Кто мешает громадам стать сильнее
Реформа децентрализации, которая стартовала в 2014 году, дала толчок развитию громад. Они получили больше полномочий, ресурсы и государственную поддержку, смогли решить многие локальные проблемы, улучшить качество жизни людей в городах и селах. Однако этого уже недостаточно для развития.
Вызовы для общества
Результаты реформы децентрализации стали ощутимы сразу.
За первые два года некоторые ОТГ собрали на 122% больше налогов, чем до объединения, и начали инвестировать в развитие. На инфраструктурные проекты они направили на 46-569% больше средств, чем до старта реформы (данные VoxUkraine). Расходы на бюрократические процедуры сократились на 12%. Работа стала более эффективной.
Большая война существенно повлияла на финансовую состоятельность громад: около 70% из них получают финансирование из центрального бюджета. Как это работает – видно в бюджете -2026, проект которого утвердил Кабмин. В нем есть несколько важных изменений.
Например, 4% НДФЛ планируют зачислять в госбюджет, хотя ранее они направлялись в сельские, поселковые и городские территориальные общины. Как результат в 2026 году местные бюджеты получат на 15,2 млрд грн меньше.
Громады теряют еще один важный источник доходов: НДФЛ с зарплат военнослужащих и правоохранителей пойдет в спецфонд госбюджета. Объем образовательной субвенции, несмотря на высокий уровень инфляции, предлагают оставить на уровне 2025 года. То же касается финансирования программ сопровождения ветеранов и демобилизованных, а на дороги местного значения средства вообще не предусмотрены.
Постоянные изменения в бюджетном и налоговом кодексах, отсутствие четких механизмов среднесрочного планирования затрудняют реализацию инвестиционных и других проектов. Государственные субвенции поступают с опозданием, часто не покрывают реальных потребностей, поэтому громады вынуждены выживать.
Исследование Университета Григория Сковороды свидетельствует, что местные власти не могут эффективно планировать бюджеты без стабильной нормативной базы, а законодательные изменения часто не согласуются с реальными циклами бюджетного процесса.
Несмотря на реформу децентрализации, основные решения по распределению средств, инвестиций в местные инфраструктурные проекты и меры безопасности принимаются в области или Киеве. Например, громада Килии не раз инициировала проекты по модернизации местного водопровода, но процесс согласования с областными структурами затягивался на месяцы. В таких условиях сложно оперативно реагировать даже на аварийные ситуации.
Задержки субвенций на образование и медицину создают большие проблемы: учреждения временно закрывают, а ремонты откладывают. Громада вынуждена искать альтернативные источники финансирования: обращаться к благотворительным фондам, иностранным и местным донорам, местному бизнесу. Однако эти источники не могут решить все проблемы, потому что они преимущественно нестабильны.
На этом фоне количество вызовов для общин – аварийные трубопроводы, подтопления, нехватка техники – увеличивается. Ресурсы для решения этих проблем нужны уже сейчас. Летом в Килии произошло несколько серьезных аварий на городском водопроводе, в результате которых давление в системе на некоторое время снижалось. Громаде удалось решить эту проблему и восстановить нормальную подачу воды, хотя это было непросто.
Местные администрации страдают из-за эмоционального истощения специалистов и нехватки кадров. Особенно это ощущается в коммунальной сфере, образовании и медицине. Молодежь выезжает, в частности за границу, общины стареют. Добавились военные риски. Из-за регулярных атак дронов и перебоев с электроэнергией громады работают в режиме кризисного управления. Когда ситуация улучшится – не известно.
Что нужно сделать
Местные общины можно усилить уже сейчас. На законодательном уровне нужно утвердить инвестиционный механизм для их восстановления. Модель, которая даст местным органам власти больше прав и самостоятельности, позволит привлекать средства на создание рабочих мест, модернизацию инфраструктуры и поддержку бизнеса.
Речь идет не столько о финансировании, сколько об инструменте экономического самоутверждения и шансе перейти от режима выживания к развитию. Громады – это не периферия государства, это его сердце. Инвестировать в локальные проекты нужно даже несмотря на войну. В Килии реализован ряд инициатив: отремонтированы здания ЦНАПа, местных школ, проложены тротуары, покупается техника для коммунального предприятия.
Для воплощения в жизнь этих проектов нужен "длинный горизонт" планирования. Если громада имеет доступ к ресурсам и четкий механизм их использования, она может планировать не на месяц, а на годы вперед. Новый инвестиционный механизм для восстановления громад – это выход. Для этого государство должно создать все необходимые условия на законодательном уровне и следить за выполнением норм и правил.
Государство должно изменить отношение к местным администрациям. Громады должны превратиться из просителей в равноправных участников экономического процесса, а государство должно слышать громады и не диктовать им свои условия. Законодательство должно создавать границы, а не ограничения. Мы не должны надеяться на милость из Киева или из Одессы, потому что имеем право на ресурсы, на голос, на влияние. Мы в Килии показываем, что громада способна действовать эффективно, если ей не мешают.
Новый законодательный инвестиционный механизм должен помочь громадам стать самостоятельными: без посторонней помощи привлекать средства, планировать развитие и отчитываться перед людьми, а не согласовывать каждый шаг с министерствами. Необходимо доверие через прозрачность, понятные процедуры, быстрое реагирование на проблемы.
В Польше местные администрации (гмины) давно стали основой для развития страны. Государство решает вопросы национального масштаба: реформирует полицию, системы здравоохранения или соцстрахования, а развитием регионов занимаются общины. Министерства экономики или внутренних дел не участвуют в этом процессе.
На этом фоне целесообразно создать национальную платформу для обмена опытом между громадами, чтобы Килия, Мукачево и Ладыжин делились опытом и рабочими решениями, а не соревновались за внимание министерств. Это неплохо работает в Польше. Например, несколько гмин объединились и создали станцию очистки воды Ekowik. Вода там лучшая в Польше – местных жителей призывают пить ее из - под крана.
Партнерство с бизнесом – основа экономической силы общества. Бизнес – не донор, а союзник. Успешная община должна создать условия для совместного роста. Община должна стать инициатором совместных инвестиционных проектов: предлагать земельные участки для размещения предприятий, развивать инфраструктуру и логистику.
Бизнес должен реализовывать проекты, создавать рабочие места и платить налоги. Это уже работает. В Килии реализованы несколько проектов в партнерстве с бизнесом: обустроены детские площадки, отремонтированы школы и больницы, поддержаны фермеры. У каждой громады должна быть честная и прозрачная коммуникация с людьми.
В Килии регулярно публикуют отчеты о выполненных работах, планах и вызовах, честно рассказывают о проблемах с водопроводом, нехватке техники и задержках субвенции. Людям важно объяснять, почему определенные проекты не реализованы. Это часть стиля управления. Громада видит не только результаты, но и процесс, что формирует доверие.
Сильная община – это не только о дорогах или освещении. Это о способности выстоять, объединиться и действовать, даже когда государство не всегда рядом. Мы это делаем каждый день и призываем других присоединяться к борьбе за настоящую местную силу.