Онкодиагностика под угрозой: почему Украине критически необходимо современное оборудование

В Украине до сих пор не создана полноценная сеть центров ядерной медицины, которые бы соответствовали мировым стандартам диагностики и лечения онкологических заболеваний. И хотя эта проблема не на слуху каждый день, она имеет реальную цену - десятки тысяч жизней ежегодно. Пациенты не могут пройти качественное обследование, врачи - отследить динамику лечения, а государство - эффективно планировать медицинскую помощь.
О том, почему ситуация остается нерешенной и какие последствия это будет иметь для системы здравоохранения, рассказывает Виктория Кундина - врач по ядерной медицине, образовательная специалистка по медицинскому оборудованию, доцент кафедры радиологии Национального университета здравоохранения Украины.

"Циклотрон - это не просто "дорогостоящее оборудование". Это одна из важнейших составляющих ядерной медицины. Он является сердцем ПЭТ-КТ диагностики, которая, в свою очередь, имеет целью не только первичную диагностику и стадирование значительного большинства онкологических заболеваний, но и оценку эффективности проведенной терапии или для выявления рецидивов. Но в Украине, и, собственно, только в Киеве таких центров - единицы. А пациентов - тысячи", - говорит Кундина.
Основная проблема - отсутствие циклотронного оборудования, которое генерирует короткоживущие радиоизотопы, необходимые для ПЭТ-исследований. Его нельзя "заказать из-за границы", как вакцину: вещества имеют предельно короткий период использования, поэтому должны производиться непосредственно на месте. Именно поэтому создание таких центров - это не о "роскоши", а о базовой инфраструктуре, которую имеют страны с ответственным подходом к здравоохранению.
Сейчас есть украинские компании, способные поставлять циклотронные комплексы, запускать их в работу, обучать врачей и инженеров. Среди них - Protech Solutions Ukraine, официальный дистрибьютор GE Healthcare. Компания имеет десятки инженеров, современный тренинговый центр и опыт работы даже в прифронтовых регионах. Но на пути - сложная и затянутая процедура тендерных закупок.
"Мы имеем ситуацию, когда потенциальные поставщики есть. Оборудование есть. Потребность - вопиющая. Но в реальности закупка или не происходит вообще, или идет с затягиванием, или с понижением технических требований, из-за чего в результате проигрывает именно ядерная медицина. И это бьет по уязвимому слою населения - по онкологическим пациентам. Мы рискуем получить "витринную медицину" - оборудование есть на бумаге, но реально не работает или не используется на полную", - объясняет Кундина.
Еще одна проблема - нехватка подготовленных специалистов. Многие молодые врачи просто не имеют возможности научиться работать со сложной техникой. Часто - даже не знают, где такое образование можно получить. Именно поэтому большую роль играют компании, которые не только продают оборудование, но и берут на себя функцию обучения - и это должно поддерживаться на уровне государства.
"После победы мы будем иметь огромное количество людей, которые будут нуждаться в сложной диагностике и длительном лечении. Мы уже сейчас имеем большое количество переселенцев, ветеранов, людей с обостренными хроническими заболеваниями. Поэтому инвестировать в инфраструктуру ядерной медицины надо уже. Потому что жизнь не будет ждать тендера", - заключает Виктория Кундина.