Українська правда

От 20-летнего упадка к устойчивому развитию. Государственно-частное партнерство в действии

- 3 мая, 12:30

Своими мыслями по поводу прошлого и будущего первого киевского аэропорта поделился Председатель Совета директоров Международного Аэропорта "Киев" Денис Костржевский.

Международный Аэропорт "Киев" имени Игоря Сикорского – один из самых больших аэропортов страны со столетней историей. До начала полномасштабной войны в Украине он был известен развитой сетью маршрутов по Европе, удобными и современными терминалами с хорошей пропускной способностью и качественным сервисом. Но путь к этому успеху был непростым.

С первых дней независимости Украины столичный Аэропорт "Киев" находился в плачевном состоянии. Миллионным дотациям из столичного бюджета не было видно края, кредитные обязательства достигали 22 млн гривен, старый пассажирский терминал, построенный еще в середине прошлого века, находился в аварийном состоянии, технические возможности короткой взлетно-посадочной полосы не позволяли обслуживать современные самолеты.

Аэропорт практически прекратил работу. Как следствие, количество работников было сокращено в десять раз. Таков был Аэропорт "Киев" в конце "нулевых". Тогда объект коммунальной собственности, долгое время не привлекавший инвестиций и не способный развиваться, только накапливал долги…

Первый шаг к возрождению был сделан в 2007 году – началась реконструкция аэродрома. В первой половине 2009 года реконструкция взлетно-посадочной полосы была завершена, аэропорт "Киев" получил возможность отправлять и принимать самолеты класса Boeing 737-800 и Airbus A320.

Однако старая инфраструктура аэропорта тоже нуждалась в реконструкции. А на нее – денег у власти не было, и пассажиропоток так и остался на крайне низком уровне – несколько десятков тысяч человек в год. Ситуацию спас закон 2010 года, регулировавший государственно-частное партнерство, а также приход в аэропорт стратегического инвестора – ООО "Мастер-Авиа".

Денис Костржевский
Председатель Совета директоров Международного Аэропорта "Киев"

Столица отчаянно искала возможность улучшить воздушную инфраструктуру…

Настоящим толчком для развития аэропорта стало Евро-2012, чемпионат Европы по футболу, который 14 лет назад готовилась принимать Украина, который собирались посетить сотни тысяч иностранных болельщиков.

В 2010 году до этого турнира оставалось всего два года. Важно, что среди условий со стороны организаторов Евро-2012 было функционирование двух аэропортов в Киеве, чтобы была возможность принять команды и всех желающих посетить событие.

Времени оставалось мало, необходимо было практически с "нуля" срочно проектировать и строить новый, современный аэропорт.

В мае 2010 Киевсовет объявил конкурс на право аренды имущественного комплекса Аэропорта "Киев" на 49 лет. Победителем стало ООО "Мастер-Авиа", которое взялось за комплексную реконструкцию всей аэропортовой инфраструктуры и улучшение пропускных возможностей воздушных ворот столицы.

Денис Костржевский: "Новый терминальный комплекс гостеприимно принял более 100 тысяч гостей Евро-2012 и сразу стал визитной карточкой столицы – любимым аэропортом киевлян."

Компания не только погасила все долги коммунального предприятия, но и в рекордные сроки – всего за 10 месяцев – построила на месте недостроенного аэровокзала новый терминал "А" для международных рейсов с пропускной способностью 520 пассажиров в час.

Новый терминальный комплекс гостеприимно принял более 100 тысяч гостей Евро-2012 и сразу стал визитной карточкой столицы – любимым аэропортом киевлян.

От заброшенного предприятия к тройке лидеров страны

ООО "Мастер-Авиа" продолжило развивать Аэропорт "Киев" и после Евро-2012. В 2013 году здесь ввели в эксплуатацию терминал "D" для внутренних рейсов и терминал "B" для бизнес-пассажиров.

Несмотря на начавшуюся в 2014 году войну на Донбассе, несмотря на закрытие почти половины исторических маршрутов, количество обслуживаемых рейсов и пассажиров непрерывно увеличивалось благодаря открытию новых направлений авиасообщения и приходу новых авиакомпаний.

В 2019 году была введена в эксплуатацию вторая очередь пассажирского терминала "А", что увеличило его пропускную способность до 1100 пассажиров в час, построены новые перроны для стоянок самолетов. За 13 лет общие инвестиции "Мастер-Авиа" в развитие инфраструктуры аэропорта составили более 4 млрд грн.

Все это обусловило и другие "бонусы" для страны: около 10 тыс. новых рабочих мест в авиационной и сопутствующих обслуживающих отраслях, а также более полумиллиарда гривен уплаченных предприятием налогов.

До начала большой войны в Украине Аэропорт "Киев" был одним из крупнейших налогоплательщиков среди коммунальных предприятий столицы.

Аэропорт постоянно наращивал поток пассажиров. Скажем, в 2010 году до прихода ООО "Мастер-Авиа" предприятие обслужило лишь 29 тыс. пассажиров. А только за год это количество выросло в 16 раз: в 2011 аэропорт встретил и отправил аж 470 тысяч пассажиров.

А в 2018-2019 годах пассажиропоток пересек отметку в 2,6 млн пассажиров, аэропорт стал вторым по этому показателю в Украине.

Таких успехов ООО "Мастер-Авиа" достигло даже несмотря на то, что предприятие, поскольку расположено в центральном районе столицы, платило за аренду земли больше всех аэропортов Украины вместе взятых, несло колоссальную финансовую нагрузку по обслуживанию кредитов, привлеченных на финансирование реконструкции.

Конечно, легко не было еще потому, что аэропорт "Киев" вынужден был конкурировать с большим аэропортом на левом берегу Днепра. К тому же государственным. Где была бюджетная поддержка, дотации, технологические преимущества.

Можно хотя бы упомянуть существенную разницу в стоимости ставок за аэронавигационное обслуживание. Она была почти вдвое выше для Аэропорта "Киев", чем для соседнего государственного аэропорта – 411 евро против 210 евро соответственно. Такая ситуация сохранялась до 2021 года.

Несмотря на достаточно дискриминационные условия, ООО "Мастер-Авиа" достигло впечатляющих результатов, продолжало развивать аэропорт и наращивать пассажиропоток.

Аэропорт "Киев" привлекал к сотрудничеству новые и новые компании – в общей сложности здесь их базировалось около 40. Он также стал базовым для одного из крупнейших лоукостеров – авиакомпании WizzAir. Когда ввели безвизовый режим для Украины, полеты из "Киева" в Европу стали не только удобными, но и более доступными.

Денис Костржевский
Председатель Совета директоров Международного Аэропорта "Киев"

На будущее планировались значительные инвестиции в инфраструктуру, в частности, в удлинение взлетно-посадочной полосы, реконструкцию рулёжных дорожек и полное переоборудование навигационной и светосигнальной систем.

Аэропорт должен был стать технологически более современным, безопасным и всепогодным, то есть смог бы принимать самолеты в любых погодных условиях. Также это позволило бы обслуживать без ограничений самолеты с повышенной пассажировместимостью типа А321, активно используемые перевозчиками сегодня.

А еще аэропорт имел целью построить современный отель, бизнес-центр, создать технологически-инновационный кластер на прилегающей территории. Также планировалось мощно инвестировать в развитие грузового комплекса и строить необходимую для этого инфраструктуру.

Руководство рассматривало возможности привлечения около 300 млн. евро инвестиций. При этом Аэропорт "Киев" имел амбициозный план утроить количество рейсов и увеличить количество пассажиров до пяти миллионов в год к 2027-го.

Российская военная агрессия поставила на паузу эти планы. По оценкам специалистов, война уже нанесла Аэропорту ущерб более чем на 500 млн евро. Но ООО "Мастер-Авиа" не перестает строить планы на будущее, чтобы при первой же возможности возобновить прием и отправку рейсов.

Несмотря на непригодность взлетно-посадочной полосы аэродрома для использования сейчас, уже через месяц после открытия воздушного пространства над Украиной, аэропорт "Киев" вновь сможет принимать пассажиров.

Аэропорт "Киев" – что дальше?

История столичного аэропорта – это яркий пример успешной реализации государственно-частного партнерства. И пример этот – один из немногих. Вот факты: по состоянию на 1 января 2024 г. - из 198 договоров по государственно-частному партнерству в Украине реализуется ТОЛЬКО 22. Десять договоров приостановлены из-за вооруженной агрессии РФ, все остальные - не выполняются или разорваны.

Это печальная статистика Министерства экономики. А для быстрого послевоенного восстановления страны удачное партнерство будет очень важно.

Я не раз говорил и повторю еще раз. Я уверен - наши планы по реконструкции аэродрома и развитию предприятия непременно оправдаются. В Украине будет обновленный Аэропорт "Киев", киевляне будут гордиться воздушными воротами столицы, а пассажиры будут наслаждаться отличным сервисом.

Денис Костржевский: "Я уверен - наши планы по реконструкции аэродрома и развитию предприятия непременно оправдаются. В Украине будет обновленный Аэропорт "Киев", киевляне будут гордиться воздушными воротами столицы, а пассажиры будут наслаждаться отличным сервисом."

Несмотря на войну и связанную с ней неопределенность, ООО "Мастер-Авиа" решительно настроено воплотить в жизнь все задуманное и продолжает прорабатывать проект по реконструкции Аэропорта "Киев".

Команда аэропорта ведет переговоры с несколькими международными партнерами, как на государственном, так и на частном уровнях. Ведь война в Украине подтвердила стратегическую необходимость иметь современный аэропорт на правом берегу Днепра.

В коллективе аэропорта "Киев" и ООО "Мастер-Авиа" убеждены - в ближайшее время Украину ждет победа, а у столицы Украины будет обновленный, современный аэропорт.

Автор – Денис Костржевский, Председатель Совета директоров Международного Аэропорта "Киев".