Українська правда

Национальная академия наук перед выбором

- 3 октября, 12:10

Сегодня мы находимся в процессе трансформации от общества, базирующегося на индустриально-рыночной экономике, к информационно-сетевому обществу, имеющему в своей основе существенно отличные закономерности развития. Этот процесс носит противоречивый характер, порождает технологические и социально-экономические диспропорции, политико-правовые и идеологические противостояния, конфликты и даже войны.

В этих условиях только наука во всех своих составляющих естественнонаучного, технологического, экономического, социального и гуманитарного знания может обеспечивать взвешенный подход к решению актуальных проблем развития общества. В Украине исторически сложилась система, в которой Национальная академия наук (НАН) играет ведущую роль в научном обеспечении технологического прогресса и общественного развития.

Поэтому реформирование академии не может произойти как изолированный от общества процесс. Сейчас сложилась ситуация, характеризующаяся негативными тенденциями:

  • война и деиндустриализация страны существенно снизила спрос на научно-технические разработки и научную продукцию в целом;
  • промышленные предприятия, которые еще существуют, вследствие нестабильности ситуации в основном не ориентированы на долгосрочные капиталовложения и научно-технический прогресс;
  • отсутствие адекватной состоянию страны и глобальным тенденциям научно обоснованной стратегии не позволяет сконцентрировать усилия на решении приоритетных задач, что позволило бы вывести страну на траекторию устойчивого развития;
  • противоречивые процессы в обучении и воспитании молодежи снижают образовательный и научный потенциал страны;
  • отсутствие со стороны власти системной поддержки науки, ее постоянное недофинансирование разрушают саму основу научно-технического прогресса и усиливают риски полной деградации.

Взаимодействие с государством, реальным сектором и образованием

В сложившейся ситуации первоочередной задачей является восстановление роли НАН Украины в решении задач научно-технического и социально-экономического прогресса на основе достижения общественного консенсуса между властью, научным сообществом, бизнесом и гражданским обществом.

Консенсус относительно необходимости: обеспечения властью надлежащих финансово-институциональных условий выполнения академией своих функций; реструктуризации академической системы организации науки согласно современным требованиям и задачам; создания эффективных организационных форм сотрудничества академической науки с университетской и бизнесом; повышения общественного авторитета науки и статуса ученого.

Украинская наука, фундаментальное и прикладное ядро которой сосредоточено именно в НАН Украины, будучи стратегическим ресурсом государства, должна стать основой национального экономического развития, обеспечения отечественного производства собственными материалами и технологиями.

Ученый должен стать авторитетом

Для этого нужно добиться решения следующих задач:

  • реальное включение НАН Украины в систему управления наукой;
  • полноценной реализации определенных законом прогнозно-экспертных полномочий академии в сфере государственной политики и обеспечения представительства НАН Украины на заседаниях правительства, в работе коллегий и рабочих групп органов государственной власти и местного самоуправления и т.д;
  • постоянное представительство президента НАН Украины как члена СНБОУ;
  • председательство в Совете по вопросам науки и технологий при президенте Украины;
  • законодательного закрепления обязанности органов власти, местного самоуправления, организаций и предприятий реагировать на представленные академию аналитические материалы и экспертные заключения с предоставлением ответа о результатах их рассмотрения;
  • обеспечение законодательно определенного уровня финансирования науки и оплаты труда ученых.

Ученые и учреждения НАН Украины должны уметь удовлетворять запросы власти и бизнеса в виде законченного продукта, решения, разработки - испытанных, эффективных и готовых к внедрению или производству. Реализация научных разработок должна получать нормативно-правовое воплощение, так же как и законотворческий процесс - надлежащее научное обоснование.

Решение этих задач возможно обеспечить на базе крупных научно-технических проектов, реализация которых под эгидой НАН Украины должна стать общей целью всего общества.

Академия наук должна стать инициатором, активным проводником и главным экспертом изменений, что соответствует ее роли и статусу. Для решения поставленных перед академической наукой задач целесообразно создать:

  • при правительстве Фонд развития науки, который формировать, в частности, за счет части рентного налога на монополии сырьевого-экспортного профиля; средства Фонда должны направляться на материально-техническое обеспечение приоритетных научных исследований;
  • механизм координации и интеграции академической и университетской науки, для чего стимулировать создание учебно-научных комплексов в составе институтов академии и университетов; в которых академический институт отвечает за исследования, а университет - за учебный процесс;
  • специализированное подразделение в академии, которое будет тесно сотрудничать с правительством, промышленно-финансовыми структурами и бизнесом для коммерциализации научных разработок.

Организационные и финансовые аспекты трансформации

Необходимо оптимизировать структуру академии в части устранения дублирования функций и направлений деятельности отдельными подразделениями аппарата, учреждениями при президиуме и институтами НАН Украины, усовершенствования и усиления внутреннего контроля и аудита для экономного и эффективного использования бюджетных средств, земли и имущества академии, наведения элементарного порядка в документальном оформлении последних.

Соответствующее денежное обеспечение академиков и член-корреспондентов НАН Украины должно составлять не менее 10 прожиточных минимумов.

Следует также оптимизировать распределение финансов (сейчас осуществляется исходя из численности) и структуру финансирования академии путем: увеличения доли конкурентного финансирования; обеспечения прозрачной, с участием руководителей научных учреждений, процедуры распределения базового финансирования, отбора научных проектов в рамках целевых научных программ НАН; пересмотреть должностные оклады научных работников в направлении их повышения, при этом расширив права руководителей научных учреждений при установлении размеров должностных окладов; введения международно признанных окладов; внедрения международных

В рамках НАН Украины также нужно сохранить уже устоявшуюся процедуру подготовки и защиты диссертационных работ, установить научные академические степени и звания доктора наук и профессора, не допустить необоснованного увеличения финансирования отдельных подразделений и учреждений и содержания отдельных оплачиваемых руководящих должностей, оптимизировать накладные расходы, связанные с содержанием аппарата как в президиуме, так и в научных учреждениях, сократить расходы на содержание автотранспорта для руководства и т.п.

Эффективность, экономию расходов и прозрачность распределения средств может обеспечить перевод учреждений академии на централизованное обслуживание в хозяйственных, финансовых, кадровых и ИТ-вопросах с одновременной оптимизацией работы многочисленных информационных систем и сайтов.

Укрепление кадрового потенциала

Одним из важнейших стратегических направлений является укрепление кадрового потенциала НАН Украины, развитие ее ведущих научных школ, привлечение в академию талантливой молодежи.

Следует создать привлекательные условия для того, чтобы молодежь закреплялась в системе НАН Украины, чтобы делать научную карьеру в академии и одновременно укреплять ее было выгоднее, чем работать за границей или в коммерческих структурах.

Информационная поддержка, международная интеграция и оценка деятельности НАН Украины

Важным аспектом является информирование общества о деятельности НАН Украины. Нужен мощный информационный интерактивный медиа-канал для обнародования мнения академии по актуальным проблемам общественного развития.

Целесообразно начать под эгидой НАН Украины регулярный международный форум для обсуждения научных проблем и трендов, пропаганды отечественных инновационных достижений и привлечения инвестиций. Возможно, следует осуществить это на базе ежегодного общего собрания НАН Украины, превратив его таким образом из мероприятия "для собственного потребления" в мероприятие, интересное отечественному и мировому сообществу.

Академии следует использовать широкие возможности международной интеграции, разработать и реализовать программу сотрудничества с мировым научным сообществом на взаимовыгодной основе.

Известно, что ученые НАН Украины причастны к научным открытиям мирового уровня, являются соавторами высокорейтинговых международных исследовательских проектов, публикаций и мероприятий. Поэтому голос академии должен быть услышан в проведении государством реформ научной сферы.

Нужно обеспечить оценку эффективности исследований, вместе с тем не подменяя рациональную организацию бюрократией, а науку - наукометрией. Поэтому следует добиваться усовершенствования законодательства и требований МОН Украины по аттестации и рейтингованию научных достижений ученых, обеспечив адекватную оценку научных результатов с учетом специфики естественных, общественных и гуманитарных наук и рациональное сочетание отечественной системы оценивания с международным опытом.

* * *

Итак, общая схема реформирования академии, по моему мнению, выглядит так: инвентаризация направлений деятельности, кадров, инфраструктуры, имущества и выработка современной оптимизированной структуры с учетом мировых трендов и задач социально-экономического развития Украины.

Академия должна сделать это сама, не дожидаясь, пока это сделают за нас с далеко не лучшими, как мы сами понимаем, последствиями.

Светлой памяти академик Игорь Юхновский говорил: "Наука должна работать на будущее государства, а не на прошлое академических отчетов". Эта его мысль сегодня звучит как вызов к обновлению Национальной академии наук.

Поэтому наука и современные технологии должны быть драйверами экономического подъема нашего государства, а модернизированная академия - стать некой НАНУ-технологией для устойчивого инновационного развития всей страны, тем шевченковским "апостолом правды и науки", который выведет Украину на путь процветания и позволит ей занять надлежащее место среди экономически развитых государств.