"Укрзализныця" на грани дефолта, Буткевич выкупил конфискованный у россиян "АЭРОК"
Обновлены обязательства Украины по госбанкам и госпредприятиям по программе МВФ, наблюдательный совет "Энергоатома" до сих пор полноценно не заработал, Fitch подтвердил рейтинг "Нафтогаза" на уровне "СС": главные события в жизни госкомпаний 15-22 декабря.
Корпоративное управление госпредприятий
Обновлен Меморандум МВФ. 20 декабря 2024 г. Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал обновленный Меморандум об экономической и финансовой политике по результатам шестого пересмотра программы расширенного финансирования (EFF) для Украины.
Обязательства Украины относительно госбанков таковы:
- Покинуть все банки с мажоритарной государственной собственностью под управлением Минфина. Любые национализированные несистемные банки будут немедленно переданы Фонду гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) для урегулирования ( постоянный структурный маяк ).
[Как мы сообщали ранее , иностранные инвесторы проявили заинтересованность в приобретении "Укргазбанка" и "Смысл Банка". – SOE Weekly .]
Есть также несколько обязательств, связанных с госпредприятиями, которые не включены в структурные маяки:
- До сентября 2025 г. пересмотреть Постановление Кабинета Министров № 777, которое регулирует процедуру назначения независимых членов наблюдательных советов в госпредприятиях, в консультациях с МВФ и международными партнерами.
- Продолжить имплементацию подзаконных актов в Закон № 3587-IX, в частности разработать методологию и проводить регулярные независимые оценки деятельности наблюдательных советов государственных предприятий.
- Реализовать политику государственной собственности путем:
- Классификации госпредприятий, имеющих стратегическое значение;
- внедрение рамки приватизации (полной или частичной);
- подготовки концепции консолидированного управления госпредприятиями;
- Доработка законодательства об обязательном формировании наблюдательных советов и оценке их деятельности;
- Введение финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) с учетом соответствующего переходного периода;
- Введение раскрытия информации о госпредприятиях и политике вознаграждения их руководителей.
- Оценить финансовую жизнеспособность ключевых госпредприятий как часть разработки системы управления квазифискальными расходами, включая специальные исторические обязанности по предоставлению общественных услуг (т.н. "ПСО").
Новый наблюдательный совет "Энергоатома" уже пять месяцев как не заработает. В комментарии "Европейской правде" 16 декабря 2024 года посол ЕС в Украине Катарина Матернова отметила необходимость запуска полноценной работы наблюдательного совета "Энергоатома", формально созданного в июне 2024 года.
"Хочу отметить, что мы очень заинтересованы в формировании наблюдательного совета "Энергоатома". И мы в G7 на прошлой неделе направили письмо об этом премьер-министру".
Состав наблюдательного совета был сформирован в июне, и пора завершить процесс, подписать контракты и запустить наблюдательный совет. Ее мнение будет важным фактором в решениях по финансированию тех или иных проектов", – отметила Матернова.
18 декабря 2024 года первый заместитель министра экономики Алексей Соболев сообщил , что Кабмин ожидает от независимых членов наблюдательного совета "Энергоатома", первое заседание которого продолжается с 17 июля 2024 года, позиции относительно контрактов и готовности к продолжению работы.
"17 июля 2024 года наблюдательный совет открыл свое первое заседание, и оно до сих пор открыто, потому что идут дискуссии о контрактах. Правительство 26 ноября приняло решение об утверждении условий гражданско-правовых контрактов с "Энергоатомом". Сейчас они – у независимых членов, и мы с каждым днем ожидаем от них позицию, готовы ли они их подписать и продолжить работу", – добавил Соболев.
Он также отметил, что на первом заседании члены наблюдательного совета должны избрать председателя совета. Соболев добавил, что это первый случай, когда контракты остаются неподписанными в течение столь длительного периода.
"Кабмин выдвигал свои предложения, а члены наблюдательного совета вносили предложения, кое-где противоречившие законодательству. Мы пытались модерировать и сформировать позицию, позволившую принять решение 26 ноября и утвердить контракты. Надеюсь, теперь они их подпишут. "Я не могу раскрывать деталей, контрактов для служебного пользования", – отметил Соболев.
Отвечая на вопрос об уровне вознаграждения, Соболев сказал , что он соответствует уровню вознаграждений в других энергетических госпредприятиях Украины, таких как "Укрэнерго" или "Нефтегаз", добавив, что условия для всех членов наблюдательного совета ["Энергоатома" – SOE Weekly] одинаковы.
[Условия контрактов с независимыми членами наблюдательного совета "Энергоатома" и представителями государства в этом совете Кабмин утвердил 26 ноября 2024 года.
Как мы сообщали ранее, 21 июня 2024 года Кабмин утвердил всех пятерых членов наблюдательного совета: Тимоти Джона Стоуна, Майкла Эллиотта Кирста и Ярека Неверовича как независимых членов, а Виталия Петрука и Тимофея Милованова – как представителей государства по представлению Министерства энергетики.
В сентябре мы писали, что наблюдательный совет "Энергоатома" должен был заработать до конца июля 2024 года, но к тому времени этого не произошло (подробнее – в одном из наших предыдущих дайджестов).
Forbes Украина тогда писал, что контракты подписали только украинские члены наблюдательного совета, в то время как иностранные независимые члены считали, что первое заседание может состояться только после подписания контрактов. Чтобы не нарушать закон, первое заседание было открыто в течение 30 дней после назначения членов наблюдательного совета, но совет не принял ни одного решения и не смог завершить заседание, писало тогда издание.
Во время заседания Верховной Рады 6 сентября 2024 года министр энергетики Герман Галущенко сообщил , что наблюдательный совет "Энергоатома" собирался – есть открытое заседание. По словам Галущенко, происходит финализация контрактов, а наблюдательный совет является правомочным. Подробнее об этом читайте в одном из наших предыдущих дайджестов. – SOE Weekly.]
Энергосектор
Fitch подтвердил долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) "Нефтегаза" на уровне "СС". Рейтинг приоритетных необеспеченных облигаций компании, выпущенных Kondor Finance plc, подтвержден на уровне "C". Рейтинг восстановления кредитоспособности – "RR6". Самостоятельный кредитный профиль (SCP) "Нефтегаза" остается на уровне "СС".
По мнению Fitch , РДЭ "СС" отражает прогнозируемую слабую ликвидность компании из-за продолжающихся очень высоких операционных рисков в Украине на фоне продолжающейся войны с Россией, медленных платежей за газ и ограниченных возможностей внешнего финансирования.
Агентство назвало ключевые факторы, повлиявшие на рейтинг:
- Отсутствие доходов от транзита газа: Транзитное соглашение "Нафтогаза" с "Газпромом" истекает в конце 2024 года, и ожидается, что продлено его не будет.
- Обслуживание реструктуризированных еврооблигаций: "Нафтогаз" продолжает производить выплаты по еврооблигациям, реструктуризированным в 2023 году.
- Функционирующая инфраструктура: Инфраструктура "Нефтегаза" продолжает функционировать, но остается под угрозой повреждения из-за российских атак на критическую инфраструктуру Украины. Внутренняя добыча покрывала 87% потребления клиентов "Нафтогаза" в 2023 году, а "Нафтогаз" ожидает, что в 2024 году этот показатель будет выше, на уровне 91%, при увеличении добычи на 5%.
- Улучшение результатов деятельности: За 6 месяцев 2024 года денежный поток от операционной деятельности "Нефтегаза" составил 56 млрд грн (1,3 млрд евро) по сравнению с 19 млрд грн (481 млн евро) в прошлом году. Это связано с продажей газа для производства электроэнергии по более выгодному для "Нефтегаза" тарифу, чем для бытовых потребителей и тепловиков.
- Отсутствие компенсации со стороны государства в 2024 году: С начала войны "Нафтогаз" работает в режиме специальных обязанностей (т.н. "ПСО"), предусматривающий, что компания обязана поставлять газ определенным категориям потребителей по субсидированным ценам при условии компенсации со стороны государства, которое должно нивелировать негативное влияние спецобязанностей на финансовые результаты компании. В 2023 и 2024 годах никакой компенсации не было предоставлено.
- Умеренные связи по критерию связанных с государством лиц: "Нефтегаз" на 100% находится в госсобственности. Хотя принятие решений и надзор за деятельностью "Нефтегаза" со стороны государства оцениваются как "сильные", прецеденты поддержки и факторы риска, связанные с распространением проблем государства на компанию, оцениваются как недостаточно сильные.
[26 июля 2022 года "Нафтогаз" объявил дефолт по еврооблигациям с погашением в июле 2022 года и ноябре 2026 года из-за отказа Кабмина утвердить выплаты по ним. Подробнее об этом читайте в одном из наших предыдущих дайджестов.
В феврале 2022 года "Нафтогаз" пытался реструктуризировать свои обязательства по этим еврооблигациям с помощью финансового советника Lazard и юридического советника Freshfields Bruckhaus Deringer.
В мае 2023 года "Нафтогаз" достиг договоренностей с инвесторами о путях реструктуризации указанных еврооблигаций. Тогда ожидалось, что реструктуризация облигаций со сроком погашения в 2022 и 2026 годах будет завершена до конца июля 2023 года. Детальнее об условиях реструктуризации – в одном из наших предыдущих дайджестов.
В конце июня 2023 года Кабмин как акционер "Нафтогаза" согласовал условия реструктуризации этих еврооблигаций.
В сентябре 2023 года "Нафтогаз" сообщил о том, что завершил выплаты по выполнению своих кредитных обязательств после реструктуризации указанных еврооблигаций. Таким образом, "Группа "Нафтогаз" официально вышла из состояния дефолта, сообщила компания.
В июле 2024 года "Нафтогаз" сообщил, что вовремя произвел выплаты по реструктуризированным евробондам.
Ранее мы также сообщали, что правительство обязало "Нафтогаз" продавать газ по сниженной цене разным категориям потребителей, в частности бытовым потребителям, теплокоммунэнерго, определенным теплоэлектростанциям, небытовым потребителям из оборонного сектора и региональным газораспределительным компаниям. Большинство этих обязательств связано с продолжительностью военного положения.
Впоследствии мы писали, что "Нафтогаз" оценивал свои чистые убытки в 2022 году в 40 млрд грн (1,1 млрд евро по среднему курсу того времени). Тогдашний председатель правления Алексей Чернышев связывал это со значительной дебиторской задолженностью, возникшей из-за использования государством оборотных средств "Нафтогаза" для обеспечения потребностей потребителей энергоресурсов.
Он заявил тогда, что основная дебиторская задолженность компании состоит из трех компонентов: разницы в тарифах (36 млрд грн, или 1,05 млрд евро по среднему курсу того времени), задолженности облгазов и газораспределительных компаний (76 млрд грн, или 2,2 млрд евро по среднему курсу того времени) и обязательств по "ПСО" на 2022-2023 годы. (158 млрд грн, или 4,6 млрд евро по среднему курсу того времени). Подробнее об этом читайте в одном из наших предыдущих дайджестов.
Как мы писали в декабре 2023 года, "Экономическая правда" (ЭП) сообщала, что, по данным USAID, общий уровень неурегулированных долгов на рынке газа на начало сентября 2023 года превысил 190 млрд грн (4,75 млрд евро по среднему курсу время).
По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), с которыми ознакомилась ЭП, по состоянию на 1 октября 2023 года общий долг превысил 200 млрд грн (5,1 млрд евро по среднему курсу того времени).
"Наша цель – к четвертому кварталу 2025 года постепенно перейти к экономически обоснованным тарифам на энергоносители и отменить все ПСО. Это должно делаться в комплексе с планомерным урегулированием долгов на рынке газа и ТКЭ", – заявлял тогдашний заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Бутенко. Подробнее об этом читайте в одном из наших предыдущих дайджестов.
Последующая поставка газа по сниженному тарифу, вероятно, приведет к соответствующим убыткам для "Нафтогаза", даже если производители тепла и электроэнергии будут платить за газ. – SOE Weekly .]
Группа "Нафтогаз" уплатила более 80 млрд грн (1,8 млрд евро) налогов в январе-ноябре 2024 года , сообщила пресс-служба компании 17 декабря 2024 года. Из них 74 млрд грн (1,7 млрд евро) – в госбюджет и 6 млрд грн (137 млн евро) – в местные бюджеты.
Только в ноябре Группа "Нафтогаз" уплатила 8,1 млрд грн (184,5 млн евро) налогов в госбюджет и 500 млн грн (11,4 млн евро) в местные бюджеты.
[Как мы сообщали ранее, в течение 2024 года Группа "Нафтогаз" уплатила в государственный и местные бюджеты следующие суммы налогов:
Месяц | Налоги, уплаченные в государственный и местные бюджеты | Детали в дайджестах SOE Weekly | |
в гривне | в евро* | ||
Январь | 6.1 млрд | 147 млн | Дайджест №119 |
Февраль | 5.3 млрд | 129 млн | Дайджест №123 |
Март | 8.3 млрд | 197 млн | Дайджест №128 |
Апрель | 8.0 млрд | 189 млн | Дайджест №132 |
Май | 9.3 млрд | 215 млн | Дайджест №137 |
Июнь | 9.2 млрд | 203 млн | Дайджест №140 |
Июль | 6.0 млрд | 132 млн | Дайджест №143 |
Август | 7.2 млрд | 174 млн | Дайджест №148 |
Сентябрь | 5.8 млрд | 129 млн | Дайджест №152 |
Октябрь | 5 млрд | 112 млн | пресрелиз "Нефтегаза" |
Ноябрь | 8,6 млрд | 196 млн | Этот дайджест |
В общем | 80 млрд | 1,8 млрд | Этот дайджест |
* Перечислено по среднему обменному курсу НБУ за соответствующий период. Расчет SOE Weekly.
[Как мы сообщали ранее, в 2023 году Группа "Нафтогаз" уплатила 83,4 млрд грн (2,1 млрд евро) налогов в госбюджет и еще 6,8 млрд грн (172 млн евро) в местные бюджеты.
Как мы писали позже, Группа "Нафтогаз" сообщила, что получила 23,1 млрд грн (584 млн евро) консолидированной чистой прибыли в 2023 году, что является значительным улучшением по сравнению с убытками в 79,1 млрд грн (2,3 млрд евро) в 2022 году.
Также мы сообщали, что Группа "Нафтогаз" получила 24,4 млрд грн (578 млн евро по среднему обменному курсу за тот период) консолидированной чистой прибыли за первые шесть месяцев 2024 года. – SOE Weekly .]
Инфраструктура
S&P снизило кредитный рейтинг "Укрзализныци" к "СС" , заявив о приближении дефолта по еврооблигациям. 20 декабря 2024 года Standard & Poor's (S&P)снизило кредитный рейтинг "Укрзализныци" до "СС" (негативный прогноз) с "ССС+" после предложения компании отсрочить на год погашение двух выпусков еврооблигаций.
S&Pподчеркнуло существенное ослабление способности "Укрзализныци" погасить долг, отметив, что дефолт по ее долгу по методологии агентства высоковероятен.
Отрицательный прогноз отражает ожидание, что "Укрзализныця", вероятно, реализует свои планы реструктуризации долга в ближайшие несколько недель, что будет равнозначно дефолту,добавили в агентстве.
16 декабря 2024 года "Укрзализныця" обратилась к кредиторам с просьбой пересмотреть условия погашения двух серий еврооблигаций: на сумму $594,9 млн. под 8,25% (с погашением в 2026 году) и $300 млн. под 7,875% (с погашением в 2028 году).
Компания предложила владельцам облигаций одобрить привлечение дополнительных 99 млн евро от ЕБРР с одновременной отсрочкой выплаты процентов владельцам облигаций в течение 2025-2026 годов. В свою очередь "Укрзализныця" обязуется не погашать долги на сумму свыше $20 млн перед другими кредиторами (кроме ЕБРР) в течение этого периода.
"Укрзализныця" объяснила, что инфляция и рост цен на электроэнергию и дизтопливо усиливают давление на ее ликвидность. Компания объявила, что обратилась к государству с предложением о повышении тарифов на грузовые перевозки на 37%, которые не повышались уже два с половиной года.
"Укрзализныця" также отмечает, что понесла значительные финансовые потери и повреждения инфраструктуры из-за полномасштабного российского вторжения.
Владельцы еврооблигаций "Укрзализныци" могут проголосовать за новые условия до 27 декабря 2024 года. Решение будет принято на собрании владельцев облигаций, запланированном на 31 декабря 2024 года в Лондоне, добавляет Forbes Украина.
[По словам Forbes Украина , кредиторы разрешили " Укрзализныце " реструктуризировать долг по этим облигациям в 2022 году. В рамках реструктуризации долга компании по еврооблигациям, выпущенным в 2019 и 2021 годах на общую сумму $895 млн, выплаты были перенесены на 2026 и 2028 годы соответственно. Выплаты купонов, которые должны были состояться в 2023-2024 годах, запланированы на январь 2025 года.
Как мы писали в сентябре, в первом полугодии 2024 года " Укрзализныця " получила прибыль до 3 млрд грн (70,5 млн евро), но в июле 2024 года потеряла 600-700 млн грн (13-15,5 млн евро) из-за снижения прибыльных видов грузов. Подробнее об этом читайте в одном из наших предыдущих дайджестов. – SOE Weekly .]
"Укрзализныця" получит рекордные 480 млн евро кредитов от ЕБРР на закупку электровозов и установку генераторов, сообщила компания 19 декабря 2024 года.
В рамках подписанных соглашений "Укрзализныця" получит 480 млн евро под госгарантии для финансирования двух критически важных программ, пояснили в компании. Первая – обновление локомотивного парка "Укрзализныци", в рамках которой ЕБРР предоставит 18-летний кредит в размере до 300 млн евро на приобретение электровозов.
Вторая программа предполагает строительство газовых электростанций. ЕБРР выделит 180 млн евро с 10-летним сроком кредитования, сообщили в компании.
Для реализации этого проекта также будет аккумулировано около 65 млн. евро грантовых средств от доноров. Уже подтверждено получение гранта в размере около 12 млн. евро от правительства Великобритании через Энергетическое сообщество. В целом компания стремится приобрести и установить на своих локациях полнокомплектные газопоршневые электростанции, которые смогут генерировать около 255 МВт, отметили в "Укрзализныце".
[Как мы писали в июле 2024 года, "Укрзализныця" намерена инвестировать 215 млн евро в газовые электростанции общей мощностью до 250 МВт. Эта оценка не включает в себя стоимость строительства. Период окупаемости – около пяти лет. Подробнее об этом читайте в одном из наших предыдущих дайджестов.
Позже в июле мы сообщали, что "Укрзализныця" получит грант от ЕС в размере 43 млн. евро на интеграцию украинской железнодорожной системы с европейской. Подробнее об этом читайте в одном из наших предыдущих дайджестов. – SOE Weekly .]
Приватизация
Компания "АЭРОК", ранее принадлежавшая подсанкционному российскому олигарху Андрею Молчанову, продана. 19 декабря 2024 года Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) продал компанию "АЭРОК", одного из крупнейших производителей газобетонных изделий в Украине, за 1,9 млрд грн (43,1 млн евро). Стартовая цена в 965 млн грн (21,9 млн евро) во время аукциона выросла более чем вдвое.
По данным Prozorro.Продажи, победителем стало ООО "Трайдент Геоинвест Украина", принадлежащее бизнесмену Геннадию Буткевичу.
[Предложение "Трайдент Геоинвест Украина" почти на 300 млн грн превысило вторую самую высокую ставку от ООО "Профессиональная инжиниринговая компания" Икрама Джавадова (1,6 млрд грн или 36 млн евро) и на 350 млн грн – третью ставку от ООО "ДК БК1" Томаша Фиалы (владелец "Украинской правды") – 1,54 млрд грн или около 35 млн евро.
Продажа "АЭРОК" стала третьим в Украине онлайн-аукционом по продаже крупного объекта приватизации в системе Prozorro. Продажи после приватизации гостиницы "Украина" и "ОГХК" (подробнее об этом читайте в наших предыдущих дайджестах ).
Как мы писали ранее, ФГИУ планировал приватизировать "АЭРОК", ранее принадлежавшую подсанкционному российскому олигарху Молчанову. Подробнее об этом читайте в наших предыдущих дайджестах .
12 июля 2024 года Кабмин внес "АЭРОК" в перечень объектов крупной приватизации.
По данным "Экономической правды" ( "ЭП" ) и PRO-Consulting, "АЭРОК" является одним из крупнейших производителей газобетона в Украине. Компания владеет двумя заводами в Обухове и Березане (Киевская область), которые простаивают с июля 2022 года. Мощности этих заводов превышают 1 млн. кубометров в год, тогда как общий объем производства газобетона в Украине в 2020 году составил 4 млн. кубометров.
В "АЭРОК" также есть недостроенный завод в Стрые (Львовская область), добавляет "ЭП" . – SOE Weekly .]
ФГИ также сообщил, что победитель имеет 30 рабочих дней со дня проведения аукциона для уплаты цены лота, а договор купли-продажи будет подписан только после этой оплаты.
По состоянию на конец июня 2024 г. предприятие имело задолженность по заработной плате, задолженность перед бюджетом и просроченную кредиторскую задолженность. Общая сумма долга составляет более 110,8 млн грн (2,5 млн евро по среднему курсу того времени), которые новый собственник также должен погасить. Новый собственник также обязан сохранить основную деятельность компании и не может увольнять работников в течение шести месяцев, добавили в ФГИУ.
[ ООО "Трайдент Геоинвест Украина" входит в BGV Group Management Буткевича.
"Приобретенные заводы предприятия "АЭРОК" дополнят стратегические направления группы, которые компания планирует активно развивать в последующие годы. Инвестиционный фокус BGV сосредоточен на энергетике, развитии и восстановлении инфраструктуры, а также на девелопменте.
Флагманская компания группы, BGV Development, строит пять проектов коммерческой и жилой недвижимости в Житомире и Киеве", – сообщили в BGV Group.
В группедобавили , что ООО "Трайдент Геоинвест Украина" продолжит основную деятельность и в течение шести месяцев рассчитается со всеми долговыми обязательствами на общую сумму 110,8 млн. грн. В будущем компания планирует развивать предприятие под новым брендом.
Геннадий Буткевич также является совладельцем "АТБ-Маркет" , крупнейшей в Украине сети супермаркетов по количеству магазинов. Он также является владельцем и президентом футбольного клуба "Полесье". – SOE Weekly .]