Закон о локализации был принят без рисков для отношений с ЕС и экономики
Конец эпохи офшоров
Рада приняла закон о локализации без норм, которые нарушали международные договоры и критиковались экономистами.
Об этом известно из документа №3739 на сайте ВРУ.
Авторы считают, что предпочтение отечественным промышленным товарам при закупках должно изменить ситуацию с падением украинской промышленности.
Что меняется
Закон временно, с 2022 года и на 10 лет, обязывает государственные учреждения и предприятия при публичных закупках соблюдать определенную долю украинских составляющих в предмете закупки стоимостью свыше 200 тысяч грн.
Ко второму чтению закон претерпел значительные изменения.
Так, депутаты решили вводить требования к локализации постепенно и плавно. В первый год действия закона доля made in Ukraine в товарах госзакупок должна составлять не 25-40%, как предлагалось ранее, а только 10% - независимо от объекта закупки.
Степень локализации, то есть соотношение украинских составляющих в удельном весе стоимости товара, будет расти каждый год. В 2022 году ее установят на уровне от 10%, а дальше будет прибавлять 5 п.п. ежегодно до 2028 года, когда достигнет 40%.
Будут касаться такие изменения не всех закупок, а только отдельных категорий. Среди них – трансформаторы, автомобили скорой помощи, общественный транспорт и другие транспортные средства, железнодорожные локомотивы и пассажирские вагоны, вертолеты и самолеты.
Также в окончательной версии законопроекта CPV-коды решили заменить четко прописанными названиями товаров. Это решило вопрос того, что требования к локализации могли относиться к целому ряду товаров, аналогов которых в Украине не производят.
За что критиковали законопроект
В целом у критиков законопроекта о локализации было две основные претензии. Первая заключалась в том, что одномоментное введение требования по локализации целого спектра товаров в размере 25-40% могло привести к фактическому запрету на ввоз в Украину целого ряда товаров.
Дело в том, что CPV-коды в государственных тендерах используются не только для закупки конкретных товаров, названия которых в них указаны, но и для закупки их отдельных частей или вообще подобных товаров.
По расчетам КШЭ, фактический запрет на импорт целого ряда видов товаров, который содержался в принятом в первом чтении законопроекте о локализации, мог стоить экономике Украины 0,5% ВВП ежегодно вместо ожидаемого депутатами дополнительного роста почти на 4%.
Однако ко второй версии законопроекта товаров в перечне стало значительно меньше, и сейчас фактически "уже нельзя говорить о том, что принятие документа депутатами приведет к запрету на их импорт", - констатируют в КШЭ.
Кроме того, в начальной редакции документ нарушал взятые Украиной обязательства в рамках Соглашения об ассоциации и Всемирной торговой организации.
Вместо этого ко второму чтению из-под действия закона вывели товары и услуги, изготовленные в странах, с которыми Украина заключила международные договоры о государственных закупках. В частности, странами ЕС и ВТО.
Однако, как пишет Европейская правда, ограничения на закупку продукции машиностроения будут распространяться на Турцию, Беларусь, Россию и тому подобное, с которыми Киев не имеет таких договоров.
Экономическая правда