Распродажа российских банков и легальный контрафакт: итоги на экономическом фронте
Инновации в действии
Война против Украины окончательно выбила Россию из списка цивилизованных стран. С российскими дипломатами никто не хочет иметь ничего общего, а их выступления на международных мероприятиях игнорируют. Российские компании теряют рынки сбыта, а иностранные прекращают работу в стране-агрессоре.
Даже российская нефть, жизненно необходимая многим государствам мира в условиях энергетического кризиса, не может найти своего покупателя без дополнительной скидки.
Токсичность России испытывают не только страны Запада, но и, казалось бы, союзные государства, такие как Казахстан. Банкам последнего уже запретили помогать россиянам обходить запрет на использование карт Visa и Mastercard. И сейчас Казахстан пошел еще дальше и вытесняет российский капитал из своей банковской системы.
Будучи за пределами цивилизации Россия прибегает к диковинному поведению и на государственном уровне поощряет кражу иностранного имущества (в том числе находившихся в лизинге самолетов) и разрешая контрафакт.
"Танцы" вокруг нефтяного эмбарго
Анонсированное эмбарго на поставку российской нефти в ЕС до сих пор не согласовано всеми странами-членами блока. В частности, наиболее зависимые от российской нефти Венгрия, Словакия и Чехия публично выступают против такого шага.
Так что у Евросоюза не остается ничего другого, кроме как искать компромисс. В частности, предусмотреть исключение из нефтяного эмбарго для этих трех стран до 2024 года. В то же время, для остального ЕС запрет на импорт российской нефти начнет действовать уже до конца 2022 года.
И хотя нефтяное эмбарго может оказаться тяжелым ударом для промышленности Словакии, Венгрии и Чехии, оно не станет для них смертельным.
В частности, премьер-министр Чехии Петр Фиала уже нашел способ, как заменить российскую нефть. Альтернативные поставки его страна надеется извлечь из трубопровода TAL после его дополнительной модернизации.
"TAL бы решил наши проблемы. Это тоже самый простой вариант, потому что нам не нужно строить ничего нового, этого было бы достаточно, чтобы расширить мощности", – отметил Фиала.
И пока дискуссии вокруг нефтяного эмбарго еще продолжаются, Россия уже терпит потери. В частности, в минфине агрессора подсчитали, что по итогам апреля 2022 года там недополучили более 133 млрд. рублей нефтегазовых доходов. Из запланированных 798 миллиардов рублей дополнительных нефтегазовых поступлений практически было получено только 665 миллиардов рублей.
Эти дополнительные доходы российское правительство заложило из-за более высокого уровня цен на газ и нефть, однако, вероятно, из-за проблем с их поставкой и необходимостью делать скидки на нефть, чтобы ее хотел купить хоть кто-то, объем этих дополнительных поступлений оказался намного меньше.
В то же время, в российском минфине не теряют оптимизма: даже несмотря на уже объявленные планы ЕС ввести нефтяное эмбарго, на май там прогнозируют получить 414 млрд рублей дополнительных нефтегазовых доходов (т.е. не учтенных в российском бюджете на этот год).
Распродажа казахских банков
Между тем, крупные российские банки решают массово выходить с рынка дружественного Казахстана. Основная причина — санкции, не позволяющие подсанкционным российским банкам полноценно работать за границей.
Первым о выходе из казахского рынка объявил Альфа-Банк. Свою казахскую "дочь" там продали банку "ЦентрКредит" в рекордно сжатые сроки.
"Соглашение по приобретению Альфа-Банк Казахстана было профинансировано из собственных средств Банка ЦентрКредит. В настоящее время уже запущена работа по ребрендингу банка, который станет полностью казахстанским, которым является Банк ЦентрКредит, работающий на рынке более 33 лет", - сообщили в банке-покупатели.
Завершить соглашение и полностью интегрировать казахскую "Альфу" там планируется после завершения процедур по снятию западных санкций с активов приобретенного банка.
Продать свою казахскую дочь намерен и государственный Сбербанк. Претендентом на покупку является государственный холдинг Казахстана Байтерек.
Сбербанк Казахстан занимает 4 место в банковской системе страны по объему активов, которые на 1 апреля составляли $6,2 млрд, капитал равнялся $848,7 млн.
При этом, по данным источников издания Frank Media, сумма сделки вряд ли превысит 0,3-0,5 капитала, что составляет около $250-425 млн.
Вторичные санкции становятся все большей проблемой для компаний
Россию оставляют без европейских компаний, обеспечивающих изготовление бумаги. Если вчера о выходе с рынка агрессора сообщил производитель бумаги Mondi, то сегодня о прекращении деятельности в РФ сообщил производитель химикатов для изготовления финской бумаги Kemira.
Но не всем удается спокойно прекратить деятельность. Все больше иностранных компаний при работе с Россией затрагивают вторичные санкции и растущий бойкот контрагентов.
Западные СМИ сообщают, что ряд китайских частных компаний, в том числе производитель компьютеров Lenovo и производитель гаджетов Xiaomi, без публичного объявления прекратили поставки своей продукции в РФ. Компании с одной стороны не хотят идти вразрез с заявлениями официального Пекина, а с другой – боятся подвергнуться ограничению вторичных санкций и потерять важные рынки США и Европы.
Правда, агрессор нашел выход из таких бойкотов, как всегда по-беспределу. Минпромторг РФ сегодня издал список брендов на 20 страницах, которые можно завозить в Россию без разрешения правообладателя. По факту РФ легализовала контрафакт, хоть и назвала это "параллельным импортом". В список уже попали смартдевайсы Apple, популярные фены Dyson, игровые консоли X-Boх и Play Station, автомобили Tesla, Jaguar и еще десятки марок и категорий. Так что вполне возможно, что китайские девайсы тоже будут импортировать "параллельно".
Вторичные санкции могут как заставить компании разорвать бизнес-связи с российским рынком, так и могут помешать выйти из России. К примеру, польский ресторанный холдинг AmRest, владевший в России франшизой фастфудов KFC и Pizza Hut, не смог продать ее из-за санкций, наложенных на потенциального покупателя ВТБ. Теперь компании придется искать нового претендента на активы, но процесс может быть усложнен из-за риска для польской компании попасть под действие вторичных санкций.