Дешевеющий газ без Газпрома и пятикратное падение продаж авто: итоги на экономическом фронте
Одна за другой страны Европы начинают понимать губительное влияние зависимости от российских энергоресурсов на их экономику. Не в последнюю очередь это понимание приходит благодаря действиям самого Газпрома, годами кормившего европейцев "дешевым газом" взамен на политическое и экономическое влияние.
Без стабильных источников сбыта газа и нефти, на которую вот-вот должны быть введены постепенное эмбарго, российская экономика возникнет сразу с несколькими проблемами: во-первых, поступления от экспорта энергоресурсов упадут, что поколебнет финансовую стабильность и исключит щедрые социальные выплаты.
Во-вторых, добытые нефть и газ просто некуда будут девать, из-за чего России придется консервировать месторождения и сокращать количество рабочих мест в нефтегазовом секторе.
При этом Россия сама неустанно приближает день полной независимости Европы от их газа и нефти. В частности, нарушая работу украинской ГТС, из-за чего объем транзита через Украину сократился на треть.
Без Газпрома дешевле
В конце апреля Россия решила пойти ва-банк и начала перекрывать поставки газа для некоторых "недружественных" стран, чтобы заставить сдачу платить за газ рублями. Под удар попали Польша и Болгария, которые до этого активно подгремили Украину.
Газовый шантаж, правда, не сработал. Как оказалось, "незаменимому" российскому газу достаточно просто найти замену.
Так, в Болгарии этой заменой стал газ из США. Да, страна уже договорилась с США о поставках газа на июнь. При этом стоимость законтрактованного газа оказалась даже ниже стоимости российского газа.
27 апреля "Газпром" прекратил поставки газа в Болгарию и Польшу за отказ платить в рублях. Болгария потребляет около 3 миллиардов кубометров газа в год, из которых более 90% поступало из России.
Болгария активизировала переговоры с Азербайджаном об увеличении поставок газа и надеется договориться о соглашениях по СПГ через терминалы в Греции и Турции.
Нашли замену российскому газу и в Германии. Страна с утра 11 мая ощутила на себе последствия российской агрессии против Украины, когда объемы транзита газа в ФРГ сократились на треть. Украина была вынуждена со среды, 11 мая, прекратить транзит газа через станции в Луганской области, которые оказались на временно оккупированной Россией территории – через этот пункт осуществляется поставка трети газа в Европу.
Однако немецкие потребители не почувствовали проблем, потому что российский газ Германии удалось оперативно заменить газом из Норвегии и соседних Нидерландов.
Большинство импорта российского газа в Германию перешли на "Северный поток-1". При этом правительство страны уверяет, что не собирается возвращаться к идее возобновления строительства "Северного потока-2". Даже несмотря на препятствия в поставках газа в ЕС через Украину.
Пятикратное падение продаж на авторынке
Санкции и выход из российского рынка западных компаний уже приносят свои небольшие результаты. В частности, их можно увидеть на российском авторынке.
По итогам апреля 2022 года продажи новых легковых машин и малогрузовых грузовиков в России упали почти в 5 раз – на 78,5%. Такое падение превысило даже пессимистические прогнозы.
В частности, продажи АвтоВАЗа в апреле упали на 78%, за четыре месяца с начала года продажи снизились на 50%, до 61 218 автомобилей.
Как сообщалось ранее, французский автоконцерн Renault передаст свою долю в 68% в "АвтоВАЗе" Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту "НАМИ".
Сократились продажи и для других компаний. Вероятно, продажи стали сокращаться на фоне выхода иностранных автопроизводителей из РФ.
Ранее российская ассоциация европейского бизнеса прогнозировала, что в 2022 году продажи новых автомобилей в РФ могут сократиться на 50%, до 800 тысяч штук, что станет самым большим падением российского авторынка за всю его историю.