Кабмин хочет отменить регулирование цен на продукты
МЭРТ в ближайшее время порекомендует правительству признать успешными результаты пилотного проекта по отмене государственного регулирования цен на продукты питания, который действовал в Украине с 1 октября 2016 до 1 января 2017 года, и ввести его на постоянной основе.
Таким образом, 20-летняя практика сдерживания цен за счет ограничения торговых наценок на социальные товары может быть отменена, пишет LIGA.net.
"Проект решения об отмене госрегулирования будет в ближайшее время опубликован на официальном сайте министерства для обсуждения", - говорится в сообщении МЭРТ.
Как пишет издание, украинские чиновники называют норму о госрегулировании цен на продукты пережитком прошлого.
По словам главы совета НБУ Богдана Данилишина, де-юре постановление №1548, которым установлены вышеуказанные полномочия, не отменено. Однако де-факто с 2014 года оно не работает, потому что в Украине введен мораторий на проверки бизнеса, а также расформирована Госценинспекция, которая контролировала правильность формирования цен на товары, подлежащих государственному регулированию. Функции расформированной в 2015 году Госинспекции якобы переданы Госкомстату, отчеты которого не соответствуют реальной ценовой динамике.
Первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефьодов считает, что вмешательство в формирование цен на продукты искажает конкуренцию, ограничивает доступ на рынок, провоцирует рост цен и создает возможности для злоупотреблений.
Соглашается с ним и генеральный директор ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Тарас Высоцкий.
"Еще в 2014 году профильные ассоциации выступали за отмену этого постановления, поскольку уже тогда оно не работала, но при этом позволяло чиновникам получать откаты", - говорит он. И это легко доказывают цифры.
По данным пресс-службы МЭРТ, исследование, проведенное по итогам эксперимента, показывает, что прекращение государственного ценового регулирования существенно не повлияло на динамику цен на рынке и потребительские настроения граждан.
Министерство проанализировало динамику цен на продовольствие и пришло к выводу, что в четвертом квартале 2016 при инфляции в 5,6% против 1,4% в 2015 году цены на продукты питания росли меньшими темпами - 4,5% против 5,4%.
Динамика цен по 17 группам товаров, регулирование ценообразования которых было приостановлено, практически не отличалась от 2015 года. В обоих случаях в пределах 3-10% цены выросли по семи группам товаров, более 10% - по пяти.
В МЭРТ отмечают, что наибольший рост цен в четвертом квартале 2016 зафиксировано в категории молочных продуктов (10-22%) и на куриные яйца (40%).
При этом удорожание молочки в МЭРТ объясняют сезонным фактором и ростом закупочных цен на молоко. А по ценам на яйца в министерстве отметили, что декабрьская цена на них в 2016 году была ниже, чем в декабре 2016-го (20,95 грн против 24,27 грн за десяток), то есть цены "возобновились после их катастрофического падения весной и в середине года (до 9-10 грн за десяток)", когда украинский экспорт этой продукции был ограничен из-за подозрений в заражении сальмонеллой, что привело к перенасыщению рынка.
Также, по результатам анализа эксперимента, нет эффекта от установления нормативов рентабельности в 2-15% в зависимости от региона и вида продукции, поскольку фактическая рентабельность производства пищевых продуктов значительно выше, и только официально по данным Госстата составляла 4,8% в 2015 году.
В то же время, по данным Госстата, в 2014 году индекс потребительских цен на продукты питания (декабрь к декабрю предыдущего года) составил 124,5%, в 2015 году - 140,1%, в 2016 году - 103,2% (при этом в прошлом году потребительские цены на хлеб выросли на 7,4%, а молочные продукты поднялись в цене почти на треть).
В январе 2017 также наблюдаем существенный рост цен на социально значимые виды продовольствия: хлеб в течение месяца вырос в цене на 2%, говядина и молочные товары - в пределах 5%, овощи - на 8%, картофель - на 12%.
При этом рост цен не связан с дефицитом продовольствия.
По данным Данилишина, в среднем у украинцев 57% всех потребительских расходов приходится на продовольствие, а у населения с самыми низкими средними доходами на душу расходы на еду превышают 80% всех совокупных расходов.
"То есть фактически находятся в продовольственной опасности (по международным критериям продовольственная опасность наступает тогда, когда 60% от общих расходов составила расходы на продовольствие)", - говорит он.
Несмотря на проведенные исследования, ожидаемого эффекта от отмены госрегулирования цен в МЭРТ не обнародуют.
Данилишин считает, что отменять госрегулирование сейчас не время.
"Нынешняя социально-экономическая ситуация не может быть аргументом в пользу целесообразности устранения государства от процесса регулирования цен на основные виды продуктов питания", - говорит он, добавляя, что могут активизироваться недобросовестные предприниматели спекулянты.
По мнению Данилишина, процесс отмены административного регулирования цен на продовольствие даже в стабильных условиях развития страны должен сопровождаться введением адресных программ продовольственной поддержки для наиболее уязвимых слоев населения.
Напомним, 22 сентября Кабинет министров утвердил пилотный проект отмены государственного регулирования цен на продукты питания с 1 октября 2016 до 1 января 2017.
Читайте также: Цены на продукты освободили от госконтроля. К чему это привело?