Эксперты рассказали, какой была миграционная политика Украины до войны, и есть ли сейчас положительные изменения

Четверг, 15 сентября 2022, 20:50 -


Инновации в действии

До полномасштабной войны в Украине миграционная политика была формальной и "не заинтересованной в том, чтобы наши граждане возвращались". С получением Украиной статуса кандидата в члены ЕС и подготовкой к дальнейшему вступлению в ЕС уже есть положительные изменения.

Об этом шла речь в ходе дискуссии "Трудовая миграция после войны: готовы ли мы к новым тенденциям?", которую провел Центр социально-экономических исследований CASE Украина совместно с ЭП.

"В связи с получением Украиной статуса кандидата в члены ЕС и подготовкой к дальнейшему вступлению в ЕС у нас в турбо-режиме начинается изменение законодательства и приведение этого законодательства в более высокие европейские, международные стандарты.

Любая политика государства – это в первую очередь о договоренностях между государством и гражданином. Эти договоренности – это как раз права человека. И права человека – это, в первую очередь, экономический показатель. Чем большее соблюдение прав человека в стране, тем больше экономических ростов и экономической привлекательности для страны", - заявила адвокационный эксперт БФ "Право на Защиту" Юлия Черватюк.

Говоря о миграционной политике Украины до войны, Черватюк заявила, что не предпринималось активных действий по возвращению украинских граждан.

"Такая политика была формальной и не заинтересована в том, чтобы наши граждане возвращались. Что касается привлечения трудовых мигрантов из других стран, то в Украине, учитывая то, что записано в стратегии, не столь была сильна миграционная привлекательность", - добавила экспертка.

"Мы не знаем, что будет после нашей победы, возможно, у нас будет вал работников из других стран. Но в первую очередь нам нужно понимать, что мы должны обеспечивать собственных граждан.

Сегодня миграционная политика меняется: так, сегодня Верховная Рада уже приняла ряд законопроектов - 5795, 6054, которые упрощают привлекательность для того, чтобы граждане других стран могли приехать, они убирают те барьеры, которые были. То есть на сегодняшний день мы уже видим положительные изменения", - резюмировала Черватюк.

По словам исполнительного директора "Европа без барьеров" Ирины Сушко, до войны в миграционной политике "нам не хватало определенной матрицы, понимания миграции вообще как отдельной сферы госполитики".

Так, по ее словам, "трудовая миграция мигрировала и продолжает мигрировать в государственном управлении".

"Если бы мы задали первый вопрос – кто сегодня осуществляет управление трудовой миграцией, то даже экспертам было бы сложно ответить дорзу и однозначно.

С одной стороны, главный закон о внешней трудовой миграции, появившийся относительно недавно (в 2015 году) - в целом очерчивает целый ряд центральных органов исполнительной власти, органов самоуправления, так или иначе вовлеченных в процесс регулирования трудовой миграции.

Едва ли не ключевым изменением, которое произошло за этот период, это то, что Государственная миграционная служба в целом отвечает, например, за предложение, разработку политик. В то же время, например, еще недавно Минсоцполитики было ключевым профильным органом власти в этой сфере.

Но фактически эти функции были переданы Минэкономразвитию, но при этом же, например, проблематикой реинтеграции трудовых мигрантов все еще занимается Минсоцполитики. Так, во время пандемии мы видели хаотическое вовлечение практически всех органов власти. Нам не хватает согласованности определенных законодательных норм и уже абсолютно пора пересмотреть закон о внешней трудовой миграции.

Также требует кардинальных изменений стратегия по государственной миграционной политике до 2025 года, потому что очень многое произошло существенных изменений, которые будут влиять на все те цели и задачи, которые там прописаны", - рассказала Сушко.

Экономическая правда