Как инициировать введение санкций СНБО: пошаговый алгоритм
Как работает санкционный механизм, когда ты не представитель власти или спецслужб?
Контекст
История, на которой основывается алгоритм, началась с фиксации нанесенного ущерба крупному промышленному предприятию на временно оккупированной территории (ВОТ) Запорожской области. После захода российских военных оно оказалось под прямым давлением оккупационной администрации, ведь клиент отказался от сотрудничества с врагом.
Так, вооруженные подразделения РФ ворвались на территорию завода, изъяли технику и готовую продукцию, проводили незаконные "обыски" у менеджмента, а личного охранника владельца незаконно лишили свободы. С апреля 2022 года клиент фактически потерял контроль над активами, а впоследствии производственные мощности были перерегистрированы в российском реестре и интегрированы в ВПК РФ.
На этапе сбора доказательств стало очевидно, что это не хаотичные действия отдельных подразделений, а системная операция, в которой участвовали несколько российских юридических структур, созданных для легализации захваченного имущества. Ключевую роль, по нашим данным, в ней играл Евгений Балицкий – гауляйтер на ВОТ Запорожье.
Мы добились признания предприятия потерпевшей стороной, организовали проведение экономической экспертизы с оценкой нанесенного ущерба, систематизировали доказательства незаконного завладения имуществом и насильственных действий оккупационных органов. Экспертиза подтвердила убытки в 616 млн грн, которые мы положили в основу гражданского иска к РФ и Балицкому.
Суд рассмотрел собранный массив доказательств и принял решение. Так, Коммунарский районный суд Запорожья назначил Балицкому пожизненное лишение свободы за коллаборационную деятельность, пособничество государству- агрессору и совершенные им военные преступления. Кроме того, суд постановил взыскать с коллаборациониста и РФ 616 млн грн в пользу клиента.
Отмечу, что до приговора дело дошло не сразу. Первым инструментом, который мы использовали, стал санкционный механизм. На этапе, когда предприятие еще находилось под оккупационным контролем, а производственные мощности начали "переводить" в российскую юрисдикцию, было критически важно не допустить дальнейшего легального оборота актива через компании, созданные под нужды оккупационной администрации.
После того, как мы идентифицировали российские юридические лица, задействованные в схеме "изъятия" имущества, собрали документы и подтвердили их связь с Балицким и так называемыми "органами власти" на ВОТ, то подготовили обращение в СБУ. В нем изложили доказательства использования этих компаний как инструмента фактического присвоения украинского актива и обосновали необходимость введения специальных экономических санкций.
Обращение обосновывалось и тем, что по результатам проведенной проверки было установлено, что продукция завода экспортируется оккупантами в зарубежные страны, продукция была найдена даже на территории ЕС. Таким образом, для нас важной целью стало недопущение дальнейшей продажи продукции завода под брендом украинской компании.
После официальной проверки СБУ материалы были переданы на рассмотрение СНБО. 1 мая 2025 года СНБО принял решение о включении этих компаний в санкционный список. Именно санкции ограничили возможность операций с этими структурами и зафиксировали факт незаконного вмешательства в украинский бизнес.
Санкции в полной мере сделали невозможным все попытки оккупантов по выходу на международный рынок с продукцией оккупированного завода.
Этот опыт дал понимание, как работает процедура инициирования санкций. Ниже – полная инструкция, которая должна быть понятна бизнесу, юристам и общественным организациям.
Соберите доказательную базу
Первый и самый важный этап: подготовить фактические данные, подтверждающие основания для санкций. Они применяются в соответствии с законом "О санкциях" при наличии угроз национальной безопасности, содействия агрессии, оккупации, террористической деятельности и т.д.
Необходимо собрать:
- документы о противоправных действиях компании или лица (рейдерское завладение, сотрудничество с оккупантами, финансирование агрессии, производство для российского ВПК и т.д.);
- данные из открытых реестров РФ (ОГРН, ИНН/ИНН, адреса, структура группы);
- материалы СМИ, фото, видео, публичные заявления;
- данные об экономической деятельности, выход на международные рынки;
- любые материалы, свидетельствующие об угрозе украинским интересам.
Чем более структурировано и профессионально оформлен пакет доказательств, тем быстрее реагируют государственные органы.
Подготовьте мотивированное обращение
Обращение должно быть юридически грамотно построено и содержать:
- Описание субъекта, к которому предлагаются санкции (юридическое или физическое лицо).
- Основания применения санкций, в соответствии со ст. 3 закона "О санкциях".
- Конкретные виды санкций, которые предлагается применить.
- Фактические обстоятельства, подтверждающие вышеупомянутое.
- Приложения и доказательные материалы.
Стиль обращения должен быть официальным и максимально четким. В нашем случае оно содержало детальное описание:
- факта силового захвата завода агрессором;
- перечня российских компаний, вовлеченных в незаконную деятельность;
- анализа международных операций, которые создавали угрозу вывода украинского оборудования на российский рынок;
- информацию о лицах, которые сотрудничали с оккупационной администрацией;
- нормативное обоснование применения санкций.
Определите, к кому именно подавать обращение
Согласно ст. 5 закона, субъектами подачи предложений в СНБО являются:
- президент;
- Кабинет министров;
- Верховная Рада;
- Национальный банк;
- Служба безопасности Украины.
Для бизнеса и граждан самый эффективный путь – обращение в Службу безопасности Украины, которая:
- принимает и обрабатывает информацию;
- проводит проверку;
- готовит проект предложения на рассмотрение СНБО.
Именно этот путь мы использовали и он продемонстрировал реальные результаты.
Отправьте обращение и обеспечьте коммуникацию
Обращение подается:
- почтовым отправлением;
- через официальные электронные адреса;
- или через приемную соответствующего органа.
После представления важно:
- получить подтверждение принятия;
- поддерживать коммуникацию с органом;
- при необходимости – предоставлять дополнительные документы.
В нашем случае СБУ подтвердила рассмотрение обращения и провела соответствующую аналитическую работу.
Рассмотрение на заседании СНБО
Решение о применении санкций принимает СНБО, после чего оно:
- вводится в действие указом президента;
- вступает в силу после официального обнародования.
Весной этого года мы добились включения в санкционный список:
- ООО – нового незаконного владельца завода с регистрацией РФ;
- связанных российских юрлиц;
- физических лиц, причастных к деятельности оккупационной администрации.
Это стало важным инструментом защиты интересов законного украинского владельца завода и создало препятствия для незаконной коммерческой деятельности захваченного оккупантами предприятия на международных рынках.
Какие санкции могут быть применены
К компании и лицам могут применяться:
- блокировка активов;
- ограничение торговых операций;
- приостановление выполнения обязательств;
- запрет на участие в госзакупках;
- запрет передачи технологий;
- полный или частичный запрет сделок и транзакций;
- другие меры, определенные ст. 4 закона "О санкциях".
Комплекс санкций обычно формируется под конкретный кейс и позволяет эффективно заблокировать деятельность субъектов, представляющих угрозу.
Заключение
Опыт этого дела убедил: механизм санкций не является закрытой или сугубо политической процедурой. Он открыт для граждан, бизнеса и любой стороны, готовой профессионально задокументировать нарушения и настойчиво отстаивать собственные интересы. Государство реагирует тогда, когда обращение подготовлено профессионально, когда факты подтверждены доказательствами, а юридическая позиция выстроена четко и без эмоциональных обобщений.
Санкции СНБО – не декларация, а реальный инструмент, который способен остановить незаконные действия оккупационных структур и зафиксировать их ответственность на уровне национальной безопасности. В нашем случае именно санкционный этап стал тем рубежом, который позволил перехватить инициативу и создать фундамент для дальнейшего уголовного производства.
Как адвокат убежден: правильно подготовленная, юридически выверенная инициатива имеет реальный шанс быть рассмотренной и поддержанной государством. А каждый такой кейс усиливает способность Украины защищать бизнес, граждан и экономику даже в самые темные времена российской агрессии.
Вместе с тем, не следует упускать и другую деталь – обратную сторону медали. Санкции могут быть использованы и в совершенно других целях. Как инструмент давления или манипуляции на бизнес и, к сожалению, в Украине такие случаи нередки. Но это уже совсем другая история.
