если для того, чтобы перевезти завод, смонтировать, получить все разрешения - нужно минимум полгода?
Поэтому, хочешь строить - инвестируй в людей, бери их на работу, покупай асфальтные заводы и технику.
Если вы посмотрите на наш пример - мы все это сделали.
И это мог сделать любой другой, все условия для рынка одинаковые, и они были четко озвучены.
А те, кто не хочет инвестировать - могут работать на местных дорогах.
Сегодня их бюджет составляет более 20 млрд грн., что больше, чем весь бюджет "Укравтодора" в 2018 году.
Там они могут набраться опыта, качественно себя зарекомендовать и через год-три выходить на государственные дороги.
Если посмотреть на этот вопрос еще глубже, то все сводится к правилам. Мне бы, например, хотелось, чтобы на международных торгах отменили квалификацию и мы могли принимать в них участие.
Но так не может быть - есть правила, которые все должны соблюдать.
Поэтому мы будем расти, развиваться, чтобы в конечном счете достичь своих целей.
— Что думаете про концессию дорог? Хотите принимать участие?
— У нас нет другого выхода в Украине, кроме как делать и развивать концессию дорог.
Наша сеть была спроектирована еще во времена Советского Союза, а сегодня количество машин в десятки раз больше.
Поэтому у нас должно быть много новых дорог, а существующие должны расширятся.
— Как вы в целом оцениваете состояние дорожной отрасли на сегодня?
— То, что делается сейчас в Украине по строительству дорог - это минимум из минимума.
Состояние, которое у нас было в дорожном и мостовом строительстве еще пару лет назад - хуже некуда.
Обвалившиеся мосты, ямы по колено, в некоторых населенных пунктах люди полями объезжали...
Cовременный мир давно живет по-другому.
Политики могут спорить о чем угодно, быть между собой не согласны, но делать ремонт в доме, в котором мы живем – нужно, и в этом вопросе все должны быть едины.
Программа, которая сейчас реализуется, должна иметь преемственность. Должен быть план на следующие 10 лет. В вопросе где брать деньги - может быть полемика.
Но в плане ремонтировать ли нам свой дом, мне кажется, тут вопрос риторический.
— Что необходимо сделать государству, для того чтобы дорожная отрасль могла дальше развиваться и быть более эффективной?
— В Украину должны приходить инвесторы. Для них нужно создать условия - справедливая судебная система, прозрачная фискальная система, уменьшение налоговой нагрузки.
Я считаю, что это все даст доверие общества государству в целом и деньги на реализацию государственных проектов – в медицине, образовании, культуре, инфраструктуре. Это все часть определенного целого.
Но самый главный вопрос - увеличить бюджет Украины. В 1991 году ВВП Украины было 145-150 млрд долл., Польши - 80 млрд долл. Сегодня ВВП Украины 155 млрд долл., Польши - 594 млрд долл.
Это является фундаментальной проблемой. Вокруг этого должна быть вся полемика - каким образом сделать Украину страной с большим ВВП.
Украина имеет весь потенциал, чтобы быть успешной. Просто у нас проблема в том, что этим никто не использует.
Дорожник - такой же предприниматель, как и любой другой. Он не думает только о дорогах, он думает, как сделать так, чтобы в стране было хорошо.
Мы понимаем, что если эта страна будет успешна, в ней будут развиваться все сферы экономики, в ней будут строится инфраструктурные объекты.
Счастливые люди не должны думать о том, как им завтра выжить.
Это фундаментальные вещи, и государство должно давать емкие ответы, которых общество очень заждалось.
— В завершении, можете выделить несколько главных достижений компании за этот год и поделиться планами на следующий?
— Первое - мы закончили дорогу Немиров-Ямполь. 125 км мы сделали за рекордные 90 дней и в высоком качестве.
Второе - порядка 80 км дороги Киев-Сумы по Черниговской области.
Третье - Ямпольский и Дарницкий мост.
В этом году нам удалось решить большое количество бюрократических вопросов - выкуп паев, согласование точки с молдовской стороной, заказ металла, проектные решения…
Мы сделали все, чтобы в следующем году начать активную реализацию этих проектов.
Что касается следующего года, у меня есть принцип - я никогда не комментирую планы.
Может это суеверно, но я такой человек.
Я комментирую результат. Мы ставим перед собой определенные цели на 2022 год, и я уверен, что все получится, так как для этого нами уже созданы все условия и возможности - техника, инфраструктура, материально-техническая база и главное коллектив.