Украинская правда

Дорого, непрозрачно и по старым лекалам

Как постсоветская система сдерживает более дешевое и качественное строительство, и что мы можем изменить, переняв опыт Польши?

Более 346 мостов в Украине были разрушены или повреждены после начала полномасштабного вторжения. Средний возраст оставшихся - 60 лет. Программа восстановления идет, мосты строятся. Но ключевой вопрос: насколько эффективно?

Исследование стоимости, технологий и нормативной базы показало, что в Украине мосты дороже, иногда вдвое-втрое, чем аналогичные или более сложные в Польше или Венгрии, а большинство решений принимаются закрыто, без анализа альтернатив.

Мост на 100 метров - за 660 млн грн. Это нормально?

В 2023 году в Черниговской области открыли новый мост через реку Десна. Его длина - 600 м, финальная стоимость - согласно экспертному отчету составляет 5,8 млрд грн (по курсу на момент строительства 148 млн евро). Это - более 500 тыс. грн (12 тыс. евро) за квадратный метр.

Для сравнения, в Польше, в городе Краков, построили более широкий мост через реку Висла длиной 700 м и дополнительно 4,5 км подъездной дороги, за 123 млн евро (то есть менее 5 тыс. евро за метр). Это не просто дешевле - более чем вдвое экономнее (с учетом подъездной дороги на 4,5 км).

Еще один пример - мост через реку Ирпень возле села Романовка, длиной 100 метров. Первоначальный бюджет - 100 млн грн. После утверждения проекта и экспертного отчета - уже 664 млн грн (17 млн евро по курсу на время строительства). При этом - без тендера, без велодорожек, без альтернатив.

Для сравнения в Венгрии мост через реку Тиса (возле Ниредьхазы) длиной 200 м построили за примерно такие же деньги. А в Польше мост длиной 100 м через Вислок в Подкарпатском воеводстве стоил втрое дешевле украинского аналога.

Почему украинские мосты такие дорогие?

Все сводится к пяти главным причинам.

Первая - тотальная закрытость. В 2022-2023 годах более 50% мостов строились без открытых тендеров. Большинство технико-экономических обоснований (ТЭО) не публиковались. Остальные мосты проходили через тендер с одним участником. Выбор проектов - без общественных слушаний, даже без формального анализа вариантов.

Вторая причина - устаревшие подходы к проектированию. Все мосты с баланса областных агентств автоматически относят к самому высокому классу последствий СС3, что требует на 20-30% больше бетона, металла и более толстых опор - даже если это переправа через маленькую речку в селе.

Третья - гипотетическая будущая нагрузка. Проекты ориентируются на прогноз: +4% автотрафика ежегодно. Например, сегодня по мосту проезжает 18 тыс. авто в сутки, а через 10 лет станет почти 27 тыс. Но нет дифференциации между мостом в глубинке и транзитным маршрутом. В итоге - завышение параметров без реальной необходимости.

Четвертая - распыленная ответственность. Проект, строительство, технадзор, экспертиза - все разбито на десятки отдельных договоров. Инженеры не имеют стимула оптимизировать решения. Бюджет растет, а качество - не обязательно.

И пятая причина - устаревшая нормативная среда. Самая глубокая проблема - постсоветская система ГСНов, которая де-факто запрещает применять современные европейские стандарты (Еврокоды) без адаптации. Даже иностранные компании не могут проектировать без украинского сертификата, а сертификацию осуществляют недемократические "гильдии" с наследием УССР.

Как строят соседи

Польша:

  • Единая национальная база мостов, с данными о состоянии, ремонтах, рисках.
  • Участие общин - обязательно. Без ТЭО и обсуждений - денег не дадут.
  • Программа "Мосты для регионов": государство дает 80% средств, громада - 20%, имеет голос в виде (велодорожки, пешеходные полосы, приоритет транспорта).
  • Использование новых материалов: композитов, сборного бетона, технологий из ЕС.
  • Подрядчик часто выполняет сразу проект и строительство, с ответственностью за эксплуатацию.

Украина:

  • Единая база мостов (АЕСУМ) не заполнена даже наполовину, четверть мостов в критическом состоянии.
  • Громады не имеют полномочий и доступа к принятию решений.
  • Все мосты - за государственный счет, громады - только зрители.
  • Материалы - часто традиционные, без стимула к инновациям.
  • Проектирование и строительство разделены, ответственность размыта.

"СНиПы" до сих пор живы - и это наша беда

После распада СССР Украина сохранила нормативную систему, унифицированную на всю советскую территорию: одни и те же стандарты - для Туркменистана, Таджикистана, Якутии и Киева. Эти СНиПы (ныне их потомки - ДБНы) препятствуют:

  • свободному выбору современных материалов и технологических решений, потому что выбор требует открытой конкуренции, доказательств, испытаний и страхования;
  • привлечению специалистов из ЕС, потому что им нужен украинский сертификат и перенастройка на украинские нормы;
  • обмену программным обеспечением, потому что большинство проектировщиков до сих пор работают в 2D, а не в BIM-моделях;
  • страхованию ответственности, потому что в Украине нет рынка страхования инженерных решений, как в Польше или большинстве стран ЕС. Украина до сих пор работает по директивным нормативам, в отличие от европейских параметрических, которые расширяют возможности выбора эффективных решений.

Проектировщики вынуждены перестраховываться: в случае проблем - максимум потеряют сертификат (и то редко). В Польше - заплатят из собственного страхования.

Что делать? Шесть шагов к реформе

  1. Отменить обязательный класс СС3 для всех мостов госзаказа - делать это обоснованно, по сложности и риску.
  2. Внедрить открытые ТЭО и общественные обсуждения. Без этого - никаких средств.
  3. Интегрировать еврокоды в украинскую нормативную базу и позволить работать по ним напрямую, без "адаптации".
  4. Позволить проектантам из ЕС работать в Украине без получения дополнительного сертификата, ввести страхование профессиональной ответственности, реформировать систему высшего образования в области строительной инженерии.
  5. Развивать программу софинансирования с громадами, предоставив им полномочия влиять на вид, приоритеты и транспортные функции мостов.
  6. Публиковать все контракты, принципиальные чертежи, сметы в системе Prozorro или DREAM. Это - стандарт доверия к власти в условиях войны.
Строительство моста в Черниговской области, 2023 год, за почти 6 млрд грн.
Строительство моста в Черниговской области, 2023 год, за почти 6 млрд грн.

Мосты - не только инженерия. Это - тест на реформу

Строительство мостов - идеальный "лакмус": здесь сталкиваются деньги, инженерия, управление, доверие. Пока мы строим мосты без конкуренции и с советскими чертежами - ни одно "восстановление" не будет европейским.

Пора выйти из постсоветского круга и строить мосты - во всех смыслах этого слова - в Европу. Потому что наши соседи это уже сделали. А мы - до сих пор нет.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
строительство недвижимость тендеры