Українська правда

Как законодательство сдерживает реформу приватизации

- 11 декабря, 17:30

Даже во время войны. Ждать "лучших времен" – не выход, ведь украинская экономика должна сегодня стать максимально эффективной, как никогда. А еще должны минимизировать возможности для неправомерного влияния на значительный экономический сектор, что резонирует на всю систему отношений в государстве. К тому же статистика свидетельствует, что приватизация имеет значительные финансовые показатели и сегодня: спрос, довоенный уровень конкуренции и рыночные цены, растущие в ходе торгов.

В отличие от всех западных экономик мира и даже большинства стран Восточной Европы, в Украине в полной государственной и коммунальной собственности до сих пор остаются тысячи активов: от заводов экономических гигантов на грани банкротства, государственных компаний-монополий и финансовых учреждений до сотен тысяч объектов недвижимости, санаториев, стадионов, недостроев.

Чем дольше мы будем откладывать решительный шаг к разгосударствлению и полноценному переходу на условия рыночной экономики, – тем дольше будем находиться в замкнутом круге накопления долгов, рисков и скандалов.

Так, в Украине (согласно данным Политики государственной собственности), по состоянию на 1 января 2024 года насчитывается 2995 государственных предприятий, из которых 30% (896 субъектов) осуществляют хозяйственную деятельность, 57% (1713) ее не осуществляют и 13% (386) не предоставляют информацию о своей деятельности.

В течение 2023 года кредиторская задолженность субъектов хозяйствования государственного сектора экономики выросла с 881,3 млрд грн до 1,013 трлн грн.

Что сделать для качественного перехода

Необходимо провести триаж государственных компаний и разделить их на категории, из которых:

  1. Большую часть государственных компаний приватизировать, тем самым привлекая средства в бюджеты, а объекты передать для их дальнейшего развития украинским и международным предпринимателям. Именно частный бизнес имеет ресурс вкладывать реальные средства в объект, проводить его модернизацию, погасить многолетние долги, наконец выплатить людям зарплаты, которые не платились.
  2. Часть госкомпаний, по которым кроме долгов не осталось ничего и приватизация которых не успешна или бесперспективна – ликвидировать, не жалея.
  3. Относительно крупных госкомпаний, осуществляющих важную социальную или стратегическую функцию – оставить государственную долю, в частности с контрольным пакетом акций, а на миноритарную долю – привлечь стратегических инвесторов, которые будут воплощать лучшие практики и смогут дать новую жизнь этим компаниям.
  4. Наконец, отдельно определенный перечень критических предприятий, в частности оборонной сферы, оставить пока под запретом приватизации, как минимум до окончания периода военного положения.

По сути, давно нужно решиться на свою "шоковую терапию", как это в свое время сделала Польша в виде Плана Бальцеровича.

Как польский опыт "шоковой терапии" поможет Украине

Украине, которая ищет путь к быстрому восстановлению и экономическому росту, стоит вспомнить польский опыт – "шоковую терапию", или План Бальцеровича, 1990 года. Это была радикальная программа молниеносного перехода от плановой к рыночной экономике. Главный секрет ее успеха заключался в скорости и бескомпромиссности действий:

  1. Бліц-приватизація. За два года в корпоративный сектор перешло 45% промышленности. Государство не растягивало процесс, а решительно переводило активы в частный сектор.
  2. "Живые" деньги. Продажа происходила исключительно за наличные на открытых аукционах, которые транслировались по телевидению. В отличие от ваучерных схем в соседних странах, Польша сразу требовала реального капитала.
  3. Ликвидация неэффективности. Государство прекратило поддерживать неэффективные предприятия, отменив льготные займы и дотации. Это позволило неэффективным предприятиям банкротиться, очищая рынок.
  4. Магнит для инвесторов. Были немедленно отменены все ограничения на иностранный капитал, введены налоговые льготы и созданы специальные экономические зоны. Целью было не просто продать, а привлечь стратегические инвестиции и технологии.

На первый взгляд, впереди у украинских политиков, экономистов и финансистов немало работы для создания и реализации украинского варианта Плана Бальцеровича. Вместе с тем многое уже сделано, а именно:

  • Правительством утверждена современная дорожная карта реформы – Политику государственной собственности. Согласно документу доля государственного сектора в структуре экономики Украины подлежит уменьшению в соответствии с целями Плана Украины, разработанного с целью реализации инициативы ЕС Ukraine Facility, введенной Регламентом (ЕС) Европейского Парламента и Совета ( ЕС) (речь идет о разделах II-IV Политики).
  • Современная и прозрачная инфраструктура электронных аукционов "Прозорро.Продажи", применяемых при приватизации. Они проходят онлайн и любой может просматривать ход торгов в режиме реального времени, или присоединиться к соревнованию за лот. Не нужно знать "правильных" людей, чтобы принять участие в покупке заинтересовавшего объекта, а общественность имеет полную и открытую информацию о ходе торгов и победителе.
  • Ваучеров давно не существует, продажа возможна только за живые средства в безналичном виде, которые перечисляются победителем аукциона на бюджетный (казначейский) счет.
  • Юридические гарантии защиты покупателя приватизации, что объект не заберут обратно по политическим, юридическим или иным причинам ("статус добросовестного приобретателя" согласно Гражданскому кодексу).
  • Возможность платить за объект приватизации кредитными (привлеченными) средствами.
  • Иностранные компании и инвесторы имеют право беспрепятственно участвовать в приватизации (в частности, заходя своим юридическим лицом, без необходимости получения украинского налогового номера), а также имеют право заложить в договор решение споров в международном арбитраже.

Главные препятствия для эффективной экономики в разрезе приватизации и не только

Огромное количество запретов на приватизацию во всех возможных сферах. Настоящим рудиментом для экономического восстановления остается не столько отсутствие инвесторов, сколько институциональный блокадный список запретов на приватизацию. Проблема носит системный характер и охватывает несколько ключевых сфер.

Под юридическим щитом запретов на приватизацию находятся не только практически все крупные государственные компании и монополии, но и тысячи объектов, которые годами не используются – в частности, речь идет о зданиях на балансах образовательных, медицинских и научных учреждений.

Некоторые из них могут десятилетиями разрушаться, не выполняя своих функций, или же использоваться в серую, но их продажа и даже аренда на прозрачных началах, категорически запрещены законом.

Отсутствует юридический механизм частичной приватизации, заблокирована вариативность продаж. По сути, действующим законодательством не предусмотрен четкий механизм частичной приватизации стратегических компаний. Это делает невозможным привлечение миноритарного стратегического инвестора, который мог бы купить долю и обеспечить необходимую модернизацию компании без полной потери государственного контроля.

Кроме того, приватизация крупных проблемных объектов ограничена из-за заблокированной вариативности аукционов – нет возможности использовать аукционы с понижением цены или голландские аукционы, необходимые для продажи непопулярных активов.

Мораторий на взыскание имущества государственных предприятий. Наконец, наиболее разрушительный фактор – это множество мораториев, действующих в отношении государственных компаний, в частности на взыскание имущества государственных предприятий.

Когда госкомпания не выполняет обязательства перед частным бизнесом, не платит по выполненным контрактам, судебное решение остается пустым звуком, поскольку взыскание на ее имущество запрещено законом. Это создает огромное искажение конкуренции, противоречит европейским нормам и, по оценкам экспертов, лишь ухудшает финансовое положение самих госкомпаний.

Проблема с подготовкой объектов к приватизации. Почти каждая международная организация, занимающаяся вопросами экономики, потенциальный инвестор или эксперт скажет о проблеме с подготовкой крупных проблемных объектов к приватизации и проведением полного due diligence (детальная независимая проверка компании перед сделкой).

К сожалению, у государства нет ресурса ни финансового, ни операционного для выполнения такого плана задач. Однако искать варианты решения нужно, если мы хотим видеть международных инвесторов развитых стран среди потенциальных покупателей.

При этом, уже есть готовые законопроекты, которые могут существенно улучшить ситуацию и снять хотя бы часть проблем. Это следующие законодательные инициативы, зарегистрированные под номерами:

  • №4020 (для внедрения механизма частичной приватизации);
  • №13620 (для ускорения и либерализации приватизации в целом, разблокирования вариативности аукционов, в частности аукционов со снижением цен);
  • №11139 (для постепенного снятия моратория на взыскание имущества государственных предприятий);
  • №13498 (для стимулирования государственных и коммунальных учреждений по передаче избыточной недвижимости и освобождения их от налогообложения в случае быстрой приватизации).

Принятие этих законопроектов парламентом в совокупности со слаженной и проактивной работой Кабмина и Фонда государственного имущества, могут уже существенно приблизить нас к очерченной цели.

Напоследок, каждая история доказывает – волшебной пилюли не существует. То, что мы, как страна, откладывали десятилетиями, – нужно сделать сегодня ради нашего же будущего.