Как война усложняет доступ к компенсациям
Нашего дома в Торецке больше не существует. Не поврежден, а физически уничтожен до основания. Мы видели это на фото и видео из открытых источников – на месте домов, в которых были квартиры моей семьи, теперь просто кучи строительного мусора.
Мы – часть огромной статистики. В Украине сейчас официально зарегистрировано почти 4,6 миллиона внутренне перемещенных лиц. Когда государство запускало программы "еВідновлення" и "еОселя", мы, как и многие другие, почувствовали надежду и подали заявку. И получили статус "в ожидании".
Причина оказалась простой: для подтверждения полного уничтожения должна выехать комиссия. Но в Торецк она доехать не могла – сначала это была зона активных боевых действий, а теперь – оккупированная территория. Мы оказались в юридической ловушке. И мы в ней не одни.
По состоянию на октябрь 2025 года по программе "еВідновлення" компенсации за поврежденное и уничтоженное жилье получили более 140 тысяч семей, в том числе 114 тысяч – за поврежденное жилье, а более 25 тысяч семей получили жилищные сертификаты на сумму 36,4 млрд грн в качестве компенсации за уничтоженные объекты. Это значительный прогресс, особенно учитывая то, что Украина – одна из немногих стран, которая реализует компенсационные программы во время активной войны.
Однако семьи, чье жилье уничтожено на неподконтрольных территориях, остаются за пределами этого процесса. И это не вопрос недоверия или критики – это вопрос поиска решений. В таких случаях возникает вопрос: можно ли адаптировать механизм к реальным жизненным сценариям?
Закон есть, механизм работает, но не для всех
Принятый в 2023 году закон четко определяет перечень объектов недвижимого имущества, за уничтожение или повреждение которых в результате вооруженной агрессии РФ можно получить компенсацию. Но он не охватывает жилье, уничтоженное до 24 февраля 2022 года, а также не распространяется на объекты, которые на эту дату находились на временно оккупированных территориях (ВОТ).
Анастасия Бурау, руководитель направления адвокации жилищных, имущественных и земельных прав БФ "Право на защиту" отмечает: "Наш Фонд неоднократно подчеркивал необходимость расширения сферы действия компенсационного механизма, и на сегодня существуют соответствующие инициативы, например, законопроект №13136 от 26 марта 2025 года, который ожидает рассмотрения парламентом. Более того, для лиц, чье жилье – даже неповрежденное – осталось на ВОТ, следует разработать и внедрить другие жилищные решения, которые бы обеспечили им возможность получить доступное жилье на подконтрольной правительству Украины территории".
Что же касается уничтоженного имущества на территориях, оккупированных после начала полномасштабного вторжения, для них компенсация пока также недоступна. В таком случае это обусловлено невозможностью проведения обследования соответствующего имущества и фиксации факта его уничтожения, ведь обследовать его, чтобы подтвердить факт разрушения, комиссии специалистов физически невозможно.
Вспомогательным инструментом здесь может стать дистанционное обследование, протестированное более года назад в ходе экспериментального проекта на примере Мелитополя, однако для оккупированных территорий на сегодня такой механизм остается недоступным.
Согласно принятому правительством постановлению от 07 июля 2025 года №815, дистанционное обследование на сегодня предусмотрено только для объектов на территориях активных или возможных боевых действий. Для недвижимого имущества, расположенного на оккупированных территориях, этот инструмент пока не применяется.
Определенным шагом на встречу лицам, которые переместились с ВОТ можно считать утверждение правительством в сентябре 2025 года порядка оказания помощи для решения жилищного вопроса отдельным категориям внутренне перемещенных лиц, проживавших на временно оккупированной территории.
Сфера действия этого механизма также достаточно узкая, однако его утверждение оставляет надежду на то, что в дальнейшем государство будет уделять больше внимания тем, чьи дома остаются в оккупации. Оценить эффективность предложенного решения и перспективы его дальнейшего расширения можно будет после вступления в силу порядка и полноценного запуска соответствующих процедур, что также потребует определенного времени.
"Бесспорно, обеспечение ВПЛ с ВОТ жильем на подконтрольной правительству территории потребует дальнейших усилий со стороны государства, в частности в части привлечения дополнительного финансирования и внедрения необходимых процедур на законодательном уровне для обеспечения надлежащей защиты жилищных прав таких ВПЛ," – отмечает Бурау.
Этот материал подготовлен совместно при содействии БФ "Право на защиту".