Польшей не ограничиваются. В УЗ рассказали о планах возить грузовики по железной дороге

Среда, 20 декабря 2023, 18:09 -


Инновации в действии
УЗ

Укрзализныця изучает результаты тестового контрейлерного рейса на Польшу, который отвез заблокированные на автомобильной границе грузовики почти до Кракова. 

Об этом глава департамента Укрзализныци Олег Яковенко рассказал в комментарии ЭП.

В начале декабря "Укрзализныця" запустила тестовый рейс грузовиков, которые отправили в Польшу по железной дороге в обход заблокированных автомобильных пунктов пропуска. Такие перевозки называются контрейлерными. 

Этим рейсом заказчики отправили более дорогие грузы, которые не могли простаивать в очередях на границах. Они направлялись от Скнилива, что на Львовщине, в Славкув в Польше. Движение проходило по широкой колее LHS протяженностью 400 км, которой владеет польская компания PKP.

"С одной стороны, у нас есть эти платформы (для контрейлерных перевозок - ЭП), они были отремонтированы и мы готовились к развитию такого бизнеса. С другой стороны, был толчок от бизнеса во время блокировки перевозок грузовыми автомобилями на польской границе", - рассказывает Яковенко о том, как запускали перевозки грузовиков по железной дороге. "Поэтому это положительное стечение обстоятельств и времени".

Сейчас главной проблемой является неотработанность механизмов с обеих сторон, в частности на таможне, и налаживание документооборота. В процессе тестовой отправки эти механизмы были отработаны с поляками.

Будет ли продолжать Укрзализныця работать с такими рейсами зависит от того, будут ли они экономически выгодными, и будет ли на них спрос. Яковенко говорит, что логистика тестового рейса была достаточно дорогой, поэтому сейчас УЗ работает над оптимизацией ценообразования (то есть, удешевлением), и для этого работает со всеми соприкасающимися сторонами.

Цена формируется из двух составляющих - это часть перевозки УЗ и часть перевозки за рубежом (оплата тарифа за доступ к железнодорожной инфраструктуре, локомотивную тягу в соседней стране, терминальные работы).

"Надо выяснить, где та точка, в которой это будет выгодно грузоотправителям и железной дороге. Чтобы и мы не теряли деньги, и чтобы для компаний эта цена не была заоблачной", - добавляет он. 

Кроме того, УЗ также планирует запустить поезда из Клайпеды и Каунаса (Литва) и уже провела успешное тестирование на этом направлении. В то же время при движении из Литвы контейнеры необходимо дважды переставлять с широкой колеи (в Литве) на узкую (в Польше) и снова на широкую (в Украине).

Относительно других границ, говорит Яковенко, ежедневно происходят консультации по разным направлениям. Уже состоялась тестовая перевозка полуприцепа на маршруте Киев (Лиски) - Чоп - терминал Билк (Будапешт) и в обратном направлении.

Вместе с тем, запустить такое сообщение с Польшей было легче всего из-за наличия широкой колеи. Сейчас в УЗ постоянно поступают запросы от грузоотправителей, ведь рынок увидел, что такие перевозки могут работать.

Он добавляет, что на увеличение количества контрейлерных рейсов будут влиять и точки, где можно загрузить машины: "Сейчас в Украине существует возможность загружать автомобили на поезда на терминалах ЦТС Лиски в частности в Киеве и Скнилове, дальше будем смотреть, где еще можно делать точки загрузки".

"Я считаю, что это не только история на время войны. Представьте себе - загрузить авто в Днепре на платформу, и дальше водители отдыхают до определенной точки, а не едут сами. А потом уже внутри Европы просто довозят "последние мили",- говорит чиновник УЗ. "Это наиболее современные, перспективные и экологические виды перевозок. Мы считаем, что за этими видами перевозок будущее".

 В конце концов, все решит экономика, заключает Яковенко. Если перевозки будут выгодными и бизнесу, и УЗ, рейсы будут.