Как начать бизнес: 7 советов начинающему предпринимателю от опытного инвестора Габриэля Кокуашвили
Инновации в действии
От идеи на бумаге до полноценного успешного бизнеса – не один шаг. Я прошел этот путь сам, обнаружив немало подводных камней. И как основатель инвестиционной компании Finbert, уже более 15 лет прохожу его заново вместе со стартапами из США, Израиля, а с недавних пор – Украины.
Мы помогаем бизнесам на всех стадиях развития прямыми и венчурными инвестициями, предлагаем кредитование и участие в управлении. Среди клиентов много новых предпринимателей на этапе перспективной идеи или MVP (минимально жизнеспособного продукта).
Поэтому я по собственному опыту знаю, какие ошибки больше всего допускают молодые бизнесмены. Вот 7 советов для начинающих предпринимателей, которые повысят их шансы начать мощный бизнес.
1. Разберитесь с законом
Если вы хотите построить серьезный взрослый бизнес с перспективой масштабирования, он должен быть официальным. Для этого необходимо ознакомиться с законодательством страны, в правовом поле которого будет работать ваше предприятие.
Чтобы открыть ФЛП или зарегистрировать юрлицо, выбрать систему налогообложения, получить все разрешительные лицензии, выдержки и справки, упорядочить документацию, нужен ресурс времени, терпения и сил. Когда речь идет об открытии бизнеса, предприниматели так горят идейными вопросами, что забывают о дружбе с законом или откладывают ее в последний момент. Затем "бумажная" волокита уносит силы, утомляет и съедает часть страсти и мотивации, а их запасы еще не раз понадобятся на следующих этапах.
Советую иметь под боком контакты знакомого юриста, который просветит во всех тонкостях дела и сможет объяснить их на пальцах, чтобы вы подготовили бизнес к легальной деятельности быстро и безболезненно.
2. Планируйте свою деятельность
90% успеха предприятия зависит от цифр, планов, расчетов и всего 10% – от внутренней интуиции собственника. Всем нам нравится идти по собственному пути, но начинать бизнес лучше по проверенной схеме.
- Проанализируйте рынок
Вы не обязательно должны быть суперинновационным стартапом и придумывать велосипед. Новая, незабитая ниша, где нет конкурентов – это минное поле. Подумайте, почему так получилось. Возможно, там до сих пор нет игроков, потому что подобный продукт никому не нужен или объем рынка слишком мал на перспективу.
Нет необходимости делать то, чего никто раньше совершенно не делал. Если это ваш первый бизнес, поставьте задачу создать продукт, который в чем-то конкретном превзойдет конкурентов. Это и будет ваше уникальное торговое предложение.
- Составьте бизнес-план
Бизнес-план поможет не только оценить потенциал проекта для себя. Обычно это первый документ, на который обращают внимание, когда вы хотите взять кредит в банке, получить государственные гранты. а также привлечь инвесторов.
Кстати, при составлении бизнес-плана мы часто переоцениваем то, что можем сделать за год, и недооцениваем то, чего способны достичь за десять.
- Просчитайте финансовую модель
Многие бизнесы прогорают именно из-за финансовых потерь, за которые собственники потом рассчитываются годами. Финансовая модель приводит порядки в бюджетах. Здесь нужно учесть доходы, расходы, вложения, цены и т.д. Важно быть гибким и создать разные сценарии развития: оптимистический, базовый, пессимистический.
- Пропишите бизнес-процессы
Каждый бизнес-процесс имеет определенную цель, подчиненную общей цели предприятия; работника, отвечающего за это; ресурсы; систему контроля качества и исправления ошибок; свои KPI. Именно процессы определяют, как компания работает: ищет сотрудников, решает задачи клиентов, производит продукцию, масштабируется.
Молодым предпринимателям особенно нужны четко прописанные бизнес-процессы: это поможет избежать хаоса и начать эффективную работу.
3. Делайте то, что приносит деньги
Часто начинающие бизнесмены пытаются ухватиться за все сразу и с первого дня строят "красивый" бизнес – с пафосной миссией, видением, стратегией; креативной айдентикой. Тем более, сегодня наибольший успех имеют компании с хорошо продуманной коммуникацией.
Я бы не советовал сначала сосредотачиваться на абстрактных вещах. Следует помнить: первоочередная задача бизнеса – зарабатывать деньги, решая проблему потребителя. Придумать идеальное название бренда, найти правильный логотип, настроить социальные сети и прочесть командой еще несколько популярных бизнес-книг – полезно, но это не то, что быстро делает дело прибыльным.
Начинайте с MVP. Вначале вам важно выяснить одну вещь: может ли ваш бизнес вообще продавать и получать прибыль? Нужен ли ваш товар или услуга целевой аудитории?
4. Отдыхайте
Когда человек стартует бизнес, начинает работать 24/7. Особенно на этапе запуска, когда все за всех нужно продумать и предусмотреть, а ответственность за успех лежит только на тебе.
Это одна из неочевидных, но распространенных ошибок. На энтузиазме предприниматель перерабатывает, заполняет мыслями о бизнесе все мыслительное пространство – это первая стадия выгорания. Ненормированный рабочий график и слишком большая нагрузка приводит к тому, что человек истощается и теряет любое желание идти дальше.
В найме доход определяет количество времени, проведённого в офисе. В бизнесе – количество дел, сделанных за это время. Определите пределы своего рабочего дня и в этот промежуток старайтесь работать как можно продуктивнее. В качестве примера ставьте четкие задачи: вместо того, чтобы найти поставщика, составить список 10 потенциальных поставщиков и связаться с наиболее приемлемым кандидатом.
Остальное время выделяйте на отдых, хобби, восстановление ресурса. Советую учиться молодым предпринимателям отвлечься и дистанцироваться от работы: бизнесу нужен свежий руководитель.
5. Делегируйте
Еще один совет – не брать на себя слишком много. Начинающим хочется держать все в своих руках, но главный ресурс предпринимателя – время. Не стоит хвататься за каждый процесс: учитесь делегировать.
Хороший бизнес – тот, который сможет продолжить эффективную работу, когда его владелец изменится. Для этого следует строить крепкую инфраструктуру внутри, инвестировать в людей, накапливать вокруг себя талантливых специалистов. Помните, что искать людей во вакансиях – не всегда выигрышная стратегия. Если видите ценного специалиста на рынке, который пригодится компании, забирайте его в команду.
6. Найдите ментора
Ментор – опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места и подскажет возможности роста. К тому же это нетворкинг: полезные знакомства и новые контакты.
Обычно менторам тоже помогали одно время, и теперь они хотят поделиться знаниями. Некоторые предприниматели занимаются менторингом, когда в их бизнесе не сезон. Найти таких можно через знакомых, в соцсетях, на платных сервисах или с помощью конкурсных программ-акселераторов.
7. Не забывайте об обучении
Набивать шишки на ошибках и эмпирически приобретать опыт на практике – хорошо, но иметь теоретическую базу – еще лучше. Повышайте квалификацию на курсах и тренингах, постепенно разбирайтесь во всех аспектах ведения бизнеса: маркетинге, финансах, менеджменте, продажах, коммуникациях, рекрутинге и т.д.
Тем более, что много бесплатных учебных материалов для начинающих предпринимателей есть в открытом доступе: на каналах в ютубе, на образовательных платформах таких как Prometheus или государственных инициатив – таких, как "Дия.Бизнес".