Dyson для ВСУ: почему не работает криминализация контрабанды?
Суд передал на нужды ВСУ 309 контрабандных стайлеров Dyson. Воинская часть такое имущество не может записать себе на баланс, а фены так и останутся пока кто-то их успешно не реализует.
В августе 2023 года Верховная Рада вернула уголовную ответственность за товарную контрабанду. До этого за это можно было получить разве что штраф. Общественность ожидала масштабных и громких задержаний, уничтожения организованных схем. Однако за почти два года мы получили лишь 14 приговоров, в одном из которых суд решил, что фены в армии первоочередная необходимость.
Ни одного приговора, который бы стал прецедентом для системной очистки таможни или хотя бы разоблачением организованной контрабанды на миллионы долларов. Однако даже к этим решениям есть вопросы.
С чего все началось?
Закон № 3513–IX должен был прекратить схемы незаконного перемещения товаров и увеличить доходы государственного бюджета.
Авторы этой инициативы видели и чисто процессуальную проблематику, ведь в рамках административного производства не реально доказать отдельные элементы состава правонарушения. Банально из-за отсутствия достаточных полномочий документирования и доказывания обстоятельств совершенного правонарушения. Ну и соответственно более длительные сроки досудебного расследования, чтобы иметь время на поиск доказательств.
Законодатели вероятно ожидали, что имея такой набор инструментов, в том числе проводить негласные следственные и розыскные действия, для противодействия контрабанде поможет отчаянной борьбе, которая должна была начаться сразу со вступлением в силу закона о криминализации контрабанды.
Сухая статистика
За первое полугодие 2025 года результатов по криминализации контрабанды настолько мало, что анализировать эффективность выполнения закона почти не приходится.
В течение 2024 года – января - июня 2025 года вынесено только 14 приговоров по контрабанде:
- контрабанда товаров (ст. 201-3 Уголовного кодекса) – 6 приговоров, из них в 4 случаях заключено соглашение;
- контрабанда подакцизных товаров (ст. 201-4 УКУ) – 8 приговоров, из них, в 6 случаях заключено соглашение.
К этой статистике добавляем отсутствие задержаний масштабной контрабанды, резонансных дел по организованной контрабанде и приговоров. В чем же дело?
Коллективная безответственность
Несмотря на то, что к контрабанде могут быть привлечены десятки лиц с четким распределением обязанностей, правоохранители почему-то упорно квалифицируют организованную контрабанду как неквалифицированную.
В неквалифицированной контрабанде, в отличие от организованной, мягкие наказания, легче пойти на сделку со следствием, а организаторов схемы почти нереально привлечь к ответственности. Правоохранителям даже не нужно искать настоящих организаторов или цепочку контрабанды. Поэтому в 10 из 14 приговоров подсудимые шли на сделку.
В большинстве дел прослеживается тенденция, когда в приговорах судов фактическая часть почти дублирует содержание обвинительного акта и соглашения о признании виновности. Это может указывать на формальный подход к анализу обстоятельств дела, где уже есть соглашение со следствием.
В частности, в проанализированных случаях возникают вопросы о надлежащем соблюдении принципов всесторонности, полноты и объективности исследования доказательств. В приговорах не всегда прослеживается самостоятельная оценка судом собранных материалов, а также аргументированное обоснование выводов о правовой квалификации действий обвиняемого.
Это бесспорно может влиять на доверие к судебной системе и восприятие беспристрастного и независимого судебного процесса.
Кроме того, в приговорах часто прослеживается тенденция к "неустановленным лицам". Что также существенно влияет на судебные решения об организованной контрабанде. И в этих случаях не понятно имело ли следствие информацию об этих лицах или нет и почему?
Так, в апреле 2025 года Владимир-Волынский городской суд Волынской области рассмотрел дело контрабанды бытовой техники на сумму 8 млн грн. Обвиняемый разработал план для нелегального завоза бытовой техники, к которому привлек более 40 человек. Каждый из участников имел собственную роль, функцию и действовал по плану. Однако ни прокуроры, ни судьи не обратили внимание, что обвиняемому инкриминируют неквалифицированную контрабанду.
Как ни странно, в этом же суде снова не увидели признаков организованной преступности, где подсудимая привлекла более 50 участников. Схема с контрабандой шин на сумму 8 млн грн приносила постоянные прибыли всем участникам схемы. Те, к слову, систематически получали от подсудимой "зарплату" за незаконные действия. Конфискацию применили только к шинам на сумму 100 тыс. грн. Однако к этому вернемся позже.
В 2024 году Глыбокский районный суд Черновицкой области осудил трех перевозчиков по факту контрабанды табачных изделий. Фуры с сигаретами проходили пункт пропуска через границу как пустые, а возвращались в Украину с горючим. Несмотря на масштабность схемы и характер организованной преступной деятельности, осудили только водителей – им назначен штраф. А в отношении организатора материалы выделили в отдельное производство, но привлечь его к ответственности теперь будет трудно, ведь приговоры в отношении водителей теперь являются преюдициальным фактом – можно сослаться на то, что действующим приговором не установлены признаки организованности.
Не обошлось и без дела о контрабанде сигарет. Подсудимый пытался провезти 55 коробок с угольными фильтрами для сигарет. В каждой коробке около 6 тыс. фильтров стоимостью более 15 млн грн. Для этого он обустроил специальное хранилище в грузовом отсеке авто. Несмотря на то, что это признак систематичности таких рейдов, следователи даже не исследовали были ли подобные случаи еще. В результате – фильтры конфисковали и уничтожили, подсудимый обошелся возмещением на 200 тыс. грн.
Очевидно, что сами фильтры ввозить нет смысла. Разве что он планировал скрутить 6 тыс. самокруток. Скорее всего такая контрабанда является частью нелегального табачного бизнеса.
По словам депутата Даниила Гетманцева потери от нелегального табака достигают миллиардов гривен. Но почему-то не видно, чтобы правоохранители пытались проследить цепочку дальше – кому эти фильтры везлись, что вывело бы их на собственное производство и, вероятно, значительно большую сеть преступников.
Что не так с судебными решениями
Практика распоряжения предметами товарной контрабанды является, мягко говоря, неоднозначной. Здесь не обошлось без передачи контрабанды на нужды ВСУ.
Так, в двух судебных решениях военным передали Apple iPad и стайлеры Dyson. При том, что в воинских частях имущество оприходуется в соответствии со штатами имущества. И такие товарно- материальные ценности не предусмотрены для использования в ВСУ. То есть на баланс их взять нельзя, и оно "зависает в воздухе".
Судебные решения вызывают вопросы и тогда, когда речь идет о конфискации. Например, в двух идентичных кейсах, однако с гражданами разных стран судьи решили совершенно по разному применить эту меру.
Дело первое. Гражданин Молдовы перевез под видом гуманитарной помощи 22 автомобиля для благотворительных фондов на сумму 2 млн грн. Фонды были фиктивными, а машины переписывали на подставных лиц. Те же в свою очередь продавали авто как свое. Следователи традиционно не нашли соучастников схемы.
Зато суд назначил обвиняемому три года условно и конфискацию автомобилей на нужды ВСУ. К слову, машин на территории Украины уже нет. Как исполнительная служба будет искать авто и изымать их у граждан, которые не знали об этой схеме, а просто приобрели машину – вопрос открытый.
Дело второе. Уже украинец под видом гуманитарной помощи перевез в Украину 16 авто, сумма которых тоже около 2 млн грн. На этот раз руководительницей фиктивного благотворительного фонда была сожительница подсудимого. Схема похожа на предыдущую. Однако в этом случае суд решил, что будет достаточно обойтись тремя годами условно, без конфискации. Ведь машины купить добросовестные граждане, которые не знали о схеме.
Еще один случай, когда суд почему-то проигнорировал конфискацию произошел в Киеве. Соломенский суд решил вернуть обвиняемому MERCEDES-BENZ, который он нелегально ввез. Конечно после того, как подсудимый пошел на сделку со следствием. Как следствие, нарушителя даже не оштрафовали.
Из этого можно вычленить еще одну проблему – легализацию контрабанды. Так, подсудимый, который незаконно ввез около 200 айфонов на сумму около 10 млн грн по решению суда получил их обратно, выплатив 200 тыс. грн.
Судья отказал в конфискации, мотивируя это тем, что "в случае применения специальной конфискации в данном уголовном производстве не будет соблюдено справедливое равновесие между требованиями общего интереса и защиты фундаментальных прав лиц и будет носить для обвиняемого чрезмерное индивидуальное бремя". Поэтому айфоны очевидно вернулись к владельцу. В количестве 160 штук.
Вместо послесловия
Вряд ли вам стоит писать выводы о том заработала ли криминализация контрабанды. Но не стоит впадать в уныние. Только три шага могут существенно улучшить ситуацию.
Первый – создать адаптивную модель мониторинга уголовных производств и результатов их расследования и судебного рассмотрения по нескольким параметрам; обнародовать результаты мониторинга с определенной периодичностью или внедрить дашборд.
Второй – инициировать межведомственное совещание по проблемным вопросам правоприменения, в частности, толкование повторности и значительного размера контрабанды
Третий – провести встречи с бизнесом, в частности, с отраслевыми объединениями, представляющими наиболее налогоемкие отрасли (бытовая электроника, подакцизные товары и т.д.), чтобы получить информацию и реагировать на масштабные контрабандные схемы.
Конечно, подобные изменения не могут проходить без публичных обсуждений с бизнесом. Особенно с добропорядочными отраслевыми объединениями, которые платят больше всего налогов. Эти же белые плательщики могут помочь вытащить теневые схемы для справедливого рынка. Честные игроки не должны терять прибыли из-за демпинга теневого рынка.
Соавтор: эксперт по таможенному делу ОО "Технологии прогресса" Андрей Саварец.
Публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Ее содержание является исключительной ответственностью IAA и ОО "Технологии Прогресса" и не обязательно отражает позицию Европейского Союза.
