Ми-8 как экономический актив
В августе 2025 года украинская авиационная отрасль оказалась на грани потери одного из своих наиболее прибыльных сегментов. Бывшее руководство Госавиаслужбы передало сопровождение ремонтной документации вертолетов Ми-8 компании с российскими связями, создав угрозу национальной безопасности, технологическому суверенитету и обороноспособности Украины.
Сейчас проходит проверка санкционной комиссией – по имеющейся информации, есть признаки российского следа. После решения комиссии Государственная авиационная служба примет окончательное решение об оставлении всей цепи сопровождения в Украине.
Угроза
Февраль 2022 года стал точкой отсчета для новой реальности украинской экономики. Но даже в самых тяжелых условиях полномасштабной войны отечественный авиационный сектор продолжал работать и зарабатывать валюту для государства.
Украинские вертолеты Ми-8 работают в составе международных миссий ООН в Африке, выполняют коммерческие контракты в разных регионах мира. Каждый час работы украинского борта за рубежом – это валютные поступления, налоги в бюджет, рабочие места и зарплаты для отечественных специалистов.
Решение предыдущего руководства Госавиаслужбы передать сопровождение ремонтной документации иностранной компании с российскими связями создало угрозу национальной безопасности Украины. Передача функций надзора за техническим обслуживанием зарубежной структуре означает утечку критической технической информации о конструкции, эксплуатационных характеристиках и уязвимости украинских вертолетов.
Не менее опасной является экономическая составляющая этого решения. Под угрозой оказались международные контракты на обслуживание гуманитарных миссий, от которых около 40% валютной выручки возвращается в Украину, а также – 10 тысяч рабочих мест в отечественной авиационной отрасли.
Это высококвалифицированные специалисты с уникальными компетенциями. Инженер по обслуживанию авиационных двигателей – это не профессия, которую можно освоить за несколько месяцев. Это годы обучения, практики, сертификации. Это опыт, который накапливался десятилетиями.
Когда мы говорим об угрозе отрасли, мы говорим об угрозе для этих людей и их семей. Если украинские предприятия потеряют возможность обслуживать Ми-8, часть этих специалистов останется без работы. Кто-то переедет за границу, кто-то сменит профессию. И когда через несколько лет возникнет необходимость восстановить отрасль, этих людей уже не будет. Компетенции будут утрачены навсегда.
Это не просто экономические потери. Это потеря части технологического суверенитета Украины.
Передача обслуживания за границу запустила бы механизм постепенной потери компетенций. Украинские предприятия, которые десятилетиями нарабатывали экспертизу в обслуживании Ми-8, потеряли бы заказы. Их специалисты остались бы без работы. Конструкторские бюро лишились бы практического опыта. Производственные мощности простаивали бы. Это не разовая операция – это начало системной деградации отрасли. Но этого не произошло.
Международные миссии ООН
Украинские операторы вертолетов Ми-8 являются постоянными участниками международных миссий ООН. Это стабильный и предсказуемый сегмент рынка с четкими правилами игры и гарантированными выплатами.
Миссии ООН нуждаются в надежной авиационной технике для транспортировки персонала, эвакуации, логистики. Ми-8 идеально подходит для этих задач благодаря своей универсальности, надежности и относительно низким затратам на эксплуатацию.
Украинские компании годами строили репутацию надежных партнеров ООН. Они выполняют контракты качественно и вовремя, их техника соответствует всем требованиям безопасности, их пилоты имеют необходимую квалификацию.
Для Украины критически важно сохранить всю цепочку технического обслуживания в стране – от сопровождения ремонтной документации до сертификации. Чем качественнее и эффективнее работает украинская система сопровождения и ремонта, тем бесперебойнее выполняются контракты. А чем надежнее репутация украинских операторов, тем больше новых контрактов они могут привлечь и тем больше валютных поступлений принести государству.
Действия Госавиаслужбы
Первым шагом стало исправление ошибок в сертификации. На фоне неопределенности с сопровождением ремонтной документации предыдущее руководство начало выдавать сертификаты летной годности согласно SAS (Specific Airworthiness Specifications) – ограниченные сертификаты, которые не соответствовали фактическому статусу воздушных судов и были предназначены для вертолетов, готовящихся к списанию.
Это решение поставило под угрозу все международные контракты украинских операторов. Службой это было оперативно исправлено – возвращено к логике ДС-10, которая соответствует международным стандартам, а операторам предоставлена возможность продолжать выполнение контрактов без угрозы потери международного признания.
Следующим важным шагом стало решение вопроса сопровождения ремонтной документации. Создана рабочая группа с участием представителей отрасли, профильных ассоциаций, Министерства развития общин и территорий и Службы безопасности с четкой задачей – определить организацию, которая будет сопровождать ремонтную документацию вертолетов Ми-8 внутри Украины.
Рабочая группа рассматривает три варианта решения вопроса:
- передать сопровождение ремонтной документации непосредственно Госавиаслужбе;
- определить ответственную компанию через открытые и прозрачные процедуры;
- временно возложить сопровождение на Госавиаслужбу до момента выбора исполнителя.
Все три варианта имеют одну общую цель – оставить всю цепь сопровождения в Украине, обеспечить непрерывность ремонта вертолетов, гарантировать выполнение международных контрактов, защитить национальную безопасность и сохранить авиационный суверенитет Украины. Контроль над технической документацией и процессами сертификации внутри страны – это вопрос не только экономики, но и безопасности государства.
Задача Госавиаслужбы – создать условия для непрерывной эксплуатации техники, гарантировать международное признание украинских сертификатов и обеспечить возможности для украинских предприятий продолжать работать, выполнять контракты и зарабатывать валюту для государства.
