Правительство утвердило наблюдательный совет Укрпочты: вошли фигурантка дела НАБУ Бернацкая и дочь Прасолова
Инновации в действии
Кабинет министров утвердил на должности членов наблюдательного совета "Укрпочты" семерых победителей отбора: пятерых независимых членов и двух представителей государства.
Об этом сообщила пресс-служба Министерства экономики.
Так, независимыми членами наблюдательного совета Укрпочты стали:
- Абдрасилов Ринат: экс-директор Кыргызской биржи, Старший партнер Cambridge Management Consulting по направлению Стратегия и цифровая трансформация для банковского дела и финтеха;
- Карновски Якуб: директор инвестфонда Luma Investment, до переназначения уже был членом наблюдательного совета "Укрпочты", ныне - член НС "Укрзализныци". В качестве эксперта от Всемирного банка участвовал в реформировании железных дорог в Таиланде, Саудовской Аравии и других;
- Кэррол Гэри Джон: Великобритания, почтовый бизнес;
- Малинская Елена: экс-глава правления Банка Кредит Днепр времен владения банком Виктора Пинчука;
- Митюков Игорь: был экс-главой наблюдательного совета Национального депозитария, в 2019 году правительство назначило его независимым членом НС Ощадбанка, но не был согласован НБУ и в конце концов уволен.
Относительно представителей государства в наблюдательном совете, назначены:
- Бернацкая Наталья: экс-первый заместитель министра юстиции, является фигуранткой дела о "Золотом Мандарин Ойл", в рамках которого получила подозрение от НАБУ в 2020 году.
- Прасолову Кристину: c 2013 года была первым заместителем председателя правления "Национального депозитария". С 2019 по 2021 год работала над таможенной реформой в составе Команды по поддержке реформ в Государственной таможенной службе Украины. С июня 2021 года до ноября 2021 года была заместителем министра экономики. Дочь Игоря Прасолова – эксминистра экономического развития и торговли времен Януковича, в начале нулевых – глава СКМ Рината Ахметова, эксдепутат от Партии регионов, эксминистр экономики и эксглава НБУ.
Отмечается, что на конкурс в наблюдательный подали документы 131 человек, а на финальной стадии отбора Номинационным комитетом было заслушано 18 человек из короткого списка претендентов - на 7 должностей.
Дело "Золотой Мандарин Ойл" и Бернацкой
Бернацкая - одна из фигуранток дела о "Золотой Мандарин Ойл", которая в январе 2020 года получила подозрение от НАБУ по обвинению в присвоении, растрате имущества или завладении им путем злоупотребления служебным положением.
По версии следствия, в сентябре 2013 года представитель ООО "Золотой Мандарин Ойл", которое связано с экс-нардепом из "Народного фронта" Георгию Логвинскому, по указанию последнего подготовил и направил в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) заявление о взыскании с бюджета Украины 54,2 млн грн.
Эта сумма - невыплаченная задолженность по стоимости мазута, который в 2008 году хранился на ТЭЦ на тот момент полугосударственного "Киевэнерго". В 2009 году суд обязал Киевэнерго вернуть имущество (то есть мазут) или возместить его стоимость. В компании утверждают, что Киевэнерго решение суда не выполнило, а обращение в исполнительную службу с этой целью не было обязательным, что и стало основанием для обращения в ЕСПЧ с жалобой на государство.
Следствие же заявляет, что несмотря на решение суда в свою пользу, компания не обращалась за его реализацией в исполнительную службу и не сообщила об этом ЕСПЧ, а также не раскрыла информацию об уступке права требования к "Киевэнерго" в пользу другой компании.
Впоследствии правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ подготовил декларацию о дружественном урегулировании спора, на основании которой обязался уплатить в пользу "Золотого Мандарина Ойл" 54,2 млн гривен из бюджета. В 2016 году Минюст выполнил решение и перевел средства.
В НАБУ заявили, что экс-нардеп договорился с руководством Министерства юстиции при содействии которого и была заключена "мировая". Сторона защиты заявляет, что такие "мировые" являются стандартной практикой после решений ЕСПЧ.
В январе 2020 года в рамках дела Бернацкая получила подозрение. Также подозрение планировали вручить Логвинскому, однако ЕСПЧ отказался снимать с него иммунитет как мужу судьи ЕСПЧ Анны Юдковской. В феврале того же года Высший антикоррупционный суд назначил Бернацкой залог в 7 миллионов гривен, который она впоследствии внесла.
В комментарии Forbes, Бернацкая заявила, что после решения Большой Палаты ЕСПЧ о том, что НАБУ нарушило международное право и давило на свидетелей с целью незаконного преследования лица и отказ в снятии иммунитета с главного "подозреваемого" по тому делу, она якобы больше не имела перспектив.
По ее словам, дело так и не передали в суд, а сейчас в Европейском суде рассматривается ее индивидуальная жалоба о нарушении Конвенции.
"После этого я уже была членом наблюдательного совета коммерческого банка и репутационных вопросов не возникало. В Украине действует презумпция невиновности, поэтому законодательство ставит вопрос только наличия или отсутствия судимости", - отметила Бернацкая.
Дополнено 31 марта позицией Логвинского: Сама фабула этого дела о совершении преступления путем исполнения решения международного суда вызывает глубокое сомнение в серьезности его авторов и подлинности их намерений.
Несмотря на международный резонанс, вызванный некомпетентностью правоохранительных органов, выводы лучших экспертов в сфере ЕСПЧ о том, что здесь нет преступления, а наоборот есть обязанность государства восстановить права пострадавшей компании, детективы считали себя более осведомленными в практике ЕСПЧ, чем Председатель Конституционного трибунала Польши, судьи ad-hoc, и, наконец, и сам ЕСПЧ. Что наталкивает на мысль о другой цели расследования, чем раскрытие преступления.
Тезис о том, что адвокат может быть преступником за обращение в суд или защиту прав человека, вызвал массовые акции всего юридического сообщества. Ведь, по такой логике следствия, любой адвокат - уже преступник.
Общественные деятели неоднократно говорили о других причинах этого уголовного производства, что и было в дальнейшем подтверждено ЕСПЧ.
Окончательную точку в этом деле поставил сам ЕСПЧ, который всем составом Суда впервые в истории своим решением не только отказался снимать иммунитет, не увидев нарушений, но и обвинил НАБУ в нарушениях международных обязательств Украины.
Сейчас уже закончена коммуникация по индивидуальным жалобам фигурантов производства, в том числе, и моей, где ЕСПЧ поставил вопрос о политическом преследовании (ст. 18 Европейской Конвенции), нарушение которой ранее было констатировано только дважды: по делам Тимошенко и Луценко при преступном режиме Януковича.
Новость была обновлена 29 марта и дополнена позицией стороны защиты в деле "Золотого Мандарина Ойл".